Дворец и парк Кадриорг (Kadriorg). Дворец и парк Кадриорг (Kadriorg) Кадриорг как добраться из старого города

Парк и дворец Кадриорг.

Прекрасный дворец в стиле барокко и парк Кадриорг, расположенные в 2-х км. от центра Таллинна – это одно из лучших творений мастеров XVIII века в тогдашней Эстляндской губернии, созданные по приказу Петра I во времена Северной войны.




Jean-Marc Nattier (1685–1766)




Беннер, Жан Анри - Портрет Петра I




В соответствии с замыслом специально приглашенного из Рима архитектора Николло Мичетти дворец был построен по образу и подобию итальянских вилл, состоящих из основного здания и двух пристроек. Главный зал является одним из лучших образцов архитектуры в стиле барокко не только в Эстонии, но и во всей Северной Европе. Кроме русских и итальянских художников в работе над зданием также принимали участие мастера из Стокгольма, Риги и Таллинна. Двухэтажный зал богато украшен лепниной и росписями потолка. Вестибюль и некоторые другие комнаты в главном здании с 18-го века хранят свой первозданный облик.



Название Кадриорг (Долина Екатерины) связано с именем императрицы Екатерины Второй. Большинство правителей Российской Империи, начиная с дочери Петра Первого, Елизаветы, регулярно посещали императорскую летнюю резиденцию.



VIGILIUS ERICHSEN Екатерина Великая.




Екатерина II. 1770-е. Саблуков Иван Семенович




Портрет Екатерины II в дорожном костюме.ШИБАНОВ Михаил


В 1714 году для Петра I у семьи Дрентельнов была приобретена летняя мыза под строительство парка и дворца. Изначально парк предназначался для прогулок горожан (которые наслышанные о крутом нраве царя, попросту боялись там гулять), дворец же - для летней резиденции царской семьи, названный в честь жены Петра I - го, Екатерины I- Кадриорг (Долина Екатерины).



Днем рождения Кадриорга принято считать 22 июля 1718 года. Петр I прибыл в Таллинн на корабле 19 июля 1718г с ним приехали принятый несколько месяцев тому назад на русскую службу римский архитектор Никколо Микетти и его подмастерье Гаэтано Киавери, который позже превзошел своего учителя. Вдвоем они определили место расположение и композицию "нового дворца", а также план разбивки парка и садов.



Из дворца открывался вид на Старый Город, гавань и море. Выбор места был, конечно, не случайным, ведь Пётр I испытывал особую тягу к морю. К сожалению, строительство парка и дворца не было завершено при жизни Петра I.



В дальнейшем дворец Кадриорг, как царская резиденция, использовался сравнительно редко. Во время визитов в Таллинн во дворце останавливались все русские императоры - от Петра I до последнего из династии Романовых - Николая II.



В 1919 году началась история дворца как музея, где в настоящее время располагается Художественный музей. Собрание музея состоит из более 900 западноевропейских и русских живописных полотен, 3500 печатных изданий и около 3000 скульптур. Вестибюль и некоторые другие комнаты в главном здании сохранили свой первоначальный облик.

История

В ходе Северной войны (1700-1721) Эстония была присоединена к России. Ревель капитулировал осенью 1710 года, а уже в декабре 1711 года Пётр I вместе с Екатериной впервые посетил город. Царю понравились окрестности Ласнамяги. Отсюда, с обрыва, открывался вид на город и на строившуюся гавань. В 1714 году Пётр выкупил у вдовы Дрентельна часть их летнего поместья за 3500 талеров в государственную собственность. Сохранившийся дом этого поместья был приведён в порядок и приспособлен под резиденцию царя. Этот дом известен теперь как «домик Петра». Скромный дом был удобным для ночёвок и обозрения живописных окрестностей, но скромностью размеров и оформления не отвечал своему назначению.

Закладка нового дворцово-паркового ансамбля была начата 25 июля 1718 года по приказу Петра I. Проект составил итальянец Никколо Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году по настоянию Микетти в Ревель направили Михаила Земцова, возглавившего строительство ансамбля на протяжении четырёх лет по проектам и указаниям Микетти. Начиная с весны 1721 года и до окончания строительства всеми работами руководил один Земцов.

Уже осенью 1719 года боковые павильоны (флигели) были покрыты черепицей, а к весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь некоторое время жили Пётр I и Екатерина. Стены главного здания начали возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу. Капители фасада из тёсаного камня, консоли и другие детали каменных украшений изготовил рижский скульптор Генрих фон Берген. В июле 1724 года, во время последнего визита Петра I в Ревель, бо́льшая часть внутренних помещений главного здания была ещё в лесах, основные работы закончились в основном к 1727 году.

По легенде, при постройке здания Пётр I собственноручно положил три кирпича в его стену. Позднее, когда наружную поверхность стен стали покрывать штукатуркой, строители оставили «царские» кирпичи неоштукатуренными. Эти три кирпича, в угловой пилястре северного крыла дворца, остаются неоштукатуренными по сей день.

После Октябрьской революции в Кадриоргском дворце расположился Ревельский совет рабочих и солдатских депутатов.

В 1921-1929 и 1946-1991 годах дворец был главным зданием Эстонского художественного музея. С 1929 по 1940 год во дворце располагалась резиденция государственного старейшины (с 1938 года - президента) Эстонии. В настоящее время в Кадриоргском дворце находится филиал Эстонского художественного музея - Художественный музей Кадриорга.

Что посмотреть

Подобно итальянским виллам, дворцово-парковый ансамбль Кадриорг состоит из дворца, возведенного на возвышении, и двух павильонов. Фасад главного здания украшен выступающим ризалитом с центральным порталом, ведущим в вестибюль. В стене вестибюля установлен кенотаф с изображением российского герба и якоря. Посередине плиты выгравирован текст на латыни, перевод которого гласит: «Пётр I, божьей милостью царь всея Руси, повелел построить себе на этом месте дом в Ревеле в июле 1718 года». Также в вестибюле обращают на себя внимание три скульптуры-копии: Венера Милосская (работа Г. Восса, 1859 год) и два льва работы А. Каковы, подобные тем, что стоят в Соборе св. Петра в Риме. Анфилада дворцовых комнат занимает два этажа. Главной гордостью дворца является Большой, или Белый зал, обильно декорированный лепниной. Нижняя часть его стен оформлена пилястрами, увенчанными ажурными капителями с волютами и цветочными венками, а верхнюю часть ритмично расчленяют декоративные лопатки.

В парке обустроены пруды, фонтаны с беседками, разбиты причудливые клумбы и розарий. От дворца проложены аллеи, а на островке посреди Лебединого пруда летом устраивают концерты под открытым небом. В 2011 году японский ландшафтный архитектор Масоне Соне разбил в парке японский сад с рододендронами, азалиями и ирисами. В непосредственной близости от Кадриоргского дворца находятся резиденция Президента Эстонии, дом-музей Петра I и Художественный музей Куму, охватывающий искусство Эстонии от XVIII века и до наших дней. Двухэтажный домик Петра меблирован в духе петровских времён, сохранились личные вещи царя - стол с разложенной на нём картой Балтики, макет корабля «Шлиссельбург», два шкафа-секретера и др. В 1714 году Пётр I выкупил этот дом с прилегающими к нему землями у вдовы помещика Дрентельна за 3500 талеров. Пока Кадриоргский дворец строился, всероссийский император довольствовался скромным бюргерским жилищем. Вернувшись в свою резиденцию через несколько лет, Пётр I выразил удивление, что ревельцы не ходят в новый парк. Караульный офицер доложил царю, что комендант запретил горожанам разгуливать по царским владениям. Уже на следующий день в Таллине под барабанную дробь огласили императорскую волю: всем жителям города разрешается посещать Кадриорг и наслаждаться его красотами.

Адрес: Tallinn, Narva maantee, 7C. Как доехать: от площади Виру: трамваями №1, №3; от автобусного терминала Viru keskus: на автобусах №1A, 5, 8, 19, 29; №34A, 35, 38, 44, 51.

У искусственного парка Кадриорг история продолжительностью в три столетия и почти столь же давняя слава одного из самых красивых европейских дворцовых парков. Он одинаково любим горожанами и популярен среди туристов. Парк раскинулся всего на семидесяти гектарах. Для создания парково-дворцового ансамбля был выбран популярный в тот период стиль барокко. Своим названием парк обязан императрице Екатерине I, супруге Петра Великого - в дословном переводе это "Долина Катерины" (Екатерининталь) Но немецкое название не прижилось в Ревеле. Постепенно оно сменилось на более понятное и близкое Кадриорг, производное от эстонской версии имени Екатерина - Кадри.

Из истории Таллина

Северная война, длившаяся около 20 лет, перекраивала границы многих европейских государств. Эстония отошла к Российской империи. Ревель был сдан в один из осенних дней. Зимой следующего года в город прибыли Петр I и царица Екатерина. Они не остались равнодушными к очарованию Ласнамяги и его окрестностей. Особенно понравился Петру вид с высокого обрыва - строительство в гавани и большая часть Ревеля отсюда, как на ладони.
В следующий свой приезд царь пожелал приобрести часть земель у их владелицы. Вдова Дрентельн рассталась с ними за 3,5 тысячи талеров. На ставшем собственностью казны участке располагался помещичий особняк. Позже его отремонтируют, превратив в небольшую и довольно скромную царскую резиденцию. "Домик Петра" сохранился до сегодняшнего времени. Но даже ремонт и обновление не смогли придать бывшему помещичьему дому достойных царственных особ комфорта, красоты и величавости дворца. Поэтому уже в июле 1718 Петр прикажет заложить новый дворец по проекту итальянского архитектора Никколо Минкетти. Руководство строительством сначала было отдано Гаэтано Кьявери, помощнику создателя проекта. Через 2 года в Ревель приедет М.Земцов, сменивший итальянца. Работая сначала с Минкетти, а потом уже самостоятельно он завершит строительство. Работы велись быстро - до конца 1719 флигели будущего дворца покроют черепицей. Внутреннюю отделку завершат весной 17921. Царственные супруги будут останавливаться в них. На возведение стен основного здания комплекса уйдет около года.
Все каменные фасадные украшения были заказаны Генриху фон Бергену, скульптору-рижанину. В последний свой приезд Петр не смог увидеть многое - внутри еще выполнялись отделочные работы, их закончили только к 1727-ому году. Есть предание, что прибывший к началу строительства царь пожелал своими руками уложить несколько кирпичей в одну из стен. Позже кирпичную кладку оштукатурили, но те самые кирпичи закрывать не стали. Сегодня можно пройти к северному крылу дворца и прикоснуться к тем трем кирпичам. Их можно увидеть в нижней части угловой пилястры. В послереволюционные годы царский дворец отдают Ревельскому совету и в нем собираются депутаты от рабочих и солдат. Затем на восемь лет его передали Эстонскому художественному музею.
В 1929-ом туда вновь перенесли резиденцию. Сначала государственного старейшины, а после 1938-ого по 1940 президента. В 1946 дворцовый комплекс вновь переходит музею. Сейчас в старинном строении размещен знаменитый художественный музей Кардиорга, его филиал.

Лучшие уголки дворцово-паркового комплекса Кадриорг

Своей планировкой Кадриорг близок к старинным виллам итальянских аристократов. В нем основное внимание привлекает возвышенный участок с дворцом, есть два павильона-флигеля, к которым ведут дорожки. Вход во дворец с фасада, через портал с вынесенным вперед ризалитом, откуда посетители попадают в просторный вестибюль. На одной из его стен каменный кенотаф, на котором соседствуют морской якорь и российский герб. Латинская надпись содержит имя царя Петра с датой, когда он приказал начать строительство своего дома. В другой части вестибюля статуи двух львов (Антонио Какова) и Венеры Милосской (копия, Г. Вос). Можно пройти по длинной анфиладе комнат дворца, любуясь интерьерами. Но самым роскошным считают Большой зал с его сложной лепниной. Пилястры с элегантными капителями украшают венки из цветов и обрамляющие их волюты.
Не менее элегантным выглядит прилегающий парк с его роскошным розарием, причудливой формы клумбами, беседками и фонтанами. Один из самых красивых в парке уголков - Лебединый пруд. Там действительно плавают белые и черные лебеди, а в летнее время небольшой остров в середине водоема становится сценой для концертов. Аллеи веером расходятся от площадки перед дворцом - прекрасное место для прогулок в любой сезон. Кроме декоративных скульптур установлены статуи известных скульпторов и писателей. В наши дни (2011г.) усилиями Масоне Соне, известного ландшафтного архитектора, был разбит настоящий японский сад, единственный в Прибалтике. По традиции в нем были высажены многочисленные яркие азалии, ирисы и куртины рододендронов. Растения прекрасно адаптировались к местному климату и в период цветения в этой части парка сказочно красиво.
Кроме дворца можно осмотреть экспозицию в небольшом доме-музее царя Петра I. В небольшом здании два этажа обставленных мебелью эпохи Петра. Часть предметов принадлежала самому царю. Кроме резных массивных секретеров и шкафов прекрасно сохранились царский стол, на нем лежит карта Балтики, и реалистично выполненный макет "Шлиссельбурга", одного из судов.
Петру I нравились новая резиденция и окружающий ее парк. Во время одного из приездов он обратит внимание, что парк пуст, на аллеях не видно гуляющих. Тогда ему и сообщили о запрете для горожан посещать царские владения. На что Петр отреагировал немедленно, приказав публично объявить о разрешении для жителей Ревеля свободно прогуливаться по парку, наслаждаясь чудесными видами.

Дополнительная информация

На территории Кардиорга находятся филиал художественного музея - музей Миккеля и детский Miia-Milla-Manda. Это удивительное место, созданное с учетом детской жажды знаний и стремления трогать и брать в руки все, что их окружает. Дети всегда остаются довольны временем, проведенным здесь в окружении необычных игрушек. Музей работает с вторника по воскресенье, с12:00 до 18:00.
Есть несколько других музеев - посвященный А.Х.Таммсааре, классику эстонской литературы, и одному из самых известных национальных писателей прошлого Эдуарду Вильде. Совсем рядом расположен художественный музей KUMU. Его экспозиции открывают большой временной промежуток (XVIII - X XII века) истории и развития эстонского искусства.
Осмотр дворца, музеев и большого парка может немного утомить. Для отдыха можно выбрать скамейки в розарии или у Лебединого пруда. А можно посетить уютное местное кафе или ресторан, их здесь несколько, и затем отправиться по аллее, ведущей к морю.
Не имеет значения, какой из месяцев выбран для поездки в Таллин , красота этого старого парка не зависит от времени года. В каждом сезоне таится свое очарование. В вечернее время парк красиво подсвечивается и кажется похожим одну из старинных сказок или картин талантливого живописца.