Мечеть омейядов в дамаске. Большая мечеть Омейядов в Дамаске (Сирия)


Омейядская мечеть, сердце Старого города Дамаска.
Мечеть Омейядов (по-арабски Джами аль-Омауи) – одно из самых святых мест ислама, уступающая святостью только мечетям Мекки и Медины, и иерусалимской Аль-Аксе. Но превосходящая всех их грандиозностью. Священным это место было задолго до проповеди Пророка. В 9 веке до нашей эры на этом месте был построен храм арамейского бога Хаада, размерами сравнимый с храмом Бела в Пальмире. Римляне перестроили его в грандиозный храм Юпитера, сравнимый уже с баальбекским. В конце IV века император Феодосий превратил языческое капище в базилику Св.Захария, позднее переименованную в честь Иоанна Крестителя. В 636 году Дамаск заняли арабы и восточную часть базилики сделали мечетью. При этом её западная часть ещё 70 лет оставалась христианской. Потом христиан выгнали и халифы занялись грандиозной перестройкой мечети, угрохав на неё 7-летний сбор налогов со всего государства. Вызванное этим опустошение казны и стало одной из причин падения Омейядов. С тех пор мечеть дошла практически в неизменном виде, последний раз её обновляли и реставрировали Османы в 1893 году.
Дорого к мечети много, но обычно используют две. С ас-Сауры прямой путь ведёт к мечети через крытый рынок Хамидия.


Заканчивается он кораническими лавками


у коринфских колонн античных западных врат теменоса (священной территории) храма Юпитера.


После них выходим на площадь перед западной стеной мечети, где всегда многолюдно и многоголубно.


На эту же площадь выводит другая дорога – с Прямой по Шария Сук аль-Бзурия, мимо дворца Азема, к южной стене мечети, свернуть налево.
Почему на площади многолюдно? А потому что на неё выходит западные врата мечети (Баб аль-Барид), через которые внутрь ходят правоверные.


Ходят, разумеется, бесплатно. Прочие же должны ходить платно и через другой вход. За чем и следит стоящий у ворот полицейский.


Прежде чем войти внутрь, стоит обойти саму мечеть, пройти вдоль мощнейшей стены, больше напоминающую крепостную, посмотреть на высоченные минареты.
Мечеть в плане имеет вид прямоугольника – соответственно минаретов три:) Причём возведены они в разные эпохи и в разных стилях. С площади у западных врат видны два – на севере минарет Невесты, самый старый, построенный в 705 году, на юге – минарет Аль-Гхарбия, самый красивый, в мамлюкском стиле.


Пройдя вдоль южной стены, по Шария Сук аль-Аббасия (торгуют сувенирами), мимо закрытых южных врат (Баб Зияда), увидим минарет Исы (Иисуса), построенный в 1347 году, из остатков башни храма Юпитера – местные верят, что именно на него снизойдёт Иисус в Судный день. Разумеется, этот минарет самый высокий.
Завернув за угол, выходим на ту самую улочку Калмания с кафешками. Начинается она от эффектно-закрытых восточных врат мечети (Баб аль-Нафура). Рядом имеется и что-то античное – остатки восточных ворот теменоса храма Юпитера.


Вообще, восточнее храма в античную эпоху была агора – торговые ряды древнего Дамаска, и там кое-где попадаются встроенные в дома античные колонны.
Ладно, пора внутрь – для этого вернёмся к западным вратам. Мечеть Омейядов открыта для посещения неверными все дни с утра до вечера (точнее с утренней до вечерней молитвы, так что, если есть желание, можно прийти и в 4-ре утра:)), кроме времени главного пятничного намаза (с 12:30 до 14:00).
Заход в мечеть немного мудреный, ибо билёт продают не там, где надо заходить. Итак, идём на север вдоль западной стены и сворачиваем в воротца – там и находится небольшое здание тикит-офиса, над которым возвышается купол мадрасы Захарии. Билет стоит 50 фунтов.


По его получению не стоит сразу бежать в мечеть – стоит пройтись по небольшой территории за тикит-офисом. За ним расположен небольшой парк, в котором есть мавзолей Саладдина, а так же могилы трёх турецких лётчиков, погибших в 1914-м при перелёте из Стамбула в Каир. Правда, в парк не пускала железная решётка, кажется, и тут что-то реставрируют. Или просто я поздно пришёл?


Ещё восточнее находится симпатичная мамлюкская мадраса Джакмакия (XV век), в которой размещается Музей арабской эпиграфики (75 фунтов вход) – коллекция образцов арабской письменности и предметов для письма.
Ладно, пора уже и в мечеть. Идём по Шария ас-Садрия, мимо железной решётки сада и мадрасы, где уже побывали. У решётки валяются несколько римских колонн, собранных по окрестным кварталам.


Кстати, насчёт дрыхнущего на колонне рыжего кота. Типичных домашних кошек видел только в христианских районах Восточного Бейрута. В остальных же местах постоянно попадались на глаза тощие бродячие коты, кормящиеся с многочисленных местных свалок и прячущиеся от жары под припаркованными машинами. Естественные их враги – собаки – в арабских городах не водятся, посему местные кошки особой пугливостью не отличаются.
Иноверцы входят в мечеть через северные врата (Баб аль-Амара). При приближении к ним справа видны остатки колоннады храма Юпитера.


В мечети положено разуваться. Так что желательно для похода в мечеть подобрать носки чистые и не дырявые:) Туристы могут носить обувь в руках, а могут сдать в стеклянную будочку контроллёру.


При возвращении обуви за это просят бакшиш, но можно и послать:) Местные же обычно просто оставляют обувь у порога, или кладут в чёрные полиэтиленовые пакеты и носят с собой. Туристкам же приходится одевать накидки-абайи с капюшоном и длинными рукавами какого-то грязно-зелёного цвета.


Входы ведут в обширный внутренний двор мечети. Ярко блестит начищенный пол, играют дети – тут им позволяют бегать, в отличие от молельного зала.
По центральной оси внутреннего двора возвышается парочка восьмиугольных сооружений на колоннах, парочка античных колонн со светильниками века XIX наверху, ну и бассейн для омовения в ротондочке.


С восточной стороны внутреннего двора мечети находится вход в святилище Хусейна, где хранится голова внука Пророка и главного мученика шиизма. Именно её присутствие тут и является причиной обилия иранских паломников в мечети Омейядов, убивших Али и Хусейна. Но при мне святилище был закрыто и огорожено киперной лентой светло-зелёного цвета.


С западной стороны внутреннего двора мечети идёт 37-метровая арочная крытая галерея, в которой и находится главный вход для правоверных.
Галерея и главный вход украшены замечательными мозаиками VIII-XIII веков.


Изображают они то ли рай, то ли долину Бароды в окрестностях Дамаска.


Короче, одно и тоже, если верить реплике пророка Мухаммеда, который по преданию не стал входить в Дамаск, сказав, что в рай можно войти только однажды.
Фасад молельного зала тоже украшен мозаикой (с позолотой) и имеет 22 двери и вечно закрытые главные врата.


Входят в молельный зал через некоторые из этих дверей, которые открыты. Большинство – через крайние западные, которые прямо около главного входа в мечеть для правоверных.
Внутри, у входа висит вот такое электронное табло, на котором обозначены время восхода-заката солнце, а также намазов.


Обширный и высоченный молельный зал разделён двумя рядами коринфских колонн на три громадных нефа.


Пол выложен мягкими красными кровами, с потолка свисают огромные люстры. В центре зала на высоте 36 метров возвышается гигантский купол, построенный после пожара XI века.


В южной стене имеются михрабы – ниши, указывающие молящимся направление на Мекку, а посредине южной стены находится минбар – кафедра имама.
В восточной части молельного зала расположено святилище Иоанна Крестителя (пророка Яхьи в исламе),


за зелёным стеклом которого можно разглядеть саркофаг с головой Иоанна Крестителя.


Правда, великие пророки не похожи на обычных людей. Например, судя по количеству голов Иоанна Крестителя, почитаемых в разных местах Ближнего Востока, их у него было не меньше десятка:) Но дамасская голова – одна из самых почитаемых мусульманами.
Место, как и всё в Старом городе, удивительно атмосферное. Приятно неспеша побродить по залу, посидеть на мягком ковре у одной из колонн, наблюдая за собравшимися. Рядом с минбаром сидит имам, вокруг него (тоже сидят) – небольшая толпа. Голос имама разносит по всей мечети громкоговоритель – но не слишком громко, так идёт звуковым фоном, вплетающимся негромкой нотой в общую атмосферу.


Ещё одна группа людей сидит в центральном нефе, ближе к святилищу Иоанна Крестителя, слушают кого-то другого, в шапочке хаджи. В различных местах о чём-то молятся по одиночке. Бродят туристы – особенно бросилась в глаза толпа то ли японок, то ли кореянок в абайях.


Наибольшая концентрация народа – у святилища Иоанна Крестителя. Кто-то, приложившись лбом к железной решётке и закрыв глаза, неслышно шепчет молитву. А рядом компания молодых и современно одетых парней и девушек, явно местных. Фоткаются на мобильники на фоне святилища, громко болтая.
В общем, квинтэссенция жизни. Действительно, стоит побывать и посмотреть – не обежать все достопримечательности, а именно посидеть и отдохнуть, остановится и оглянутся.
В следующий раз - прогулка по .

Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) - одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная. Ее расположение также символично. Находится Большая мечеть Омейядов в Дамаске - старейшем городе Сирии.

Исторические предпосылки

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии - городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. Дамаск представляет собой крупнейший религиозный центр всего Леванта, а его изюминкой по праву является Мечеть Омейядов. Левант - это обобщенное название для всех стран восточного направления Средиземноморья, таких как Турция, Иордания, Ливан, Сирия, Египет, Палестина и др.

После посещения Дамаска апостолом Павлом в городе появилось новое религиозное течение - христианство. И то, что о Дамаске несколько раз упоминается в Библии, также неслучайно. Конец XI века стал судьбоносным для города. Его покорил царь Израильского государства Давид. Постепенно арамейские племена на этой территории начали основание нового царства, в состав которого тогда входила Палестина. В 333 году до н.э. Дамаск захватила армия Александра Македонского, а в 66 году - римская армия, после чего он стал провинцией Сирии.

Мечеть Омейядов (Дамаск). Хроники

На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя.

Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман. На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Строительство мечети

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Архитектура строения

Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров. Ходят слухи, что это сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой. В самом центре двора располагается бассейн для омовения и фонтан.

Пророчество башни

Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. особенно славится Мечеть Омейядов.

Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос. Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер. Напротив минарета Иисуса расположен минарет Невесты или аль-Арук. На западной стороне находится минарет аль-Гарбия, который был построен в XV веке.

Внутреннее убранство мечети

Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.

Интерьер мечети не менее прекрасен. Стены инкрустированы мрамором, а на полах простираются ковры. Всего их насчитывается более пяти тысяч. Молитвенный зал имеет внушительные размеры. Его длина 136 метров, а ширина - 37 метров. Весь он покрыт деревянным настилом, по его периметру возвышаются коринфские колонны. Центр зала занимают четыре расписные колонны, поддерживающие огромный купол. Особую ценность представляют собой росписи и мозаика на колоннах.

Усыпальница Яхьи

Южную сторону молельного зала занимают четыре михраба. Одна из главных святынь мечети - усыпальница Хусейна ибн Али, который по легенде был внуком пророка Мухаммеда, находится в восточной стороне двора. Вход к реликвии скрыт за маленькими дверями в глубине двора. Усыпальница находится в часовне Хусейна. Согласно легенде, внук пророка был убит в битве при Кербеле в 681 году. Отсеченную голову Хусейна преподнесли правителю Сирии, который распорядился повесить ее на том самом месте, где когда-то висела голова Иоанна Крестителя по приказу царя Ирода. Легенда гласит, что птицы после этого начали издавать печальные трели и все жители без устали плакали. Тогда правитель раскаялся и отдал приказ заключить голову в золотую гробницу и поместить ее в склеп, который позже оказался в мечети. Мусульмане утверждают, что в усыпальнице также находятся которые он обрезал, когда в последний раз посещал Мекку.

Гробница Иоанна Крестителя

Также в молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя. Халиф Ибн Валида отдал приказ оставить могилу на прежнем месте. Таким образом она оказалась в самом центре молитвенного зала. Белая мраморная гробница окружена нишами из зеленого стекла, через которые можно положить записку пророку Яхье или преподнести ему дар. По словам архимандрита Александра Елисова, в гробнице находится только часть головы Иоанна Крестителя. Остальные части мощей скрываются в Афоне, Амьене и в храме Папы Сильвестра в Риме.

К северной части мечети примыкает небольшой сад, в котором находится гробница Салах-ад-Дина.

Испытания

Как и любая другая святыня, Мечеть Омейядов прошла через множество испытаний. Отдельные части ее несколько раз горели. Пострадала мечеть также и от стихийных бедствий. В 1176, 1200 и 1759 годах на город обрушались сильнейшие землетрясения. После окончания правления династии Омейядов на Сирию несколько раз совершали опустошительные набеги монголы, сельджуки и османы. Несмотря на все трудности, единственным сооружением, которое быстро восставливалось и радовало своих прихожан, была Мечеть Омейядов. Сирия по сей день гордится нерушимой силой этого уникального памятника культуры.

Правила нахождения в мечети

Мечеть Омейядов (Дамаск) - гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу. Туристы за небольшую плату могут посетить Мечеть Омейядов (Сирия) в любой день кроме пятницы. При входе в мечеть следует снять обувь. Ее можно отдать на хранение служителям за дополнительную плату или носить с собой. Для женщин предусмотрена специальная одежда в виде черных накидок, которая также выдается при входе. Следует учитывать, что в Сирии практически всегда очень жарко, поэтому в мечети порой раскаляется до предела. Босиком по такой поверхности практически невозможно передвигаться, поэтому лучше захватить с собой носки.

Мусульмане со всего мира стремятся хоть раз посетить Мечеть Омейядов (Сирия). В Дамаске это наиболее людное место.

Это одна из самых знаменитых мечетей мира. Она построена на месте предшествующих более древних храмов. Три тысячи лет назад здесь стоял арамейский храм бога Хадада. В начале нашей эры «пальму первенства» переняли римляне. Они воздвигли храм Юпитера, который в конце 4 века был разрушен византийским императором Феодосием. От античного храма осталось много колоннад вокруг мечети, видимо Феодосий не очень старался. Им была построена огромная базилика Св. Иоанна. Захватившие Дамаск мусульмане, достаточно долго использовали этот собор вместе с христианами. Христиане молились в восточной части базилики, а мусульмане в западной.



В 708 году халиф Валид конфисковал здание собора Св.Иоанна, предоставив христианам другие церкви. Он начал возводить мечеть, достойную его огромного халифата. Мечеть Омейядов строили более 10 лет. Надо сказать, что строители во многом сохранили древние стены собора и трое главных ворот. Три минарета мечети тоже имеют древние основания.

Западная стена мечети и минарет пророка Мухаммеда.

Минарет был реставрирован после пожара мамлюкским султаном Каит-беем в 1488 году. Поэтому его часто называют – минаретом Каит-бея.

Здесь же находится главный вход в мечеть – ворота Баб-аль-Барид. На площади перед этими воротами находится вход в знаменитый рынок –Сук аль-Хамидия, поэтому здесь всегда очень многолюдно.
Ворота Баб аль-Барид(вид со стороны внутреннего двора)

Я проник в мечеть через северные ворота – Баб аль-Фарадис. Вход в мечеть платный, но здесь билета с меня не потребовали, хотя стоит он какие-то гроши – чуть больше доллара. Наверное, привратникам было лень со мной заморачиваться, единственно, за чем они следят очень строго – это чтобы женщины одевали специальные накидки, которые тут же раздаются или продаются, я не уточнял…
Ворота в Рай...Баб аль-Фарадис

Северный минарет или минарет Невесты относится к началу 8 века.

Минарет Невесты и азан в мечети Омейядов

В центре двора находится фонтан для омовений – Куббат ан-Нофара

У западного портала стоит интересное сооружение – сокровищница Куббат аль-Хазна(787год). В нее нет хода непосредственно с земли, подобные сокровищницы есть во многих исламских мечетях.


Известность внутреннему двору мечети принесли многочисленные мозаики западного портала. Особенно выделяется панно изображающее райские сады.
Райский сад и дворцы в нем.

Мозаики были выполнены византийскими мастерами еще во времена халифа Валида, а затем были замазаны каким-то очень набожным его приемником. Именно это послужило тому, что они дошли до нас в хорошем состоянии.



Мозаика на фасаде молельного зала.

Юго-восточный минарет пророка Исы – Иисуса Христа. По местному преданию он спустится на землю по этому минарету накануне Страшного суда…

Детали античной базилики - предшественницы нынешней мечети.


Центральный михраб и минбар мечети Омейядов
Часовня Св. Иоанна Крестителя (он же пророк Яхья в Коране).Здесь находится голова святого, будто бы найденная в 705 году при перестройке базилики в мечеть.


Намаз в мечети Омейядов


Между мужской и женской частью молельного зала проходит своеобразная полоса «отчуждения»- пустое пространство...

Мужчины, понятное дело, ближе к михрабам.
Женская «галерка»

Наедине с Господом...

Одна из самых славных мечетей Ислама по красоте и совершенству постройки, необычности облика, великолепию отделки и украшений. Ее общепризнанная известность позволяет не тратить времени на ее описание. Одно из чудесных явлений, там наблюдаемых, то, что паук не ткет там паутины, а ласточка не проникает туда и не вьет гнезда…

Ибн Джубайр. Путешествие… Москва, 1984, с. 186

Восхищение знаменитого арабского путешественника конца 12 века становится понятным, как только Вы оказываетесь в стенах этой старейшей мечети мира, принимающей всех, кто хочет поклониться Богу и полюбоваться ее красотой. С момента создания в 706–711 годах, в дни славы и могущества халифата Омейядов (661–750) и процветания их стольного города – Дамаска, это поистине уникальное сооружение остается самым притягательным духовным и историческим центром современной Сирии.

Дамасская Джами’ аль-Кабир аль-Умавий – Большая мечеть Омейядов, сохранившая в названии имя давно исчезнувшей династии, была задумана как главное культовое здание первой мусульманской державы; она должна была отвечать престижу молодого и сильного государства и свидетельствовать о благочестии его правителей. По сообщению дамасского историка Ибн Асакира (ок. 1160), омейядский халиф аль-Валид (705–715), которому письменные источники приписывают создание этого памятника, писал византийскому императору: «Я хочу соорудить мечеть, подобной которой никогда не было построено и никогда не будет построено вновь».

По традиции, местом для строительства был выбран древний храмовый участок в центре города, исконная святость которого должна была утверждать священную сущность любого возведенного на нем культового здания. Находки археологов позволили предположить, что в 1-м тысячелетии до н. э. здесь находился храм арамейского божества Хадада.

В 1 веке древний храм сменило большое святилище сирийского бога, которого римляне называли Юпитером Дамасским. От античного сооружения частично сохранились ограждавшие прямоугольную территорию святилища массивные каменные стены, монументальные восточные ворота Баб Джайрун (ныне Баб ан-Нафура – Ворота фонтана) с красивым колонным портиком и великолепная мраморная колоннада, которая и ныне подводит к мечети с запада. В правление императора Феодосия I (379–395), когда Сирия находились под властью Византии, античный храм был превращен в церковь святого Иоанна Крестителя.

История возникновения мусульманского культового здания на храмовом участке древнего Дамаска уводит нас к осени 635 года, когда арабские войска вошли в город с разных сторон, одни – по договоренности с местным сирийским правителем, приказавшим открыть городские ворота, другие – с боем, из-за сопротивления, оказанного византийским гарнизоном. Ибн Джубайр вслед за раннесредневековыми историками сообщает, что отряды арабов встретились в центре территории церкви святого Иоанна Крестителя, после чего ее восточная часть, взятая с бою, осталась за мусульманами, а более обширная западная часть, в которой стоял храм, в соответствии с мирным договором, была возвращена христианам Дамаска. Подписанный арабским военачальником Халидом аль-Валидом, этот договор, как сообщает христианский историк Евтихий (ум. 940), гласил: «Я дарую вам неприкосновенность вашей крови, жилищ ваших, имуществ ваших и церквей ваших, обещая, что они не будут ни разрушены, ни заняты, и будут вам вручены».

На протяжении 70 лет мусульмане делили священный участок с христианами, пока халиф аль-Валид, прозванный в народе Строителем, не начал работы по сооружению главной в Халифате Джами’ аль-Кабир – Большой мечети. Его деятельность была направлена на создание главного культового сооружения мусульман, причем таких достоинств, чтобы оно выгодно отличалось от христианских построек и могло противостоять им красотой архитектуры и убранства. «Он видел, – писал иерусалимский историк аль-Мукаддаси в 985 году в объяснение и одобрение действий аль-Валида, – что Сирия – это страна, давно занятая христианами, и он заметил там красивые церкви… такие чарующе прекрасные и такие знаменитые своим великолепием, как аль-Кумама (арабское название церкви Святого Гроба в Иерусалиме)… Поэтому он стремился построить для мусульман мечеть, которая бы помешала им разглядывать те церкви и стала бы единственной – и чудом на весь мир!».

Для исполнения своих замыслов халиф привлек лучших специалистов, использовал самые ценные материалы и не скупился на траты.

«Говорят, – передавал аль-Мукаддаси, – аль-Валид собрал для постройки дамасской мечети мастеров Персии, Индии, Магриба и Рума и потратил на нее харадж (то есть доход от налогов) Сирии за семь лет, да еще добавил 18 кораблей, груженных золотом и серебром и приплывших с Кипра, не считая подаренных царем румов (то есть, византийским императором) и мусульманскими правителями драгоценных камней, утвари и мозаик».

Здание действительно получилось очень красивым, величественным и соразмерным. Его создатели не уничтожили прежнюю постройку, как на том ошибочно настаивают некоторые авторы, но активно использовали многие ее части, детали и материалы, приемы планировки и конструкции, технику строительства и декора. Архитектура дамасской Мечети Омейядов дает самый ранний и самый замечательный пример органичного преобразования ранневизантийского храма в молитвенное сооружение Ислама. Сохраняя стилистические особенности сирийского зодчества византийского времени, это прекрасное здание в полной мере обладает чертами, утверждающими основы собственно исламской культовой архитектуры. Именно в Дамаске впервые идея колонной мечети воплотилась в классических формах монументального сооружения.

Мусульманское молитвенное здание длиной 157,5 м и шириной 100 м идеально вписалось в вытянутый с запада на восток прямоугольник древних каменных стен. На остатках угловых античных квадратных башен, использованных как мощные и прочные базы, были воздвигнуты четыре минарета, которые, предположительно, заменили христианские колокольни. Ни один из этих первых в Исламе минаретов не сохранился. До наших дней нетронутой осталась лишь древняя башня на юго-западном углу; ныне стоящий на ней трехъярусный минарет – нарядная многогранная аль-Гарбийя (Западная) был возведен в 1488 году мамлюкским султаном Каитбеем. Четырехгранный юго-восточный минарет, носящий имя пророка Исы (мир ему), датируют 1340 годом.

В середине северной стены, возможно, еще при Омейядах, был поставлен третий минарет, перестроенный в конце 12 века, а затем дополненный в правление мамлюкских или османских султанов.

Пространство внутри древних стен освободили под просторный двор – сахн, непременное условие соборной мечети. Северную, западную и восточную стороны двора украсили галереи с деревянными балочными перекрытиями на двухъярусных аркадах. Столбы, арки и стены галерей покрыли мраморными облицовками, резьбой по камню и великолепными мозаиками из цветных стеклянных кубиков-смальт. Пол двора выстлали плитами белого мрамора.

Южную сторону сахна занял огромный молитвенный зал – харам длиной почти 136 м, а шириной более 37 м, открытый во двор аркадой. После пожара 1893 года арочные пролеты закрыли деревянными дверями и окнами с цветными стеклами. Высокий и светлый молитвенный зал внутри по всей длине разделен на три параллельных стене киблы продольных прохода-нефа двумя рядами мраморных колонн, несущих, как и дворовые аркады, два яруса арок. Каждый продольный неф имеет свой потолок, набранный из расписных деревянных балок, и свою собственную двускатную крышу на стропилах – эта особенность позднее была повторена в Большой мечети Кордовы и в аль-Карауин в Фесе. Широко расставленные колонны аркад создавали удобные поперечные проходы от двора к стене киблы. Центральный поперечный проход-трансепт, перекрытый двускатной крышей, поднят выше нефов более чем на 10 м и заметно шире других проходов. Дворовый фасад трансепта с ярусами нарядных арок и окон завершен простым треугольным фронтоном, венчающим красивый, напоминающий триумфальную арку парадный вход в зал; его «охраняют» украшенные мрамором и резьбой высокие опорные столбы контрфорсы.

Трансепт определил главную, сакральную ось мечети, как бы пересекающую двор от северного минарета. На южном конце оси-трансепта, в стену киблы был встроен Большой михраб, существующий и ныне, но в обновленном оформлении. Значительно раньше в восточной половине южной стены мечети был установлен знаменитый михраб Сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который не имел ниши вплоть до предпринятого халифом аль-Валидом строительства.

Именно сюда приходили молиться первые мусульмане Дамаска, и именно здесь была сооружена для основателя династии Омейядов халифа Муавийи, как полагают, первая в Исламе максура («огражденная»).

В средневековых Больших мечетях максурой называли участок вокруг михраба и минбара, огражденный деревянной решеткой или иной оградой с целью обезопасить халифа, имама или правителя. Ибн Джубайр видел в углах зала маленькие максуры, отделенные решетчатыми деревянными ширмами; улемы использовали их «для переписки книг, для обучения или уединения от толпы». В западной части южного нефа располагалась максура ханифитов, где они собирались для занятий и молитвы. Поэтому установленный в западной стороне стены киблы третий средневековый михраб и стал называться Ханифитским. Четвертый михраб был сделан в 20 веке.

В восточной половине южного нефа между арками встроено небольшое мраморное сооружение в виде куба, украшенное колоннами и увенчанное куполом – машхад головы пророка и праведника Йахьи, сына Закарийи (мир ему). Географ начала 10 в. Ибн аль-Факих приводит раннее мусульманское предание, согласно которому во время строительства мечети рабочие наткнулись на подземелье и сообщили о нем аль-Валиду. Ночью халиф сам спустился в подземелье и обнаружил внутри «изящную церковь в три локтя ширины и длины. В ней был сундук, а в сундуке корзина с надписью: это голова Йахьи, сына Закарийи». По приказу аль-Валида корзину поместили под указанный им столб, «обложенный мрамором, четвертый, восточный, известный под названием ас-Сакасика». На месте современной импозантной гробницы Ибн Джубайр в 1184 году видел «деревянный ящик между колоннами, а над ним лампу, похожую на полый хрусталь, точно большая чаша».

Центр зала – пересечение среднего нефа и трансепта, ведущего к Большому михрабу, – осеняет вознесенный на четырех обшитых мрамором массивных столбах большой каменный купол. Первоначально в соответствии с сирийской традицией купол, очевидно, был деревянным. Аль-Мукаддаси утверждает, что его верхушку украшал золотой апельсин, увенчанный золотым гранатом. Во времена Ибн Джубайра купол имел две оболочки: наружную, обшитую свинцом, и внутреннюю, составленную из гнутых деревянных ребер, с галереей между ними. Через окна «маленького купола» путешественник и его спутники видели молитвенный зал и людей в нем, а со «свинцовой галереи», опоясывающей верхний купол, им «открылось зрелище, помрачающее ум», – панорама средневекового Дамаска. Высоко вознесенный купол и в наши дни хорошо виден с разных точек Старого города и служит ориентиром, указывающим на священную часть Джами’ аль-Умавий – молитвенный зал с михрабом. По словам Ибн Джубайра, жители Дамаска уподобляли его «летящему орлу: сам купол как голова, проход внизу (трансепт) как грудь, и половина стены правого прохода и половина левого (нефы по сторонам трансепта), как два крыла орла» и называли эту часть мечети ан-Наср (Орел). При взгляде сверху корпус молитвенного зала и впрямь напоминает простершую крылья гигантскую птицу.

Мечеть Омейядов в Дамаске изначально получила все, что была обязана иметь главная мечеть города и государства. Одним из важных признаков Большой мечети в эпоху Халифата был Дом имущества – Байт аль-мал, место хранения казны мусульманской общины. Байт аль-мал дамасской мечети, по-прежнему стоящий в западной стороне двора, возможно, был самым ранним исламским сооружением этого типа.

Формой он напоминает восьмигранную шкатулку с крышкой-куполом, обшитым листовым свинцом.

Корпус «шкатулки» сложен чередующимися рядами камня и кирпича и защищен тем, что высоко поднят на восьми гладких мраморных колоннах с пышными резными коринфскими капителями, а к маленькой дверце в ее северо-западной грани можно добраться только по приставной лестнице. Все восемь граней сокровищницы были выложены смальтовой мозаикой с узорами и архитектурными пейзажами на золотом фоне, почему Ибн Джубайр и назвал ее «прекрасной, как сад». По его утверждению, дамасский Байт аль-мал был построен аль-Валидом, и в нем хранились деньги – доходы от урожаев и взимаемых налогов. Непосредственно под сокровищницей, внутри кольца колонн, находился фонтан с бассейном, обведенным парапетом. Назначение его не вполне понятно, поскольку обязательный для каждой мечети фонтан для омовений и питья – сабиль был устроен в центре двора и отмечал одну из важнейших точек на священной оси мечети.

В восточной стороне композицию двора «уравновешивает» павильон, напоминающий беседку с куполом на восьми столбах. Время и причина его возведения тоже остаются загадкой. Высказывалось предположение, что это был корпус знаменитых водяных часов Дамасской мечети, однако, по свидетельству Ибн Джубайра, эти часы располагались «справа от выхода из Баб Джайрун», в помещении, имеющем «вид большой круглой сферы с окошечками из желтой меди, открытыми как маленькие дверцы по числу дневных часов и приводящимися в действие механическим устройством. По прошествии каждого дневного часа, – пояснял Ибн Джубайр, – падает по медной гирьке из клювов двух соколов желтой меди, возвышающихся над двумя медными блюдами, причем один сокол находится под правой дверцей… а второй – под последней, слева. В обоих блюдцах сделаны отверстия, и когда гирьки-орешки падают туда, они через внутренность стены возвращаются обратно, и вот вы уже видите, как оба сокола вытягивают шеи с орешками в клювах к блюдам и стремительно бросают их благодаря удивительному механизму, представляющемуся в воображении как волшебство. При падении орешков в оба блюда слышен их звон, и одновременно закрывается пластиной желтой меди соответствующая данному часу дверца». В ночное время стекла, вставленные в 12 круглых решетчатых отверстий из красной меди, поочередно освещаются расположенной позади них лампой, «которую вращает вода со скоростью одного круга в час. По истечении часа свет лампы охватывает соответствующую полоску стекла и его луч падает на круглое отверстие, расположенное напротив, и оно предстает взору красным кругом. Затем это действие переходит на следующее отверстие, пока не пройдут ночные часы, и все круглые отверстия не окрасятся в красный цвет».

По завершении строительства мечеть снизу доверху была одета в роскошный многоцветный наряд. Нижние поверхности на высоту стволов колонн и столбов были облицованы мрамором с крупными геометрическими орнаментами, набранными фигурными плитками и полосками из цветного камня.

Их дополняли оконные решетки, восхищающие остроумной простотой узоров, на первый взгляд сложно сплетенных. Выше, до балочных потолков, царство мрамора сменяли великолепные мозаики, сложенные из миниатюрных кубиков золотой и разноцветной смальты. Они представляют диковинные растения и деревья, простирающие гигантские, одетые листьями ветви или увешенные плодами, пейзажи с узорными шатрами и многоярусными дворцами в окружении зеленых рощ, на берегу полноводной реки. Эти сказочного вида композиции созвучны описанным в Коране картинам Райских садов, где для праведников уготованы «благие жилища» (9:72), текут благодатные реки (47:15, 17), произрастают разного рода кустарники и деревья, дающие тень и обильные плоды, не истощаемые и не запретные (56:11–34). По сообщению арабского историка Ибн Шакира (14 в.), в молитвенном зале «над михрабом была помещена Кааба, и другие страны были изображены справа и слева, со всем, что они производили из деревьев, замечательных своими фруктами или цветами или другими предметами».

Разукрашенный диковинными пейзажами двор, с неиссякаемыми источниками воды и тенистыми галереями сам по себе был райским уголком, где и сегодня жители Дамаска любят укрываться от городской суеты, шума окружающего мечеть базара, пыли и зноя городских улиц. В эпоху средневековья дамасская Джами’ аль-Умавий была сердцем не только религиозной, духовной, но и общественной жизни, где горожане общались друг с другом и проводили досуг. Ибн Джубайр отмечал, что двор мечети «являет собою приятнейшее и красивейшее из зрелищ. Здесь место встречи жителей города, место их прогулок и отдыха. Каждый вечер их можно видеть там двигающимися с востока на запад, от ворот Джайрун к воротам аль-Барид. Один здесь беседует с товарищем, другой – читает Коран».

За двенадцать столетий существования здания его драгоценный покров отчасти исчез, отчасти был заменен новым декором или скрыт слоями штукатурки. С конца 1920-х годов упорный труд исследователей и реставраторов постепенно возвращает мечети первоначальный облик.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске, создатели которой охотно воспользовались опытом предшествующих культур, стала образцом мусульманского соборного культового здания. Оставаясь единственным в своем роде архитектурным памятником, она ответственна за многие последующие творения зодчих исламского мира.

Татьяна Стародуб-Еникеева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва

  • 1134 просмотра

…Это место с незапамятных времен служило для культовых целей. Древние арамейцы построили здесь храм в честь своего бога Хадада. В начале III столетия н.э. римляне воздвигли вместо него весьма внушительный храм Юпитера. Он занимал прямоугольник шириной 380 м и длиной 310 м. Сохранившиеся до наших дней огромные колонны, некогда украшавшие входные ворота храма, поднимаются на высоту 16 м, а над ними, над изумительно красивыми коринфскими капителями, высится, как бы венчая все сооружение, богато украшенный фрагмент фронтона, который сохранился лишь частично.

Спустя 150 лет после того как храм Юпитера был построен, император Феодосий приказа! его разрушить, а на его месте воздвигнуть христианскую базилику, позднее посвященную Иоанну Крестителю. Но и эта постройка долго не просуществовала - в 661 г. Дамаск был завоеван арабами и стал первой столицей огромного халифата, простиравшегося от Пиренейского полуострова до границ Индии.

По приказу халифа Валида I в 705-715 гг. старая византийская церковь была полностью перестроена в мечеть. Строительство по требовало колоссальных расходов: по своим масштабам и роскошному убранству Великая мечеть должна была служить своеобразным памятником торжества ислама и затмить блеск находившейся на ее месте христианской церкви.
Форма ранних мечетей восходит к древнеарабскому типу построек: каменная стена окружает большой внутренний двор, к которому примыкают несколько отдельных помещений. На одной стороне двора расположен молитвенный зал с помещениями для омовения; вдоль другой стороны тянется колоннада. Великолепные образцы архитектурного искусства этого периода - мечеть в Медине, мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме. Но Большая мечеть Омейядов, аль-Джамия-аль-Умейи, построенная в зените славы и могущества Омейядского халифата, стала первым крупным культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. В средние века эта мечеть считалась чудом света, и, хотя она многократно подвергалась ограблению и пожарам, она и сегодня остается одним из самых удивительных памятников арабского строительного искусства.
При строительстве мечети были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий византийского и даже римского времени. Арабские зодчие полностью изменили ориентировку здания: продольные колоннады христианской церкви превратились в колоннаду молитвенного зала мечети, а план и внутреннее пространство получили совершенно новые черты. Византийская базилика перевоплотилась в колонную мечеть, тип которой к тому времени уже стал каноном мусульманских построек, предназначенных для молитвы.

Мощные глухие стены высотой с дом отделяют молящихся от шума и суеты окружающего города. Колоннада, сохранившаяся от римского храма, подводит к западной двери мечети. Взгляд, брошенный через портал, обнаруживает громадный внутренний двор, справа ограниченный молитвенным залом, а слева - колоннадой. Главная дверь открывается в вестибюль. И здесь посетителя ожидает неожиданная встреча с самым драгоценным украшением мечети Омейядов - ее знаменитыми мозаиками. Первоначально они целиком покрывали внутренние и внешние простенки, своды и купольный потолок до самого верха, дворовый фасад молитвенного зала. Сейчас мозаики лишь частично сохранились на стенах и сводах. Они пережили столетия под толстым слоем строительного раствора, которым пуритански настроенный халиф приказал их замазать, боясь, что предметные изображения человеческого мира могут разгневать Аллаха. А может быть, все было наоборот - халиф оказался мудрецом, считавшим, что со временем, возможно, изменится взгляд на вещи. И он приказал не разрушать великолепные произведения искусства, а лишь убрать их с поля зрения.

Скрытые на протяжении столетий под слоем штукатурки, мозаики сохранились до наших дней и в 1927 г. стараниями реставраторов снова увидели свет. Перед восторженными взглядами людей XX века открылись сотканные из смальтовых и золотых кубиков картины одновременно сказочного и реального мира, с дворцами и хижинами, струящимися реками и плодоносящими деревьями, мира, лишенного присутствия человека, но постоянно напоминающего о неустанной деятельности Творца. Фантастические сооружения с колоннадами, портиками и куполами были навеяны образами позднеантичного искусства. Техника же смальтовой мозаики и характер расположения мозаичных панно заимствованы из Византии. Для исполнения этих мозаик омейядский халиф приказал, по преданию, призвать художников из Константинополя.
Особенно интересны мозаики входного портика. На золотом фоне в зеленых и коричневых тонах изображены деревья и причудливой архитектуры сооружения с полукруглыми двухэтажными колоннадами, башнями и коническими, слегка изогнутыми куполами. На переднем плане во всю длину картины изображена река - по-видимому, это Барада, орошающая Дамаск. На ее берегах - замки, сады, дома, деревья, дарящие благословенную тень. Некоторые исследователи считают, что здесь изображена не только панорама Дамаска, но и наиболее характерные виды других городов Востока, например Иерусалима, Антиохии, Константинополя. В других композициях на стенах портиков представлены различные страны и места паломничества. В простенках между окнами помещены изображения фруктовых деревьев, вырастающих из ваз колосьев, изящно изогнутых стеблей и листьев аканта. Эти сложные и разнообразные композиции составляли многокрасочный мозаичный ковер, мягко мерцающий в тени и ярко сверкающий на солнце.

Поражает исключительное качество мозаик. Это касается не только великолепной техники исполнения, но и художественного уровня. На золотой основе, составляющей общий фон, развертывается великолепная гамма цветовых тонов. Их богатство особенно проявляется в изображении деревьев с различными оттенками листвы - от зеленого до серо-голубого; взор восхищает также изображение реки в лазурных и аквамариновых тонах, как бы окаймленной серебряной пеной прибоя. В высшей степени хороши живые рисунки деревьев - кипарисовых, оливковых, яблоневых, грушевых и цитрусовых, причем фрукты, выполненные с помощью тончайших цветовых нюансов, почти пластичны.
Столь же совершенные мозаики, «прекрасные, как сад», по словам арабского географа Ибн-Джубайра, покрывают стены Куббат аль-Хазне, общественной сокровищницы, построенной во дворе мечети в конце VIII в. Это прелестное миниатюрное купольное сооружение лишено непосредственного входа с земли и стоит на восьми колоннах, перед большой стеной, украшенной мозаикой. Стволы колонн глубоко ушли в землю, как бы под тяжестью стен, которые они поддерживают. На восьми стенах сокровищницы современные мастера восстановили прекрасную мозаику, весьма близкую к оригиналу: роскошные орнаменты чередуются в ней с изображением финиковых пальм.

Огромный прямоугольный внутренний двор мечети с трех сторон обрамляют портики с каменными двухъярусными аркадами на украшенных резьбой столбах. С южной стороны двор замыкает здание многоколонного молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду; высокие полукруглые арки как бы приглашали молящегося укрыться в тени и прохладе зала от опаляющего двор солнца. Теперь окна и арочные пролеты закрыты деревянными стенами и цветными витражами.
Со двора в молитвенный зал ведут 22 входа с воротами. Размеры зала огромны: длина 136, ширина 37 м. Его архитектура, как архитектура и всей мечети, несмотря на прошедшие столетия, в основном сохранила первоначальный облик. Два ряда стройных мраморных колонн с коринфскими капителями делят его в продольном направлении на три нефа, каждый неф венчает конструкция с остроконечной крышей. Благодаря значительному (около 5 м) расстоянию между колоннами пространство зала свободно просматривается во всех направлениях. Продольные нефы посередине разделены на две части широким поперечным нефом, превышающим их по высоте и перекрытым двускатной кровлей, а в середине увенчанным куполом Куббат-ан-Наср. Громадные колонны поддерживают купол, унося его далеко в небо. Этот архитектурный образ развился во времена Омейядов, и с тех пор его можно обнаружить во многих мечетях мира.
Три других архитектурных нововведения в конструкции мечетей также восходят ко времени Омейядов: михраб - ниша для молитвы, мимбар - кафедра для чтения Корана и проповедей, и минарет.

Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, называемая арабами «михраб», первоначально предназначалась как почетное место для халифа или людей высокого положения. В мечети Омейядов михрабов четыре. Они устроены в южной стене молитвенного зала. Три из них - михраб Спутников пророка. Большой михраб и михраб Ханифитов - построены одновременно с мечетью, а четвертый, западный, создан уже в наши дни. Интереснее всего богато украшенный Большой михраб с орнаментами из цветного мрамора, инкрустированного перламутром: он венчается куполом, украшенным сталактититами - этот декоративный прием часто встречается в арабской архитектуре и даже в мебели.
Кафедра проповедника, называемая «минбар», или «мимбар», обычно устанавливается в нескольких шагах слева от молельной ниши у стены. От кафедры в зал ведет лестница. С кафедры по пятницам проповедник читает еженедельную молитву.

Рождение минарета - высокой узкой башни, с вершины которой муэдзины призывают мусульман на молитву - явилось, видимо, результатом случая. Строители мечети Омейядов обнаружили фундамент римского храмового сооружения, который использовался и для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом из четырех углов башню. Зодчему, строившему мечеть, эта идея понравилась, и он приказал построить для мечети четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в привычку созывать верующих на молитву с башни-минарета. С тех пор ни одна мечеть мира немыслима без хотя бы без одной такой башни.
Обширный двор мечети Омейядов осеняют поднимающиеся над ее стенами три минарета. Северный, самый древний - минарет Невесты, или аль-Арук (XI-XII вв.), представляет собой простую четырехугольную башню. Изящный круглый юго-западный минарет - башня Мухаммеда, или аль- Гарбия - был построен в 1488 г. в стиле архитектуры египетских мамлюков. Его прямоугольная башня, увенчанная стройной башенкой с шатром и острым шпилем, воздвигнута над западным входом во двор мечети против центральной части ее фасада. Минарет Иисуса Христа сооружен в 1340 г.; оно носит это имя, потому что, согласно преданию, в последние дни Иисус Христос (мусульмане называют его «пророк Иса») должен именно здесь сойти с небес на землю, чтобы помочь немногим оставшимся верным в решающей битве со злом. Все три минарета являются основными архитектурными ориентирами старого Дамаска.

У муэдзина, созывающего верующих на молитву, служба нелегкая. Прежде пять раз в сутки он должен был взбираться по винтовой лестнице, чтобы с площадки минарета выполнить свои обязанности. Уже ранним утром. еще до восхода солнца, его крик пронзает тишину ночи. Правда, теперь муэдзин сидит в маленькой каморке на первом этаже и вверяет свой голос микрофону; его зов разносится репродуктором, укрепленным на вершине минарета. Это удобнее, а главное, громче, чем раньше.
Мечеть Омейядов обладает еще одной особенностью, которой нельзя пренебречь: в ее молитвенном зале, между двумя колоннами, стоит большое мраморное сооружение в виде куба, увенчанного куполом. Это гробница Св. Иоанна Крестителя, которого мусульмане знают под именем пророка Яхьи и которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане. Здесь особенно много молящихся. Некоторые из них касаются решетки, останавливают перед ней своих детей, целуют ее.
Интерьер мечети прежде имел очень богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. В XIX в., особенно при реставрации после пожара 1891 г., молитвенный зал несколько изменил свой вид. Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа. Но и после этих перемен архитектура мечети Омейядов сохранила присущие ей особенности.
Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. Она привлекает не только молящихся. Сюда приходят студенты, чтобы в тиши мечети готовить свои задания, уставшие от забот горожане, ищущие вдохновения художники и ученые. В одном из многочисленных помещений мечети работает реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением древних мозаик.