Античный апокалипсис. Кто пережил последний день Помпеи? Что случилось с городом помпеи Когда помпеи были уничтожены

Автор, исследуя уничтоженный вулканом якобы древнеримский город Помпеи, доказывает, что на всей традиционной истории нужно ставить жирный крест. Строго в рамках той же традиционной истории - произошедшее в Помпеях уравнивает 79 год нашей эры с 1631 годом.


В результате многолетних исследований автор пришел к сенсационному выводу, что Помпеи исчезли с лица земли не в I веке н.э., а в результате мощнейшего извержения Везувия 16 декабря 1631 года. Данная версия нашла подтверждение и в письменных свидетельствах современников этого извержения. Как оказалось, существует масса свидетельств упоминания Помпей, как средневекового города и даже как современника эпохе Возрождения. Позиция автора подкреплена многочисленными фотографиями из его экспедиций на место событий.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всем известно, что 24 августа 79 года н.э произошло извержение Везувия, и в результате этого извержения были засыпаны античные города Геркуланум и Помпеи. Но как возникла эта датировка? Кто, как и когда решил, что Помпеи погибли от извержения вулкана Везувия именно в 1-ом веке н.э.? Вся официальная литература, учебники, туристические справочники, весь интернет пестрят перепечатанной друг у друга почти слово в слово, сказкой про письма Плиния Младшего Тациту, где он описывает извержение Везувия, якобы приведшего к гибели Помпей. Почему сказкой? Потому, что даже не задаваясь вопросами о реальности Плиниев и Тацита, как исторических персонажей и разночтениями в датах и текстах переводов разных лет, достаточно обратить внимание хотя бы на то, что Плиний Младший не упоминает в своих письмах Помпеи и Геркуланум, ни как города побережья, ни, тем более, как погибшие вместе с его дядей, Плинием Старшим в результате одной и той же катастрофы.

Следует обратить внимание, что во всех первопечатных изданиях, вообще отсутствует понятие «в каком году» произошло извержение и только в дальнейшем, при согласовании лет жизни упомянутых Плинием персонажей с хронологией Древнего Мира, принятой по другим древним авторам, возникает год.

Описание гибели дяди Плиния Младшего в его письмах к Тациту больше походит на отрывок из художественного произведения. Плиний Старший, увидев необычное облако над Везувием, немедленно приказал снарядить легкую быстроходную галеру - либурнику - и предложил племяннику плыть с ним в Стабию, но тот отказался. Перед самым отплытием, Плиний Старший получает от жены своего друга Тасция письмо, в котором она просит помощи. Ее дом находился у подножия Везувия, в Ретине (В других вариантах Ретина, или Ресина, оказывается именем этой женщины). Дороги завалило толстым слоем пеплов и туфов. Для спасения оставался только путь через залив. Плиний немедленно изменяет план и приказывает подготовить квадриремы - тяжелые галеры с четырьмя рядами гребцов с каждой стороны. Квадриремы Плиния, быстро миновав большую часть Неаполитанского залива, вошли в зону густого пеплопада. На суда падали огненные обломки пемзы и небольшие угловатые куски лавы. Пристать где-то в районе современного Торре Аннунциата уже было невозможно - берег поднялся на несколько метров. Плиний решает плыть в Стабию к Помпониану, сыну своего друга и покровителя Помпония Секунда. Стабия (ныне Кастелламаре) находилась всего лишь в 8 - 10 км от Помпей, но пеплопад там еще не был сильным.

Пристав к берегу и быстро погрузив вещи Помпониана на квадрирему, Плиний не смог сразу же отплыть - был встречный ветер (северный или северо-западный). Он принимает решение остаться на ночь в доме Помпониана. Это стоило ему жизни. Плиний спал, а дом ходил ходуном от частых подземных ударов. Из-за непрерывно падающего пепла невозможно было открыть двери. Рано утром Плиний Старший вышел на берег моря. Была кромешная тьма, сверху непрерывно летела легкая и пористая пемза. Он лег на разостланный парус, надев на голову подушку, предохранявшую от падающей пемзы. Воздух стал горячее, все почувствовали усиливающийся запах серы. Плиний приподнялся с помощью двух своих рабов и тут же упал замертво, скоропостижно скончавшись, по-видимому, от инфаркта.

Гай Светоний Транквиил в «Жизни двенадцати цезарей» приводит другую версию гибели Плиния Старшего:

«Командуя мизенским флотом, он при извержении Везувия поехал на либурнской галере, чтобы ближе разведать причины события, но противный ветер помешал ему вернуться, и он был засыпан пеплом и прахом, или, как полагают некоторые, был убит своим рабом, которого, изнемогая от жары, попросил ускорить свою смерть.»

Известный русский историк Татищев (кн. 1-4, 1768 – 1784) так пишет о Плинии Секунде Старшем: «Сей славный философ родился в лето Христово 20-е, следственно, пред концом жизни Страбона. Умер в лето Христово 76-е на горе Везувии, которую из любопытства желая осмотреть, от курения из оной задохнулся.»

В 1631 году история повторилась. 16-го декабря началось извержение и население близлежащих городов и деревень в панике бежало в сторону Неаполя. Пепел и вулканические бомбы засыпали окрестности Везувия. На следующий день, вслед за разрушительными потоками грязи - лахар, к морю устремились потоки лавы. 18-го декабря извержение сошло на нет и 19 декабря, так же как и у Плиния, была организована эвакуация морским путем оставшихся в живых. По разным данным в результате этого извержения погибли от 4-ех до 18-ти тысяч человек.

После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет, вплоть до декабрьского извержения 1631 года, нет никаких более-менее достоверных сведений об извержениях Везувия. Выглядит так, что активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг успокоился, накапливая силы, на целых 500 лет! Начиная с 1631 года своей активностью Везувий уже не прекращает беспокоить жителей Кампании вплоть до последнего извержения 1944 года.

А не может быть, что Помпеи погибли именно в результате этого декабрьского извержения 1631 года? Сохранились ли документальные свидетельства этого сравнительно позднего природного катаклизма? Нет ли в них дальнейших параллелей с приведенным выше описанием Плиния Младшего? Оказывается, такие свидетельства есть и их довольно много.

В книге Alcubierre, R., et al., Pompeianarum Antiquitatum изданной в Неаполе в 1860 году приводятся дневники раскопок за период с 1748-го по 1808 год. В ней, кроме всего прочего, описывается артефакт под инв.ном. 16, обнаруженный 16 августа 1763 года в виде статуи с надписью, приписываемой Сведию Клеменсу, в которой упоминаются Помпеи и хранящийся, якобы, в Неаполитанском музее.

LOCA PVBLICA A PRIVATIS

POSSESSA T. SVEDIVS CLEMENS

TRIBVNVS CAVSIS COGNITIS ET

MENSVRIS FACTIS REI

PVBLICAE POMPEIANORVM

Так вот, на самом деле, этой статуи там нет и о ней никто ничего не знает. Нет ее и в музейном каталоге "античных надписей". Кроме того, согласно данной книге, надпись была на пьедестале какой-то статуи из травертина, а в Помпеях сегодня стоит посреди дороги на возвышении обыкновенный камень с тем же самым текстом! Как так может быть? А вот так. Надо же было миллионам туристов, ежегодно посещающим Помпеи, хоть как-то "документально" подтвердить, что город, в который они стремятся со всех концов света – действительно те самые Помпеи.

А может быть, что изначально, когда раскопали Помпеи в 18-ом веке и задались вопросом - а что же мы раскопали? - произошло недоразумение, сознательное или нет, но НЕДОРАЗУМЕНИЕ, ОШИБКА и с тех пор, к сожалению, все научные работы, диссертации, исторические и околоисторические опусы зиждятся исключительно на этом недоразумении?

История раскопок Помпей и Геркуланума – это отдельная обширная тема, требующая особого детального рассмотрения. Поэтому здесь я только слегка ее коснусь, не углубляясь в детали и не подвергая критическому анализу первоисточники. Остановлюсь лишь на ключевых, неудобных некоторым исследователям, моментах, которые всячески замалчиваются или же наоборот забалтываются приверженцами классической версии гибели Помпей 24 августа 79 года н.э.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в качестве первого невольного первооткрывателя Помпей упоминается знаменитый папский архитектор-инженер Доменико Фонтана, кроме всего прочего, прославившийся завершением строительства собора Св. Петра в Ватикане, переносом и установкой египетского обелиска на его главной площади и строительством Палаццо Реале в Неаполе.

«В эпоху средних веков даже само место, где находилась Помпеи, было забыто, и она, в течение полутора тысяч лет, таилась никому не ведомой под засыпавшим ее пеплом и позднейшими почвенными наслоениями. В 1592 г., архитектор Д. Фонтана, проводя существующий доныне подземный канал для доставки воды из реки Сарно в Торре-Аннунциату, наткнулся на помпейские развалины, но на них не было обращено никакого внимания.»

Водовод был заказан, в конце 1500-х годов, Графом Сарно, у архитектора Доменико Фонтана, с целью подачи воды в Торре Аннунциату. С начала 1900-х годов он использовался крестьянами как ирригационный, для орошения полей и функционировал вплоть до 1960-х годов, когда использование канала прекратилось и он пришел в упадок.

Из этих слов можно сделать вывод, что инженер Фонтана, занимался производством горно-проходческих работ по прокладке туннеля на некоторой глубине и, в процессе этих работ, наткнулся на крыши и стены домов, погребенного под многометровым слоем пепла, города. Вроде бы ничего удивительно здесь нет, если не задаться вопросом, а как, чисто технически, ему удалось пройти почти два километра в вулканическом грунте, отнюдь не благоуханном, выделяющим метан и углекислый газ, без принудительной вентиляции горной выработки?

На итальянском сайте Аntikitera.net 26-го февраля 2004 года была опубликована интересная заметка, ссылающаяся в свою очередь на публикацию сайта Culturalweb.it от 23-го января того же года, в которой говорится о канале инженера Фонтаны, в частности, следующее:

«Когда канал был выкопан, он пересекал (о чем никто не подозревал) Помпеи с востока, начинаясь под воротами Сарно и доходя до улицы Гробниц, в западной части города. На своем пути по старому городу он задевал храм Изиды, храм Евмахии, проходил под форумом и храмом Аполлона. Вдоль канала были расположены многочисленные колодцы и наблюдательные пункты, которые, помимо того что предоставляли свет и воздух, делали возможной периодическую чистку канала.»

Получается, что Доменико Фонтана, проводя подземную галерею, длинной 1764 метра, через Помпейский холм в 1592 году, ухитрился так пройти не просто под землей, но даже под фундаментами зданий и крепостными стенами, вроде бы построенных в 1-ом веке нашей эры, что на своем пути не задел и не повредил ни одного из них! Особенно интересными должны выглядеть «многочисленные колодцы», которые, учитывая многометровую толщу вулканических пород, похоронивших Помпеи, как трубы «Титаника», должны украшать сегодня помпейский пейзаж. Но есть ли такие там в наличии?

По дороге от Неаполя на юг к Торе Аннунциата, в 15 километрах от Неаполя, можно видеть памятник - эпитафию на фасаде виллы Фараоне Меннела погибшим в результате извержения Везувия 1631 года - две каменные пластины с текстом на латинском языке.

Рис. 1 Вилла Фараоне Меннелла в Торре дель Греко (www.torreomnia.com)

На одной из них в списке погибших городов наряду с РЕСИНОЙ и ПОРТИЧИ упоминаются города ПОМПЕИ и ГЕРКУЛАНУМ!!!

VIII ET LX POST ANNO XVII CALEND (AS) IANUARII

PHILIPPO IV REGE

FUMO, FLAMMIS, BOATU

CONCUSSO CINERE ERUPTIOHE

HORRIFICUS, FERUS SI UNQUAM VESUVIUS

NEC NOMEN NEC FASCES TANTI VIRI EXTIMUIT QUIPPE, EXARDESCENTE CAVIS SPECUBUS IGNE, IGNITUS, FURENS, IRRUGIENS,

EXITUM ELUCTANS. COERCITUS AER, IACULATUS TRANS HELLESPONTUMDISIECTO VIOLENTER MONTIS CULMINE,

IMMANI ERUPIT HIATU POSTRIDIE,

PONE TRAHENS AD EXPLENDAM VICEM PELAGUS IMMITE PELAGUS

FLUVIOS SULPHUREOS FLAMMATUM BITUMEN,

FOETAS ALUMINE CAUTES,

INFORME CUIUSQUE METALLI RUDUS,

MIXTUM AQUARUM VOIURINIBUS IGNEM

FEBRVEM (QUE) UNDANTE FUMO CINEREM

SESEQ (UE) FUNESTAMQ (UE) COLLLUVIEM

IUGO MONTIS EXONERANS

POMPEIOS HERCULANEUM OCTAVIANUM, PERSTRICTIS REАTINA ET PORTICU,

SILVASQ (UE), VILLASQ (UE), (UE)

MOMENTO STRAVIT, USSIT, DIRUIT

LUCTUOSAM PRAEA SE PRAEDAM AGENS

VASTUMQ (UE) TRIUNPHUM.

PERIERAT HOC QUOQ (UE) MARMOR ALTE SEPQLUM CONSULTISSIMI NO MONUMENTUM PROREGIS.

EMMAHUEZL FONSECA ET SUNICA COM (ES),

MONT IS RE (GIS) PROR (EX),

QUA ANIMI MAGNITUDINE PUBLICAE CALAMITATI EA PRIVATAE CONSULUIT

EXTRACTUM FUNDITUS GENTIS SUI LAPIDEM.

COELO RESTITUIT, VIAM RESTAURAVIT,

FUMANTE ADHUC ET INDIGNANTE VESEVO.

AN (NO) SAL (UTIS) MDCXXXV,

PRAEFECTO VIARUM

ANTONIO SUARES MESSIA MARCHI (ONE) VICI.

Это, вероятно, самое неудобное для историков вещественное доказательство несостоятельности традиционной версии гибели Помпей в 1-ом веке н.э.

История этой эпитафии прослеживается в 17-ом и 18-ом веках. Французский путешественник Миссон посетивший Италию в 1687-88 годах, в 1691 году издал книгу о своей поездке в Италию, в которой есть глава о его посещении Везувия. В Амстердамском переиздании 1743 года приводится латинский текст эпитафии без перевода. Муссинот в книге «Историческое и критическое описание подземного города, обнаруженного у подножия Горы-Везувия…» изданной в Авиньоне в 1748 году на стр.19 также полностью приводит эпитафию на латинском языке без перевода. Таким образом в 17 и 18 веке об Эпитафии было известно, но никого не заинтересовало, а что же там собственно написано?

Из всего вышесказанного, на многое из которого обратил мое внимание российский альтернативный историк-исследователь Евгений Шуршиков, следует, что датировка знаменитого катастрофического извержения Везувия, приведшая к гибели Помпей, Геркуланума и Стабии произведена на основании невызывающих доверия средневековых данных, в свою очередь базирующихся на античных рукописях сомнительного происхождения.

Согласитесь, что у меня были веские причины как можно скорее отправиться в Кампанию и попытаться самому разобраться с этими «вещдоками» на месте.

КАМПАНИЯ

Вначале, под впечатлением увиденного, будь то в археологическом музее или на следующий день в Помпеях, честно признаюсь, я готов был согласиться с офицальной версией глубокой античности всего представленного. Но в процессе критического, ознакомления с экспозицией и раскопками, я все больше сомневался в "двухтысячелетнем" временном отрезке, отделяющем "наше сегодня" от "ихнего вчера".

1. Национальный археологический музей Неаполя.

Надпись Сведия Клеменса

Честно говоря, я ожидал большего. Минимум информации на сопроводительных табличках. Поражает бедность публичной коллекции. И это в регионе, где уже триста лет копают? Множество фресок, знакомых по книгам и из интернета, вообще отсутствуют. Великое множество копий и реплик! Это - в музее! А где же тогда сами оригиналы? Нужно отдать должное, честно указывают, что экспонаты - копии. Но, все равно, не ожидал.

Про Сведия Клеменса и его надпись никто из музейных работников среднего звена, а это - обладатели университетских дипломов историко-филосовских факультетов, не осведомлен. Было высказано предположение, что камень может находиться в «Зале Античных Надписей», который однако закрыт для посещений уже несколько лет, вроде бы в связи со строительными работами на станции метро под музеем. А в специальной брошюрке, посвященной залу античных надписей, о камне Сведия Клеменса нет ни слова.

Несмотря на то, что я был в музее в рабочий день недели и в рабочее время, побеседовать с администрацией музея мне не удалось. Для этого нужно заранее прислать эл. письмо, где указать суть вопроса, свою автобиографию, размер сапог, год призыва и т.п., что вовсе не гарантирует что вас примут. В общем, без предварительного "фэйс-контроля", официальные лица опасаются спонтанно вступать в беседы на исторические темы. Причем не только в музее, но и в Институте Вулканологии и, и, и, и.... Такое складывается впечатление.

Знаменитая христианская "крестословица" из Помпей тоже хранится где-то в особенном месте (не в музее) и чтобы ее увидеть, нужно списаться по эл. почте с каким-то профессором из Рима или из Ватикана (фамилию не запомнил). Ну, да и бог с ней.

Забегая вперед, скажу, что стеллу Клеменса я нашел в Помпеях за воротами Porta di Nucera, в некрополе, прямо посередине дороги. Каждый сам может гадать, насколько древен этот камень. Что сразу бросается в глаза, это то, что он здесь - инородное тело. "Они здесь не стояли". Где его откопали, и откапывали ли, на самом деле мне, к сожалению, выяснить не удалось...

Рис. 2 Стелла Сведия Клеменса у Нукерийских ворот. Помпеи.

Помпейские Грации (Хариты):

Даже обыкновенный путеводитель для туристов отмечает явное несоответствие помпейских артефактов с 1-ым веком н.э., но, чисто интуитивно, сравнивает со средневековьем, куда эти артефакты очень даже вписываются.

"Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на "равномерные часы". То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики "античной" Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей".

Особенно поражает удивительная похожесть, даже в деталях, композиции помпейской фрески «Три грации» и гораздо более позднего Рафаэля. Тот же сюжет мы видим на картине Франческа дель Косса (Francesco del Cossa) "Триумф Венеры" 1476-1484 г., Питера Паулья Рубенса «Три грации», ок. 1640 г. и в скульптурной композиции из Кирен, неизвестного автора, датируемой 3-им веком до н.э.. У меня лично это вызывает удивление и вопросы, на которые мне никто толком ответить, пока, не в состоянии. Я допускаю, что существовал среди художников своеобразный канон, как изображать граций, но не в деталях же? Он что, папой римским был предписан? Налицо - явный плагиат! Или Рафаэль срисовал фреску в Помпеях, предварительно поработав лопатой, или у Рафаэля была машина времени!

«Использование римскими художниками и живописцами ренессанса одинаковых деталей, общие цветовые решения, сюжетные параллели, общие композиционные планы, присутствие на помпейских фресках вещей, появившихся только в 15 - 17 веках, наличие в помпейских росписях жанров живописи, сформировавшихся только в эпоху Возрождения, а также присутствие на фресках и мозаиках христианских мотивов, указывает на то, что и помпейские фрески, и работы художников эпохи ренессанса являются творением рук людей, живших в одно и то же время, т.е. помпейские фрески, как и великие творения художников эпохи ренессанса, были написаны в XV - начале XVII веках.» - Витас Нарвидас, «Помпейские фрески и Ренессанс: Очная ставка», Электронный альманах Арт&Факт №1(5), 2007


Рис. 3 Три грации. Рафаэль, 1504 г.


Рис. 4 Три грации. Помпейская фреска. Национальный археологический музей Неаполя.

Продолжение статьи с массой других доказательств гибели Помпеи и Геркуланума в 17 веке тут

Вконтакте

Туристы, посещающие Южную Италию и её жемчужину — город Неаполь, имеют возможность насладиться прекрасными видами, в том числе величественной горы, расположенной всего в нескольких километрах от городской черты.

Гора высотой всего в 1281 метр не выглядит устрашающей, особенно если не знать её названия — Везувий. Это единственный действующий вулкан континентальной Европы и один из самых опасных вулканов, известных человечеству.

Тем, кому внешний вид Везувия не покажется пугающим, местные жители посоветуют съездить на побережье Неаполитанского залива к востоку от Неаполя. Там расположены три античных города — Помпеи, Геркуланум и Стабии, жизнь в которых прекратилась в один день 24 августа 79 года, когда вулкан заговорил в полную силу.

В I веке нашей эры серьёзных и систематических наблюдений за вулканами, в том числе за Везувием, не вели. Да и вряд ли они бы помогли — Везувий не проявлял активности с бронзового века и считался давно потухшим.

В 74 году до нашей эры Спартак и примкнувшие к нему гладиаторы в самом начале своего восстания скрывались от преследователей именно на Везувии, покрытом буйной растительностью.

Местные жители никакой угрозы от соседства с вулканом не чувствовали.

«Древнеримскую Рублёвку» основал Геркулес

Крупнейшим из античных городов, соседствовавших с Везувием, являлся город Помпеи, основанный в VI веке до нашей эры. В городе, который после взятия римским диктатором Суллой в 89 году до нашей эры считался колонией Рима, проживало, по современным оценкам, около 20 тысяч человек. Это был важный пункт на торговом пути между Римом и Южной Италией, и столь удачное местоположение стало одной из причин его расцвета.

Кроме того, Помпеи можно назвать чем-то средним между античным курортом и «древнеримской Рублёвкой» — здесь имели свои виллы многие знатные граждане Рима.

Расположенный неподалеку Геркуланум, как и Помпеи, был основан в VI веке до нашей эры. Его основание приписывалось Геркулесу , совершившему один из подвигов в этих местах и «отметившему» это событие основанием даже не одного, а двух городов (вторым стали как раз Помпеи).

Город, расположенный непосредственно на берегу моря, в течение долгого времени использовался как порт и успешно развивался. Однако к 79 году лучшее время для Геркуланума было уже в прошлом — город сильно пострадал от мощного землетрясения, произошедшего в 62 году, и к моменту новой катастрофы в нём проживало не более 4000 человек.

Стабии городом к 79 году считались только условно. Некогда достаточно крупный населённый пункт был фактически полностью разрушен во время «визита Суллы» в 89 году до нашей эры, в результате чего Помпеи лишились своей независимости.

Город восстанавливать не стали, однако его для своих вилл облюбовали представители римской аристократии из числа тех, кто не пробился на «Рублёвку» в Помпеях.

Конец света после обеда

Менее чем за 20 лет до извержения Везувия в этой местности произошло масштабное землетрясение. Целый ряд деревень неподалёку от Геркуланума и Помпеев были полностью уничтожены, в самих городах были очень серьёзные разрушения.

Память человеческая, однако, умеет быстро стирать неприятные воспоминания. За 17 лет многое из разрушенного было отстроено вновь. Особенно это касается города Помпеи, который стал ещё лучше прежнего. Достопримечательностями города являлись храм Юпитера, форум и амфитеатр, способный вместить практически всё население Помпеев.

Жизнь в Помпеях, Геркулануме и Стабиях шла своим чередом вплоть до 24 августа 79 года. Более того, в этот день в помпейский амфитеатр стекались люди, желавшие посмотреть на бои гладиаторов.

Извержение началось во второй половине дня 24 августа и стало полной неожиданностью для жителей близлежащих городов и деревень. Везувий выбросил в небо огромное облако раскалённого пепла. Тепловая энергия, выделенная вулканом во время извержения, в разы превосходила энергию, выделенную при бомбардировке Хиросимы. Облако из камней, пепла и дыма достигало высоты 33 километров. Западная часть вулкана взорвалась и свалилась в расширившийся кратер.

Несмотря на весь ужас происходящего, для жителей городов катастрофа вовсе не была молниеносной. Выпадение пепла, хоть и затрудняло дыхание и осложняло передвижение по городу, всё-таки не являлось фатальным явлением. Все, кто смог оценить нависшую угрозу, стали стремительно покидать города, оказавшиеся в опасности. Но далеко не все могли объективно оценить степень опасности.

Спасайся, кто хочет

Знаменитый древнеримский писатель Плиний Старший , занимавший в 79 году пост командующего галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива, с началом извержения, привлечённый его грандиозностью, направился в Стабии, дабы наблюдать за буйством стихии и помочь пострадавшим. Прибыв в Стабии через несколько часов, он не смог их покинуть из-за начавшегося отлива. Успокаивая перепуганных жителей и ожидая изменения условий на море, Плиний Старший внезапно умер. По одной из версий, причиной его гибели стали сернистые испарения.

Из писем его племянника Плиния Младшего известно, что катастрофа развивалась в течение продолжительного времени. Плиний Старший, например, погиб в ночь на 26 августа, то есть более чем через сутки после начала извержения.

По мнению исследователей, фатальный удар по Помпеям и Геркулануму нанесли пирокластические потоки — смесь высокотемпературных (до 800 градусов Цельсия) вулканических газов, пепла и камней, способных развивать скорость до 700 километров в час. Именно пирокластические потоки стали причиной гибели большинства людей, оставшихся в Геркулануме.

Однако потоки эти обрушились на города не ранее чем через 18- 20 часов с момента начала катастрофы. Всё это время у жителей города была возможность избежать гибели, которой, очевидно, большинство воспользовалось.

Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. Но, по современным оценкам, скорее всего из 20 тысяч жителей города Помпеи погибло около двух тысяч. В Стабиях и Геркулануме число погибших было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.

Плиний Младший не был свидетелем того, что происходило в Помпеях и Геркулануме, но он оставил свидетельства паники в Мизене, которая уцелела во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли... Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке... Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Законсервированная история

После первого удара последовала вторая волна пирокластических потоков, которая довершила дело. Помпеи и Стабии оказались под слоем пепла и пемзы глубиной в 8 метров, в Геркулануме слой пепла, камней и грязи составил около 20 метров.

Кто же погиб в Помпеях, Геркулануме и Стабиях?

Среди жертв извержения было много рабов, которых хозяева оставляли стеречь имущество. Погибли пожилые и больные люди, которые не смогли покинуть города из-за своего состояния. Были и те, кто решил, что удастся переждать бедствие в своём собственном доме.

Часть жертв извержения, уже покинув город, остались от него в опасной близости. Они погибли от отравления газами, выделившимися во время буйства Везувия.

Огромные массы пепла и пирокластические потоки «законсервировали» города и тех, кто в них остался, в том состоянии, в каком они находились в момент гибели.

Уцелевшие жители не пытались заниматься раскопками на месте трагедии, просто переселившись на новое место.

О погибших городах вспомнили лишь в XVIII веке, когда после нового извержение Везувия рабочие в этой местности наткнулись на древнеримские монеты. На какое-то время территория стала раем для золотоискателей. Позднее их сменили охотники за раритетами в виде статуй и других исторических реликвий.

Полноценные раскопки города Помпеи начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли . Именно он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.

С Джузеппе Фиорелли началась систематическая работа учёных в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, которая продолжается и по сей день.

Что касается Везувия, то в 2014 году исполняется 70 лет со времени его последнего крупного извержения. Однако ученые убеждены — чем дольше он молчит, тем мощнее будет его следующий удар.

Вулкан Везувий и Гибель Помпеи. Кто не слышал об этой трагедии? Последний день горожан расписан буквально по минутам. Однако, минуты эти были совершенно в иную эпоху.

Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а молодое поколение усваивает истину сразу. Марк Планк

Настало время, когда критики Новой Хронологии (НХ) предпринимают попытки восстановления исторической справедливости - возвращения знаменитой Помпеи в 79 год от Р. Х.

Дело в том, что в последние десятилетия обнаружены не только отдельные свидетельства более поздней гибели Помпеи и Геркуланума, но и созданы специальные труды, наглядно показывающие, что древнеримские города погребены под лавами Везувия отнюдь не в 1-м, а в 17 веке от Р. Х.

Для того чтобы убить любую теорию, достаточно найти в ней хотя бы единственное противоречие, а в современной научной парадигме их столько, что они уже превратили её в банальную лженауку, основанную на подтасовках и подгонках.

В исторической науке, как и в любой другой, важным элементом аргументации должна являться логика поступательного развития событий.

В истории Древности и Средневековья - это принцип обоснованного становления и продвижении присущих этим эпохам технологий и развития в них соответствующих инфраструктур.

Как всегда, гибель якобы очень древних Помпей историки определили в далёкую старину, в 79 год. Названа даже точная дата - 24 августа! На каком же основании это сделано?

У историков на это есть две версии.

Первая говорит о том, что Помпеи были основаны некими осками в 6 веке до н. э., а само название города с местного наречия обозначает число пять , что должно свидетельствовать о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений.

Вторая версия повествует о существующей в Италии древней легенде, согласно которой города Помпеи и Геркуланум были основаны древнегреческим героем Гераклом, победившим великана Гериона.

Конечно, верить можно во что угодно, даже в древнегреческих героев и сказочных великанов. И мы ведь знаем, как из историографии, так и из религии, как люди даже весьма недюжинного ума, словно креветки на живца, действительно легко оказывались в лапах самых примитивных и лживых идеологем. Но не пришло ли время отбросить старые сказки о прошлом и посмотреть на вещи трезвыми глазами?

Мы покажем, что знаменитая гибель Помпеи не имеет отношения к античным временам. Нам уже известно из предыдущих публикаций, что территория Апеннинского полуострова, принадлежащая ныне современной Италии, ни в 1 веке от Р. Х., к которому относят гибель Помпеи, ни даже ещё в 12 веке не была заселена какой-либо продвинутой цивилизацией.

Первые более-менее «цивилизованные» племена в землях Италии, названные итальянскими историками этрусками , датируются 13-14 веком от Р. Х. Сохранилось множество великолепных, неповторимых памятников этого древнего народа.

Даже знаменитая римская Волчица, кормящая Ромула и Рема, да и многие другие памятники старины - это достижения отнюдь не древнеримских италийцев, как думает обманутый историками обыватель, а подлинные культурные достижения этрусков .

Отметим, что вся древняя археология, обнаруживаемая в последние 400 лет на территории Италии, преднамеренно датируется европейскими историками значительно более поздним временем, чем это есть на самом деле.

Чтобы поддерживать на плаву мысль о глубокой древности Италии (знаменитого античного Рима, папского Ватикана, да и в целом Римской империи), историки вынуждены постоянно подогревать когда-то ими же самими сочинённые мифы об очень глубокой древности античных италийцев.

Что, надо полагать, немаловажно не только для престижа самой Италии в глазах мировой общественности, но и для более приземлённых материй -заманивания таким образом в «исторические» места неиссякаемого потока туристов.

Именно поэтому любые вновь обнаруживаемые «древние» артефакты на полуострове так легко причисляются к античным эпохам, причисляются по так называемому прецедентному признаку .

Скажем, если ранее в некой Флорентийской Тоскане или где-нибудь во французской Бретани найденные там монеты уже датировались, скажем, 6-м веком до н. э., то, стало быть, и любые другие, похожие монеты, раскопанные в любом месте Европы, должны давать тот же самый 6-й век до н. э.

Историки века нынешнего насчитывают гибели Помпей почти 2000 лет. Стало быть, когда Помпеи впервые раскопали, им было около 1700 лет! Как мы говорили, традиционная историография даёт даже абсолютно точную дату смертоносного извержения вулкана - 24 августа 79 года!

Но можно ли по сохранившимся под пеплом предметам утверждать, что жители погибших городов жили в 1 веке, т. е. почти 2000 лет назад? Естественно, что всё, что раскапывается на Апеннинском полуострове, сразу и непременно соотносится с глубокой древностью.

В среде историков давно существует заговор «под старину», если речь идет о раскопках в Европе. А вот древней, античной Руси-России места в традиционной историографии, оказывается, нет. Здесь у историков заговор в другую сторону - «под молодость».

Даже если раскапываются в русской земле ну очень древние свидетельства, они автоматически втискиваются в уже заранее определённую им, сравнительно позднюю хронологию. Как говорится - чтобы не нарушать отчётности. Возникает вопрос - как увязана история Помпей с прошлым античной Европы? Повлияет ли как-то разоблачение античности Помпей на анналы мировой истории?

Считается, что в 1648 году по указанию неаполитанского короля Карла III некий граф Алькубиерре начал раскопки на месте, которое местные жители называли Civita (Чевита, городище), и вскоре обнаружил под слоем пепла и лавы город, впоследствии и названный городом Помпеи.

Человеческая память коротка и ненадёжна. Особенно, если от неё скрывать информацию или просто её замалчивать. Так и случилось с Помпеями.

Ведь ещё не так давно, каких-то 100-120 лет назад многие италийцы прекрасно знали о существовании Помпей, и даже помнили о гибели сразу нескольких городов, расположенных в относительной близости от Везувия.

Но вот прошло, казалось бы, совсем немного времени, и новые поколения италийцев уже ничего не помнят. Старики вымерли, молодежь занята своими проблемами. А внукам и вовсе нет дела до истории.

Существует целый ряд доказательств, рассчитанных на здравость ума и элементарную логику, показывающих, что Помпеи не могли погибнуть летом в 1 веке н. э.:

Выясняется, что не мог. Под пеплом археологи обнаружили людей в тёплой одежде, которую в Италии летом никто никогда не одевает.

А полы погребённых домов жителей Помпей, в свою очередь, были застелены коврами. Кто бывал в этих краях Италии, знает, что там ковры летом никто не стелет.

2. В городище найдены остатки недопитого вина, запечатанного в бутыли.

Из историографии известно, что вино в 1 веке н. э. консервировать не умели, до нового урожая оно просто не доживало, попросту превращаясь в уксус.

Сам же «Праздник молодого вина» (по образцу современного праздника «Божоле Нуво») - это 1 ноября. Такое, старое вино не могло храниться до 1 ноября. В праздник пили молодое вино.

3. В 15 километрах от Неаполя (по дороге от Неаполя к Торре Аннунциата) до сих пор стоит памятник с эпитафией (на фасаде виллы Фараоне Меннела), посвящённой извержению Везувия 15 декабря 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. Везувий потерял 166 метров своей высоты, жерло вулкана расширилось с 2-х до 5,5 километров. Горящие осколки вулкана, оказывается, разрушали крыши домов в радиусе 90 километров от эпицентра Везувия…

4. На одной из фресок изображен фрукт ананас , который, как известно, появился в Европе только после открытия Америки.

5. В то же время, под пеплом Помпей обнаружена «фреска Рафаэля», где изображены «Три грации», две из которых стоят лицом, третья - спиной, и у каждой в руке по яблоку.

При этом грации полуобнимают друг дружку.

Три грации из Помпей (якобы 79 г.), содержащие сюжет Рафаэля из 16 века.

Теперь настоящие «Три грации» Рафаэля (1504 г.) есть возможность сравнить с фреской из Помпей.

Разница в том, что здесь в руках у женщин вместо молодых побегов яблоки.

Надо полагать, Рафаэль попросту подсмотрел у античных помпейских художников сюжет с обнажёнными девушками, чтобы нарисовать себе точно такой же!

Шутка шуткой, а ведь историки давно и хорошо знают об этих находках, но почему-то до сих пор молчат как рыбы!

Обратите также внимание на постановку ног граций. На обеих картинах ноги и расставлены, и подгибаются одинаково. То же самое можно сказать и о руках молодых женщин. На самом деле все это говорит лишь о том, что сами помпейцы, жившие уже после Рафаэля, вероятно в 16-17 веке, позаимствовали сюжет у этого великого живописца.

6. В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания! Спрашивается, каким образом средневековые письмена попали в начало «человеческой» эры, т. е. в 1 век нашей эры?

7. В процессе раскопок обнаружены различные бронзовые инструменты, неотличимые по технологии изготовления от современных. Это - уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты…

8. Рогаль-Левицкий в книге «Современный оркестр» сообщает, что в 1738 году, при раскопках Помпеи, были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы, и с золотыми мундштуками.

Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и по преданию, сохранившемуся с тех пор, этот древний античный тромбон всё ещё хранится в собраниях Виндзорского замка.

9. Также в Помпеях раскопан водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Можно ли изготовить столь технологичную вещь при помощи примитивных инструментов в 1-м веке? Известно, что подводящие и магистральные трубы в Помпеях были изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

Система водоснабжения в Помпеях не может не вызывать восхищения у современника. От водораспределительной станции в виде круглого резервуара диаметром в 6 метров, закрытого куполом у Везувианских ворот, вода по трубам диаметром в 30 сантиметров самотёком поступала к локальным водонапорным башенкам, служащим для снижения избыточного давления в системе и промежуточному накоплению воды для каждого квартала.

10. В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города.

Но ведь известно, что впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века!

А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от своих конкурентов венецианцы. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см.

Но каким образом в 1 веке итальянцы умудрялись изготовлять ровное плоское стекло?

Первые известные оконные (лунные) стёкла (из мутного стекла), для церковных окон даже еще в 1330 году изготовляли примитивным способом «центифугирования на палке». Ну, а первое настоящее оконное стекло методом современного вальцевания произвели только в 1688 г. на «Сен-Гобене».

Стеклянная ваза из Помпей, хранящаяся в национальный археологическом музее Неаполя. Историки уверяют нас, будто бы для античных помпейцев производство таких ваз было обычным делом.

Перечисление всех «странных» находок, собранных на развалинах Помпей и близлежащих поселений здесь не представляется возможным.

Кроме прочего, это ведь еще и холодное оружие 16-17веков, граффити на этрусском языке, это калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

Оказывается также, что помпейцы из железа делали себе замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки и т. д. Что тут скажешь? Мы уже привыкли не удивляться чудесам исторической науки.

Но удивляет даже не это, а то, как историки, будто сговорившись, ни за что не хотят пересматривать историю, несмотря на столь очевидные противоречия.

Примечательно, что в последнее время некоторые экспозиции итальянских городов-музеев, пострадавших от Везувия, становятся для туристов всё менее доступными. Всё больше появляется сообщений о том, что местные смотрители не допускают туристов, а особенно тех из них, кто проявляет прицельное любопытство, к наиболее «опасным» с разоблачительной точки зрения, объектам.

Надо думать, хранители музеев в Италии уже проинструктированы (как в том же Египте и Китае) на предмет возможной опасности разоблачения так называемой итальянской античности .

Всё больше и больше появляется независимых исследователей, подвергающих сомнению не только древность отдельных италийских сооружений или штучных артефактов, не только саму старину так называемой древнеримской культуры, но так же и объявленные древности Англии, Франции, Испании, Германии и многих других.

Однако хозяева и хранители этих древностей быстро научаются работать в новых условиях. Понимая, что время обманов и спекуляций на древностях так или иначе когда-то закончится, пытаются не допускать туристов и исследователей к отдельным, наиболее опасным «древним» экспозициям, запрещают фотографировать, запирают до особого распоряжения начальства конкретные музейные залы и площадки…

Вот и в историческом музее Салоник, хранящем хоть и скудные, но важные с исторической точки зрения экспонаты, почему-то запрещено снимать на фото. С чего бы это? А если и мы запретим иностранцам снимать, например, наш Аркаим на Урале, разве нас после этого не заподозрят в укрывании исторической правды?

Если хотя бы разрешить такой «пустяк», основанный, впрочем, на самых откровенных доказательствах, как Гибель Помпей в 17-м, а не в 1-м веке от Р. Х., то даже это, казалось бы, малосерьёзное хронологическое уточнение, вдруг внесённое в официальную историографию Европы, способно раскачать всё здание исторической науки.

Придётся пересматривать многое и многое, пытаться заново увязывать когда-то столь удобную, «стройную» и «логичную» картину прошлого с новыми данными. И пересмотр этот коснётся не только одной Европы.

Начнётся цепная реакция. Законы логики потребуют от историков увязать тысячи вновь возникших и противоречащих друг другу фактов, событий, ссылок, заставят переписать сотни тысяч основополагающих исторических, археологических, лингвистических и смежных с ними трудов. А это уже - миллионы загубленных учебников, пособий, туристических агентств и музейных хранилищ. Трудно даже представить, сколько на это потребуется средств и сил.

Для человека думающего даже и столь краткий обзор проблемы Помпей способен уже разложить всё по полочкам. Простая логика подсказывает столь же очевидный вывод - перечисленные свидетельства относят гибель городов не то что к 1-му веку, и даже не к раннему средневековью.

Все факты говорят за то, что Помпеи, Геркуланум и другие, близлежащие к Везувию якобы древние поселения Италии, погибли в довольно позднем средневековье. «Технология материальной культуры» - вещь серьёзная, со своими строгими закономерностями. Как говорится, нельзя съесть булочку, не взрастив сначала в поле хлеба, и не поджарив его печке. Законы развития ещё никто не отменял.

Последние 15-20 лет отличаются небывалым подъёмом самосознания представителей некоторой части общества. Их не так много, как, наверное, хотелось бы. Но достаточно, чтобы вызвать головную боль в головах историков.

Непременное желание пытливых современников искать и докапываться до истины лично , невзирая на устоявшиеся в науке и культуре взгляды, авторитеты и догмы, сметает на своём пути любые препятствия.

Наиболее «циничные» из них идут дальше - не доверяют вообще ничему, подвергая сомнению, например, фундаментальные основы физики, химии, астрономии. Человеку уже недостаточно просто слушать кем-то разжёванные истины, ему хочется дойти и вскрыть тайну самому. Возможно, даже переоткрыть основы (что часто и случается на деле), найти совершенно новое решение, ранее не известное.

Да и то сказать, где и как наука добывала свои знания о мире? Не пользовалась ли она своим, раздутым в кабинетах, авторитетом порой в ущерб подлинному знанию? И где гарантия, что наука попросту не дурила обывателя своими «ошеломляющими открытиями» ради обретения славы и хлеба?

Хорошо, когда это реальный эксперимент с исследуемым объектом, а не кабинетное умозаключение. Но какие основания верить, скажем, в научную теорию о строении Земли, возведенную на весьма приблизительных и непроверенных данных?

Или в то, например, что запасов нефти, газа и некоторых других «редких» запасов в недрах планеты осталось всего на несколько десятков лет?

Задумывались ли мы, сколько за историю науки было защищено и положено на полку научных открытий, диссертаций и монографий? Их миллионы. Мы о них почти ничего не знаем.

И вопросов таких много, только успевай руки подставлять.

Ведущий редактор рубрики «Сколько стоит человек»
Фёдор Избушкин

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы – землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год – на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год – археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

Сразу надо отметить, что тела умерших граждан в Римской империи не предавали земле, а кремировали. Для современных историков это большой минус, так как по костям можно многое узнать о жизни человека. Что он ел, чем болел, какой вёл образ жизни. Поэтому скелеты, возраст которых исчисляется двумя тысячами лет, представляют собой очень большую ценность. Найти их в Италии сложно. Отсюда огромное археологическое значение Помпеи. В этом городе, который был погребён под многометровым слоем вулканического пепла, скелетов сохранилось очень много.

Гибель Помпеи датируется 24 августа 79 года . Через 62 года можно будет отмечать 2000 лет со дня гибели города. По историческим меркам срок сравнительно небольшой. По меркам космоса - мгновение. Но если рассматривать трагедию с позиций продолжительности человеческой жизни, то прошёл огромный период времени.

История Помпеи

Сами Помпеи были основаны в VI веке до н. э. Город вобрал в себя 5 небольших поселений и превратился в единое административное образование. Это были владения этрусков, тех самых древних племён, культура которых послужила основой римской культуры. В конце V века город захватили самниты, а через 100 лет Помпеи связали свою судьбу с Римской республикой. Жители города пользовались большими правами и считались не подданными, а союзниками Рима.

Но такое союзничество было чистой формальностью. Римский сенат смотрел на подобные города с потребительских позиций. Горожан брали на службу в армию, а римское гражданство не давали. Обделяли их также в материальных вопросах, касающихся прав на общественные земли. Всё это породило восстание.

План города Помпеи

В 89 году до н. э. в Помпеи вошли войска, и город объявили колонией Римской республики. Город навсегда утратил даже формальную независимость. Но на жителях это никак не сказалось. Оставшиеся 90 лет они жили свободно и обеспечено. Земли были плодородными, рядом располагалось море, климат отличался мягкостью, и знатные римляне охотно строили виллы в этих местах.

Рядом находился город Геркуланум. В нём селились легионеры, вышедшие в отставку, а также бывшие рабы, ставшие свободными гражданами. В Римской республике любой раб мог купить свободу или получить её в дар за какие-то заслуги. Вот такие люди и населяли город.

Ещё один соседний город назывался Стабии. Это было место римских нуворишей. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы. Дома бедных людей находились в отдалении. В них жила обслуга, ремесленники, торговцы. Все они кормились от богатых людей, обеспечивая их потребности.

Гибель Помпеи неразрывно связана с этими двумя городами. Они также были погребены под вулканическим пеплом «проснувшегося» Везувия. Большинство жителей погибло. Спаслись только те, кто покинул свои дома в самом начале извержения. Они бросили всё имущество и ушли, тем самым, сохранив жизни себе и своим близким.

Улица Помпеи

Со дня своего образования Помпеи активно строились. Особенно оживлённо велось строительство последние 300 лет до трагедии. Был возведён огромный амфитеатр на 20 тысяч мест. Строительство его датируется 80 годом до н. э. На арене, которая в длину достигала 135 метров, а в ширину 105 метров, устраивались гладиаторские бои. За 100 лет до этого древние строители возвели Большой театр на 5 тысяч зрителей. Почти одновременно с амфитеатром поострили Малый театр на 1,5 тысяч зрителей.

В городе располагалось множество храмов, посвящённых различным богам. В центре находился форум. Это площадь, сформированная из общественных зданий. На ней проходила как политическая, так и торговая жизнь. Улицы были прямыми и пересекались перпендикулярно.

Водоснабжение города осуществлялось посредством акведука. Это большой лоток на опорах. Строители всегда делали небольшой уклон, и вода бежала по нему. В город живительная влага попадала из горных источников. Из акведука она стекала в огромный резервуар. Он находился выше жилых зданий и имел множество труб, которые отходили от него к домам богатых граждан. То есть в наличии имелся водопровод, но только для обеспеченных людей.

Простой люд довольствовался общественными фонтанами. К ним также подходили трубы от резервуара. Но был один неприятный нюанс. Все трубы делали из свинца. Это, естественно, сказывалось на здоровье людей и влияло на продолжительность жизни. Если бы люди тех времён знали об этом, то, скорее всего, делали бы серебряные трубы. Это отразилось бы на здоровье самым положительным образом.

Во дворе роскошной виллы
Обращает на себя внимание добротная кирпичная кладка

Хлебом город обеспечивали хлебопекарни. Существовало текстильное производство. Имелась мощная крепостная стена и, конечно, термы (бани). В Древнем Риме они пользовались огромной популярностью. В таких местах люди не только мылись, но и общались, обсуждая последние общественные и коммерческие новости.

Археологи нашли даже лупанарий. Так называли публичные дома в римскую эпоху. В Помпеях представлял он собой 2-х этажное каменное здание. На каждом этаже располагалось по 5 комнат. Предполагается, что в городе ещё имелось 30 одиночных комнат. Находились они над винными лавками в разных жилых районах.

Если посчитать, то получается, что клиентов обслуживало не более 40 проституток. В городе жило 20 тысяч человек. Из них половина мужчины, плюс приезжие. На такую массу людей всего 40 жриц любви. Можно утверждать, что мужчины в то время были гораздо целомудреннее нынешних жителей планеты. Отсюда вывод: половая распущенность римских граждан является лишь плодом воображения недобросовестных историков.

Вулкан Везувий

А что же Везувий? Это действующий вулкан. Расположен он в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 метров. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. Лишь в 63 году он активизировался. Произошло землетрясение, которое разрушило несколько зданий в городе. Землетрясение и извержение - это один и тот же геологический процесс, выраженный в разных формах. Но откуда жители Римской республики могли знать об этом.

Город Помпеи и Везувий

После трагедии 79 года вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Активизировался в 1631 году. Из заросшего лесом кратера вылилась лава. Она уничтожила небольшой итальянский город Торре-дель-Греко. При этом погибло 1500 человек. Вулкан был активен в течение 2 недель.

С этого момента Везувий периодически активизировался с интервалом в 15-30 лет. Крупное извержение началось 4 апреля 1906 года. Вулкан безумствовал вплоть до 28 апреля. При этом выбрасывался газ, и лилась лава. Затем аналогичный сценарий, но в более скромной форме повторился через 7 лет. А 20 марта 1944 года произошло последнее извержение. По силе оно соответствовало извержению 1906 года.

Таким образом, видно, что вначале из вулкана выделялись лишь газы, пемза и твёрдые породы. Всё это сопровождалось сильными взрывами и тоннами раскалённого пепла, который покрывал землю многотонной массой. С XVII века помимо газов и пепла из кратера потекла лава.

По-сути, те люди, которые живут возле Везувия, очень рискуют. А ведь это густонаселённый район Италии. В любую минуту он может превратиться в место страшной трагедии. Но пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит лишь через тысячу лет.

Хронология гибели Помпеи

Итак, вернёмся в 79 год. За неделю до 24 августа в городе произошло землетрясение. Оно было очень сильным и соответствовало 6 баллам по шкале Рихтера. Город, едва оправившийся от землетрясения 63 года, вновь подвергся частичному разрушению. Половина жителей покинула его. Но другая половина осталась. Люди стали расчищать завалы и благоустраивать нарушенный быт.

Не исключено, что в городе появились мародёры. Они грабили брошенные богатые усадьбы. Видимо административная власть сразу не смогла навести порядок, поэтому воры чувствовали себя вполне вольготно. Ситуацию усугубило то, что в водоводе пропала вода. Технические службы не смогли сразу определить причину аварии. Нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука.

На всё про всё как раз и ушла неделя. Жизнь постепенно входила в привычную колею. Утро 24 августа ничем не отличалось от предыдущих дней после землетрясения. Люди ходили по улицам, работали рынки. Вдали величественно возвышалась гора Везувий. Она выглядела вполне спокойно, и горожане никак не связывали землетрясение с ней.

Постепенная гибель Помпеи началась около часа дня. Вначале последовало несколько сильных подземных толчков. Затем послышался звук взрыва, и над Везувием появился чёрный столб дыма. Из кратера стал под огромным давлением вырываться газ. Он увлёк за собой мелкие камни твёрдых пород, вулканический пепел и пемзу (вулканическая пористая порода). Огромный столб достигал в высоту 30 км.

Гипсовые тела погибших людей

Вся эта масса закрыла небо и стала падать на землю. Когда с огромной высоты падает даже маленький камушек, он может убить человека. Поэтому люди покинули улицы и попрятались в домах. Вулкан при этом то активизировался, то ослабевал в своём неистовстве.

Те жители, которые, бросив всё, в полдень покинули город, остались в живых. Но основная масса населения даже не представляла всю серьёзность опасности. Многие считали крыши домов самой надёжной защитой.

Вулканическая пыль вперемешку с пемзой падала на землю всё активнее. Уже к 4 часам дня стало темно, как ночью. Некоторые крыши домов под тяжесть вулканических извержений стали рушиться. По улицам невозможно было ходить. Жители поняли, что их живьём замуровывает в домах.

Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Сводчатый потолок помещения равномерно распределял нагрузку, создаваемую вулканической пылью. Поэтому убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Усугубил же ситуацию пирокластический поток (вулканические газы и пепел с температурой до 700 градусов Цельсия).

В недрах Везувия резко возросло давление. Раскалённые газы и пепел с утроенной силой рванулись наружу. Часть вершины кратера не выдержала и обрушилась. В результате раскалённая масса устремилась не вверх, а в бок и с огромной скоростью 500 км/ч двинулась в сторону города. При этом температура пирокластического потока достигала 300 градусов по Цельсию.

Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало. Так погибло множество людей, оказавшихся в это время на улицах города. Археологи нашли конюшню, где заживо истлело более двух десятков лошадей. Бедные животные были привязаны, и не смогли вовремя вырваться наружу.

Жуткое вулканическое явление значительно ускорило гибель Помпеи. Те 54 человека, которые укрылись в подвале оптового склада, задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли. Они лежали в спокойных позах. В отличие от них, те, кто погиб на улицах, зажарились заживо.

Кратер Везувия

Раскопки города начались в XIX веке. Полости, которые обнаруживали в вулканической пыли, заливали гипсом. И пустота превращалась в скрюченное тело человека. Таковых было великое множество. Практически всё население погибло. Приводится цифра в 16 тысяч человек. Но это с учётом двух других городов: Геркуланума и Стабии.

Таким образом, гибель Помпеи стала величайшей трагедией, случившейся в самом начале I тысячелетия новой эры. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Расчищено 75% его площади. Остальная часть пока находится под пеплом. Сейчас о трагедии ничто не напоминает. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Глядя на него, и не скажешь, что виновник ужасного кошмара затаился лишь на время. Но вот когда наступит роковой час - неизвестно никому.