Харидвар - священный город индии. Индия

Харидвар является одним из древнейших городов планеты и одним из самых почитаемых паломнических мест для индуистов. Буквально в переводе с языка хинди название города звучит как «врата к Богу» (где «хари» - Бог, «двар» - врата). Харидвар входит в семёрку священных городов Индии и является одним из самых посещаемых мест не только паломниками, но и туристами со всего мира. За пределами страны Харидвар, прежде всего, известен своими неимоверными паломническими собраниями индуистов во время празднования Кумбха Мела, которое происходит каждые 12 лет. Так, к примеру, в 2007 году на это фантастическое действо собралось более 70 млн. человек!!! Для сравнения - второе по величине религиозное собрание в знаменитой Мекке собирает «всего» около трёх миллионов мусульман. Помимо самого Харидвара, Кумбха Мела проводится ещё в трёх индийских городах - Праяге-Аллахабаде, Насике и Удджайне.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Центр одноимённого административного округа город Харидвар расположен на самом берегу реки Ганги в предгорьях Гималаев на севере индийского штата Уттаракханд. Всего в 24 км от Харидвара располагается ещё один известный среди всех почитателей йоги город - Ришикеш.
История основания Харидвара, который входит в число древнейших городов планеты, тесно связано с легендами и эпосами.
Харидвар расположен в месте, где русло священной реки Ганга спускается с Гималайских вершин на просторы Индо-Гангской равнины. Согласно с древними индийскими преданиями, в этом месте Боги спустили Гангу с небес на землю, дабы приоткрыть всем смертным врата в мир вечности. Само же празднование Кумхи-Мела связано ещё с одним древним преданием, которое повествует о битве богов с демонами за кувшин с нектаром бессмертия. Во время сражения кувшин наклонился и четыре капли этой волшебной жидкости были пролиты на землю - Харидвар одно из этих священных мест. Индуисты свято верят, что в определённый момент, вычисляемый по звёздному календарю, воды Ганги наполняет нектар бессмертия, способный не только подарить крепкое здоровье, избавиться всех земных грехов, но и обрести мокшу - то есть освободиться от непрекращающегося цикла реиркарнации. Процесс омовения в водах Ганги во время длящегося три месяца празднования Кумбхи-Мелы, совершают десятки миллионов индусов, аскетов и отшельников.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ЭКСКУРСИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ХАРИДВАР
Даже если вы не смогли попасть на празднование впечатляющего религиозного праздника Кумбха-Мела, посещение Харидвара обещает быть очень познавательным и интересным. Несмотря на то, что, конечно же, главной достопримечательностью Харидвара является священная Ганга и её многочисленные гхаты (Хар-ки-Пэйри гхат – наиболее священная из них), в самом городе и его окрестностях туристам предлагается посетить множество храмов, ашрамов, мечетей и других древних построек.
Наиболее известные храмы Харидвара - это Чанда Деви и Манса Деви, которые расположены на самой вершине холма. Попасть к этим уникальным памятникам архитектуры возможно лишь по канатной дороге. Со смотровых площадок храмов туристы смогут полюбоваться захватывающими дух восхитительными пейзажами города и окружающей его местности. Рядом с храмами располагается один из самых древних на планете ведических университетов - Гурукул Кангри, а также Храм Анджани, посвящённый матери царя обезьян. Одна из самых древних построек Харидвара - Храм Майядеви (XI век), служащий обителью для трёх почитаемых индуистских божеств: Камакхья, Майя и Кали. Ещё один культовый центр паломничества для индуистов, который мы рекомендуем посетить туристам в Харидваре - Храм Шанти Кундж, внутри которого расположено двадцать четыре изображения Гаятри. Во время прогулок по городу туристам повстречаются десятки ашрамов, красочно разрисованных сценами из «Махабхараты» и «Рамаяны».
Любители шопинга смогут посетить в Харидваре множество колоритных рынков и базаров, сувенирных магазинов и торговых лавок, где в огромном разнообразии представлены разнообразные экзотичные товары, предметы прикладного искусства, жемчуг, золотые и серебряные украшения.
Полюбоваться богатством животного мира и природными красотами гости города смогут в Национальном парке Раджаджи, который располагается всего в 10 км от города. Во время экскурсии по парку вам повстречаются индийские слоны, леопарды, тигры, дикие кабаны, олени и множество других редких животных.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СОВЕТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ В ХАРИДВАР
Харидвар является священным городом, который ежегодно принимает миллионы верующих со всех уголков планеты, и туристы должны знать о некоторых особенностях и правилах, которые существуют в городе. В кафе и ресторанах Харидвара кухня исключительно вегетарианская, к тому же здесь запрещено употребление крепких алкогольных напитков. Несмотря на отсутствие мясных блюд, вы сможете вкусно и сытно пообедать экзотическими блюдами южноиндийской и китайской кухни в многочисленных ресторанах города: «Бестек», «Хошияр Пури», «Чотивала» и других. А один из ресторанов - «Непал Ашрам» даже раздаёт ежедневные бесплатные обеды для всех прибывших паломников (в 17.00).
В городе имеется огромное количество гостиниц и отелей различного уровня комфортности, но, не смотря на это, если вы наметили поездку в Харидвар в период проведения Кумбха-Мелы, о бронировании жилья необходимо позаботиться задолго до приезда. Также во время проведения празднования в связи с неимоверным наплывом туристов и паломников необходимо соблюдать определённые меры предосторожности, которые помогут избежать риска стать жертвами мошенников или оказаться в стихийной давке. Наиболее уязвимые места - это узкие мосты и переходы.

КАК ДОБРАТЬСЯ
Харидвар - это один из крупнейших туристических центров Индии, который имеет отличную железнодорожную и автомобильную развязку, соединяющих город с Дели (215 км), Агрой (385 км), Дехрадуном (52 км) и другими крупными городами Индии. На расстоянии в 41 км располагается аэропорт Джолли Грант, совершающий регулярные рейсы внутри страны.
Средняя стоимость проезда на автобусе из Дели в Харидвар - 150 рупий.

Один из семи священных городов Индии, Харидвар олицетворяет собой многообразие индийской цивилизации. Для верующих индусов он служит воротами в обитель богов (в переводе Хари - Бог и двар - ворота). Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Больше всего внимание туристов привлекает празднование Кумбха Мела. Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире - паломничество в священный для всех мусульман город Мекка в Саудовской Аравии - привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

Харидвар является одним из самых известных центров паломничества в Индии. Верующие индусы со всего мира стекаются в этот священный город, чтобы раз в 12 лет окунуться в священные воды реки Ганга в дни празднования Кумбха Мела, самого крупного собрания людей в мире. В 2010 году этот праздник собрал 50 миллионов паломников. В 2007 году в Аллахабаде, самое крупное религиозное собрание в мире собрало и того больше, свыше 70 млн. Индуистские паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

Основным событием Кумбха Мела служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши, то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

В Харидваре нет величественных храмов, древних крепостей или потрясающих своей роскошью дворцов. Главная достопримечательность здесь – окунание в быстрой и прохладной реке Ганга.

По преданию, легендарный в индуиской мифологии король Бхагиратха перенес Гангу с небес на Землю, дабы избавить от греха и спасти души своих предков. Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая.

Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов. Представьте себе количество смытого рекой Гангой греха!

Главной достопримечательностью Харидвара является гхат Хари Ки Паури. Построенный в первом веке до нашей эры, он служит наиболее святым местом для купания в дни религиозного праздника. Название этого известного гхата в буквальном переводе означает "Нога Господа". Говорят, что след на каменной стене принадлежит богу Вишну. Легенда гласит, что капли амрита (напиток богов) пали из кувшина именно в этом месте, поэтому купание здесь считается наиболее благоприятным. Гхат Хари Ки Паури обозначает место, с которого святая Ганга начинает течь по равнине.

Кумбха Мела своими корнями уходит в индуистскую мифологию, согласно которой боги и демоны боролись за кувшин, (кумбха), содержащий амрита (нектар бессмертия). Когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько каплей амрита упали из кувшина в четырех местах: Аллахабаде, Удджайне, Харидваре и Насике. В память об этом святом событии, Кумбха Мела проводится раз в три года, чередуясь между четырьмя городами, а это значит, что каждый из них принимает фестиваль раз в 12 лет.

Садху

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь "мокши", то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности. Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху. Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты. Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

Больше всех выделяются наги садху, их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам. Их глаза налиты кровью от постоянного курения марихуаны. Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

Ганга арати

Каждый вечер индусские священники выполняют ритуал Ганга арати. Это самое примечательное и трогательное зрелище в Харидваре, посещаемое тысячами верующих и большинством туристов. Толпы людей собираются на обоих берегах реки Ганга, поют песни, читают молитвы. Священники держат в руках большие чаши огня, в храмах начинают звучать гонги, воздух наполняется звуками песнопений. После церемонии, верующие пускают вниз по реке изготовленные из банановых листьев корзинки-кораблики с цветами, зажженными свечами и благовониями в память о своих умерших предках. Золотистые оттенки светящихся на реке корабликов, отраженных в реке Ганга, являются наиболее феерическим зрелищем.

Харидвар является чисто вегетарианским городом, употребление алкоголя также запрещено. Как и в других священных для индусов городах, в Харидваре много наглых нищих и мошенников. В дни массового паломничества город переполнен посетителями. Скопление людей настолько большое, что безопасность во время таких мероприятий является серьезной проблемой. Наиболее ужасная давка произошла в Харидваре во время празднования Кумбха Мела в 1986 году, когда погибли десятки человек. Мосты через реку являются наиболее уязвимым местом.

В 10 км от Харидвара расположен Национальный парк Раджаджи, привлекающий любителей природы красотой и богатством животного мира. Здесь в дикой природе можно увидеть популяцию слонов, тигров, леопардов, оленей, диких кабанов и медведя- губача. Примерно в 25 киломметрах от города расположен Ришикеш , город йогов и большого количества ашрамов. Здесь можно заказать рафтинг на реке Ганга.

Кумбха Мела в Харидваре - неординарное событие в Индии. Просто побывать здесь, увидеть все происходящее, заряжает положительным эмоциональным зарядом всех присутствующих, независимо от вероисповедания. И так происходит на протяжении тысячелетий.

Харидвар (Haridwar) - священный город в индийском штате Уттаракханд, находящийся на том месте, где Ганга, стремительным потоком стекая с гор, выходит на равнину.

Харидвар в переводе с санскрита означает "Божественные врата". Это отправная точка паломничества к четырём Гималайским Святыням: Ганготри, Ямунотри, Бадринатху и Кедарнатху.
Толпы паломников стекаются в этот город, чтобы принять омовение в быстротекущей Ганге.

Вокруг Харидвара располагаются впечатляющие храмы (как древние, так и современные), дхармасалы (места отдыха для паломников), ашрамы.

Харидвар оживает в период с апреля по ноябрь. Но особенно многолюдно здесь бывает во время ежегодной Магх Мелы, выпадающей на январь или февраль, Ардх Магх Мелы, проходящей раз в 6 лет и Кумбха Мелы, проводимой раз в 12 лет.

Последние изменения: 24.02.2010

Достопримечательности

Хар-ки-Пэйри (означает «след бога») - является одним из самых священных гхатов Индии. Говорится, что в стародавние времена бог Вишну, пролив здесь несколько капель амриты - небесного нектара, собранного после пахтания океана богами и асурами, оставил в этом месте отпечаток своей стопы. Гхат расположен на западном берегу Ганги, и каждый вечер тысячи людей собираются здесь на Ганга-арати (церемония почитания священной реки).

Храм Манаса Деви - находится на вершине холма Билва Парват, откуда открывается прекрасный вид на Харидвар. До него можно добраться пешком или с помощью канатной дороги. Этот храм посвящён Манаса Деви, супруге царя нагов.

Храм Чанди Деви - построенный в 1929 году кашмирским раджой Сукхет Сингхом, расположен на холме Нил Парват.

Сапта Риши ашрам - по легенде, в этом месте семь мудрецов пребывали в глубокой медитации. Ганга, не желавшая потревожить их, разделилась здесь на семь ручьёв.

Храм Дакша Праджапати - древний храм, находится в 4 км от Харидвара, в местечке Канкхал. Является одним из пяти священных мест Харидвара.

Храм Майя Деви - датируемый XI в., один из немногих древних храмов Харидвара.

Основные моменты

По городу разбросаны впечатляющие храмы, и древние, и современные, а также дхарамсалы (гостиницы для паломников) и ашрамы, часть которых занимают площадь, сравнимую с маленькой деревней. Харидвар очень оживлен в сезон ятры (паломничества) , с мая по октябрь. Также здесь проводят ежегодный религиозный праздник Магх Мела (Magh Mela) .

Главная улица Харидвара – Рэйлвэй Роуд (Railway Rd) , переходящая в Аппер Роуд (Upper Rd, верхняя дорога) , идет параллельно руслу Ганга (сама река течет дальше на восток) . Как правило, только велорикшам разрешено ездить между мостами Лалтарао Бридж (Laltarao Bridge) и Бхимгода Джхула (Bhimgoda Jhula) , или, по-другому, Бхимгода Бридж, поэтому транспорт ездит по противоположному берегу реки. Улочки Бара Базара ведут на юг от гхата Хар-ки-Паири.

Поскольку этот город священный, здесь только вегетарианская еда и безалкогольные напитки.

Достопримечательности Харидвара

Гхат Хар-ки-Паири

Хар-ки-Паири (Har-ki-Pairi; «След бога») - место, где, по легенде, Вишну обронил несколько капель божественного нектара и осгавил свой след. Оно священно для индуистов. Здесь вы можете смыть с себя грехи. Паломники купаются в быстрых потоках реки и жертвуют деньги жрецам и храмам.

Гхат расположен на западном берегу Ганга. Каждый вечер сотни верующих собираются на ганга аарти (церемония поклонения реке) . Представители власти в синей униформе собирают пожертвования (и выдают квитанции) , а после захода солнца колокола начинают звонить в определенном ритме. Зажигаются огни, корзины из листьев, наполненные лепестками цветов со свечой посередине (10 рупий) , опускают в воду, и те плывут дальше по течению реки.

Туристы могут смешаться с толпой, чтобы принять участие в древних религиозных ритуалах, которые не утратили силу и в наши дни. К вам могут подойти и представиться служителем храма, жрецом, который можете помочь вам с пуожей, попросив за это 200 рупий или больше. Если вы хотите сделать пожертвование, лучше дайте его человеку в форме или положите деньги в ящик для пожертвований.

Лучшее время для посещения гхата - раннее утро или время перед наступлением сумерек.

Храмы Мансы Деви

Воспользуйтесь канатной дорогой (в оба конца 48 рупий; 7:00-19:00 апрель-октябрь, 8:30-18:00 ноябрь-март) , чтобы добраться до переполненного людьми храма Мансы Деви на вершине горы (исполняющей желания богини) . Вдоль тропы, ведущей к канатной дороге, расположены палатки, где продают упаковки с прасадом (еда-подношение для религиозных церемоний) , которые нужно поднести богине на горе. Можно пройти пешком (1,5 км) , но помните об обезьянах, крадущих прасад. Фотографировать в храме запрещено.

Многие посетители и паломники объединяют этот визит с посещением храма Чанди Деви (в оба конца 117 рупий; 08:00-18:00) на горе Нил (Neel Hill) , куда нужно ехать по канатной дороге еще 4 км к юго-востоку от Харидвара. Храм был построен раджой Сухетом Сингхом (Suchet Singh) из Кашмира в 1929 г. Заплатите 165 рупий в Мансе Деви - и сможете проехать по обеим канатным дорогам, а также на автобусе с кондиционером от одного храма к другому.

Информация

Интернет

Есть несколько интернет-кафе на Рэйлвей Роуд рядом с ж/д станцией и ниже в боковых улочках, но в большинстве из них всего один или два терминала. В этих кафе есть больше мест:

  • Hillway Internet (Джасса Рам Роуд; 30 рупий в час; 9:00-22:30)
  • Internet Zone iWay (Аппер Роуд; 30 рупий в час; 10:00-20:30)

Медицинские услуги

Аюрведический госпиталь Rishikul (221003; Рэйлвей Роуд) Общественный медицинский колледж и госпиталь с хорошей репутацией.

Деньги

Sai Forex (Аппер Роуд; 10:00-21:00) Меняет наличные и дорожные чеки, снимая 1% комиссии.

Банкомат State Bank of India (Рэйлвей Роуд)

Почта

Главное отделение (Аппер Роуд; 10:00-18:00 понедельник-суббота)

Информация для туристов

Туристический офис GMVN (224240; Рэйлвей Роуд; 10:00-17:00 понедельник-суббота)

Офис Uttarakhand Tourism (265304; Рахи Мотел, Рэйлвей Роуд; 10:00-17:00 понедельник-суббота)

Транспорт в Харидваре

Стоимость велорикши составит 10 рупий при поездке на короткое расстояние и 30 рупий в случае более долгого путешествия, например от ж/д станции Харидвара в Хар-ки-Паири. Если вы наймете такси на три часа для осмотра местных храмов и ашрамов, это обойдется примерно в 700 рупий; стоимость поездки на авторикше составит 300 рупий.

Дорога в Харидвар и обратно

Из Харидвара ходят много автобусов и поездов, но планируйте свою поездку на поезде заранее в сезон паломничества (с мая по октябрь) .

Автобус

Частные автобусы класса люкс и спальные автобусы ездят в Дели (люкс/ Volvo 175/400 рупий) , Агру (сидячий/спальный 240/295 рупий) , Джайпур (375/475 рупий) и Пушкар (400/500 рупий) . Они отбывают со стоянки на углу туристического офиса GMVN у гурдвары (сикхского храма) . В любом бюро путешествии города можно заказать билет.

Такси и викрам

Главная стоянка такси находится возле ж/д вокзала на Рэйлвей Роуд. Пункты назначения включают Чиллу (Chilla; поездка в Национальный парк Раджаджи, 510 рупий) , Ришикеш (700 рупий, 1 час) и Дера Дун (1000 рупий) , но обычно такси стоит дешевле. Можно нанять частный джип-сумо, чтобы посетить одно или два места паломничества в Чар Дхаме, в период с апреля по октябрь. Тариф в один конец в Ганготри, Ямнотри (Yamnotri) и Бадринатх - 6520 рупий в каждый из пунктов; стоимость поездки в Кедарнатх составляет 5500 рупий; девятидневный тур по всем четырем местам стоит 17150 рупий.

Совместные викрамы ездят в обе стороны по Рэйлвей Роуд (10 рупий) и в Ришикеш (30 рупий, 1 час) от Аппер Роуд на Лалтарао Бридж, но для такой поездки удобнее пользоваться автобусом. Вы можете нанять транспорт для визита в Лакшман Джхула (Лакшман Джхула) в Ришикеше за 400 рупий.

Поезда

В Харидвар есть железнодорожный вокзал. Поезда ходят в Дели, Лакнау, Варанаси, Калькутту, Амритсар и Халдвани.

Самостоятельное путешествие в Кедарнатх (Индия).

«Здесь грешник становится святым, а святой – Богом».

«Кедар – Величайшая Святыня, только Харидвар
может сравниться с ним по степени очищения грехов.
Человеческий ум не в состоянии описать и малой толики
тех плодов, что дарует паломничество в это место».
Сугубо субъективные впечатления.
Я лежу на нижней полке, поезда Харидвар – Дели, смотрю в окно, на проплывающие мимо, пейзажи и пытаюсь осознать, осмыслить и переварить, те впечатления, которые меня переполняют…. Мы возвращаемся из Кедарнатха.
Медитационные практики в йоге, ушу, тайцзи и т.д., которые позволяют очистить и успокоить Ум, конечно же, хороши и необходимы, особенно в наше время, перегруженное информацией, стрессом и нервным перенапряжением. Они, несомненно, приносят положительный результат и помогают держать себя в руках.
Однако, честное слово, одна эта поездка и трек в Кедарнатх, долбанула меня виртуальным обухом по несмышлёной башке так, что я до сих пор, словно дитя малое, смотрю по сторонам, улыбаюсь и не пойму, и чё это все вокруг суетятся как мухи на мусорной куче. Сам то я конечно тоже занырнул в это дело (работа, дорога, машина), но поверьте – ощущение «чистого листа», не проходит, цепко и приятно удерживая мое сознание в релаксе и душевном равновесии. Хотя в этой поездке, релакса у нас не было и в помине, а было следуещее.
03.06. мы вылетели из Шереметьево и в 23.50, прибыли в Дели. Перекантовались в аэропорту до утра и в 5:00 двинули на метро к ж/д вокзалу New Delhi. Далее поезд 12017 / Dehradun Shtbdi в Харидвар. Прибыли в 11:30, без опозданий. Жара несусветная.
Вышли на привокзальную площадь, нашли машину и сразу же не заезжая в Ришикеш, рванули в сторону Кедарнатха. Переговорив с драйвером и прикинув трафик, решили доехать до Рудрапрайяга (166 км), с остановкой в Девапрайяге.
И правильно сделали. Бессоная ночь и непростой трафик изрядно утомили.
Скорость была не более 50 км/час, в Рудрапрайяг, мы прибыли в 7 вечера. Дорога хорошая однако, как и положено не без осыпей. Ну и серпантин, конечно же, как на новогодней ёлке, пропасти вдоль дороги по полкилометра глубиной, выскакивающие из-за крутых поворотов и постоянно гудящие встречные машины, вереницы сикхов в оранжевых платках, оранжевых дастарах (тюрбанах) и с оранжевыми флагами. У них сейчас паломничество. Несутся как чумные, но видно, что в уме, хоть и в драйве. Часто приветственно машут руками и улыбаются.

0 0


Иногда встречали провалившийся асфальт. Но дорожные службы работают, отмечая опасные места и расчищая каменные осыпи. По дороге останавливались попить чайку и перекусить. Именно на одном таком перекусе, одна «жертва» из нашей компании, глядя мутным взглядом в пропасть, скорее всего, себе, а не для нас тихо прокурлыкала: - Нееет, я никого не виню! Но какая же я дура, что сюда поехала…
- А тут у всех, кто сюда забрался, кукушка из головы слиняла, - хотелось ответить мне – тут у всех петарда в черепушке сверкнула, оставив неизгладимый след на внутреннем убранстве тыквы.
Но видя её измененное сознание и перекошено–отрешенное выражение лица, решил воздержаться. Места, знаете ли, непростые….
Просто тихо сказал: - За то знаешь, какой опыт и какие впечатления. Будешь потом в захлеб рассказывать своим близким и друзьям, когда вернешься.
- А мы, правда, вернемся? – спросила она, глядя на меня обреченными глазами. И тут я задумался….
В слух, все же, произнеся: - А то!


0 0


Девапрайяг (Высота 800 м.).
Именно здесь при слиянии двух рек Бхагиратхи и Алакананды, образуется река Ганг. Проехать это священное место мы, конечно же, не могли. Говорят, что омовение в этом месте исцеляет не только тело, но и душу. На просторах Интернета, люди робко (и это правильно), чтобы не выглядеть полными кретинами, намекают на свой опыт исцеления. Тихо и ненавязчиво. И правильно. Что глухому в уши орать. Каждый должен сам приехать и проверить данный постулат.


1 0


На самом мысу, в месте слияния двух рек, можно заказать пуджу у местных служителей. Для того, чтобы искупаться, необходимо обязательно держаться за цепи, течение сильное, вода холодная, около 12 0С. Ощущения – прекрасные.
Насколько целебны воды в данном месте, долго расписывать не буду, несомненно, у каждого свое мнение.
Отмечу только, что мне купание помогло. Свежесть, бодрость и восстановление сил – на лицо. И покой…. И радостность…. И душевное равновесие…. Не то чтобы вот прям сразу, вот прям в одно мгновение. Нет.
Но ненавязчиво, неотвратимо и всецело, меня охватило чувство умиротворения и какой-то отрешенности.
Словно небесные воды Млечного пути легко и беспрепятственно, прошли сквозь меня как поток мезонов сквозь планету Земля, и за несколько минут, восстановили сбитые со своих орбит электроны, привели в порядок межмолекулярные связи и выправили частоту колебаний материального, эфирного и всех остальных тел, приведя вибрации всего организма в унисон с ритмами Вселенной.
Замечательно….
Несколько отелей есть на подъезде к городу.

Рудрапрайяг (высота 900 м.).

От Девапрайяга до Рудрапрайяга – 67 км и почти 2 часа ходу. Город расположен на месте слияния рек Алакананда и Мандакини и является одним из пяти священных мест слияния реки Алакананда. Говорят один из храмов города, был построен более 10 000 лет назад. С отелями, здесь в отличие от Девапрайяга, вполне нормально – есть из чего выбрать. Не вот прямо вам «лакшери», но вполне нормально, для одной ночи.
Утром мы прогулялись до автовокзала, взяли джип и поехали дальше, в Сонпрайяг.

Сонпрайяг (высота 1800 метров.)

Город паломников.

Место регистрации и получения пермитов. Все рядом. Для иностранцев отдельное окно (крайнее правое). Фотографируют, выдают «Tourist Pilgrim Registration & Tracking Access card», давление не меряют. Буквально в 3-х метрах справа от окна выдачи, находится дверь полиции, где тоже надо зарегистрироваться, а снаружи, на углу здания, есть розетка для зарядки.
Тут же можно сесть на джип до Гаурикунда (4,5 км) – цена 20 INR. Прямо напротив пункта выдачи пермитов, есть неплохая кафешка, где подают замечательное тали, добавка к которому лепешек, риса и приправ, как и в большинстве мест в Индии – бесплатна. Цена 60 INR, чай 10 INR.


0 0



0 0



0 0


Гаурикунд (Высота 1950 м.).

Название города, происходит от одного из имен жены Шивы – Гаури, известной так же как Парвати и слова «кунда» - источник. И действительно, здесь ближе к реке находятся несколько горячих источников, в которых пилигримы проводят омовение. Из пуран (древнеиндийские тексты) известно, что именно в Гаурикунде, Парвати более 100 лет провела в аскезе, прежде чем, подняться в Кедарнатх и стать женой Шивы.
100 лет? Если обратиться к Библии (глава 5), то можно прочитать следующее:
«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер….
Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер….»и т.д.
Понятно, что время тогда текло по другому.
Стартовая площадка. Городок, зависший в средневековье. Здесь не ходит транспорт, только мулы и люди. Здесь редко включают электричество, поэтому зарядить аппаратуру и телефоны, довольно затруднительно, если только от работающего генератора. В отелях не очень комфортно. По ночам прохладно (было +8). Чистота постельного белья, под большим вопросом. С питанием тоже не супер, но чай и лепешки есть. Лучше привезти что-нибудь с собой. Сухофрукты и орехи, пожалуй, лучший вариант, особенно во время трека к Кедарнатху. Весь штат Уттаракханд – вегетарианский. В нашем отельчике, находящемся ближе к месту начала трека, свет так и не включили, просто выдали по свечке. А до наступления темноты, мы побродили по узким улочкам, уклоняясь от мулов, заглянули в одну из местных едален и понаблюдали за повседневной жизнью, с высоты второго этажа, нашей лоджии.


0 0

Подъем был назначен на 4 утра. Спали все плохо. Может, сказалась высота, может накопившаяся усталость, может всю ночь напролет проходящие мимо мулы, цокающие своими копытами по брусчатке, как заправские барабанщики по своим ударным инструментам, а скорее всего все это вместе.
Утром, выйдя в непроглядную тьму и задрав свой черепушник, я слегка присел и просто ахнул!
Вдоль ущелья, над головой, в сторону Кедарнатха, тянулась звездная усыпень кристально чистого Млечного пути….
Плотность и насыщенность последнего, была настолько глубока, что единственное, слабо отражающее увиденное, сравнение, которое приходило в мой давно треснувший кукушатник, было сравнение с чистыми водами глубокой и полноводной реки, в которой искрились мириады светящегося планктона, золотистых рыбок и еще чего-то и кого-то неведомых и загадочных, но несомненно живых и разумных существ и созданий. И всё это в обрамлении темных силуэтов величественных гор, стоящих вдоль ущелья….
Эта воистину божественная панорама, мигом сорвала, унесла и очистила мое Эго, растворив в себе мирские желания, заботы и тревоги.
И само собой пришедшее осознание реки Ганги, как действительно Небесной реки, ниспадающей на Землю в этих волшебных местах, из прядей волос Шивы (как гласят пураны), было также естественно, как не замечаемое нами, но жизненно необходимое, наличие кислорода в атмосфере нашей планеты.
Сколько я простоял, глядя в бездонный океан, я не знаю. Но когда подобие моего сознания, побарахтавшись в мириадах звезд, туманностей и черных дыр, залетело обратно в мой чердак, я, оглянувшись, увидел моих спутников, да и не только их, так же как и я стоявших и с блаженными лицами, взиравших на этот бесконечный, разноцветный, завораживающий и, несомненно, живой вселенский калейдоскоп….
Сказочно, волшебно, умопомрачительно, потрясающе…, все эти, да и другие эпитеты, нашего словарного запаса, очень блекло и слабо отражают увиденное. И это понятно, потому что здесь открываются не только наши глаза.
Потому что, здесь обнажается наше сознание, а за ним и подсознание и Душа. И уже они неосознанным и неведомым нам взором, взирают на какие-то свои параллельные и многомерные миры, недоступные простому человеческому взгляду, но такие же реальные и естественные, как утренняя роса на луговой траве, как Солнце, голубое небо и облака, в летний день и как Луна на ночном небосклоне….
А я все лежу на нижней полке поезда Харидвар – Дели, смотрю в окно, на присевших вдоль дороги, с целью снести яйцо, индусов и не нахожу ответа на простой вопрос: «А куда и зачем ты, неразумное существо едешь?» Ведь ты только недавно летел, ехал, карабкался в Кедарнатх, только вот - вот был буквально у порога Небесного дома, где физически, из-за нехватки кислорода, конечно же, тяжелее, но душевно…, настолько легче и благостнее, что просто слов нет….
Ответа – нет. А что вы ещё хотите от существа, да еще и неразумного….

Кедарнатх (высота 3660 м.).

От Гаурикунда - 16 км. Можно пешком – от 5 часов. Можно на мулах – 3,5 – 4 часа.
Мы выбрали мулов. Цена в один конец без торга 1500 INR. Каждого мула ведет под уздцы сопровождающий драйвер. В принципе нормально, хотя попенгаген с непривычки затекает быстро, а седло обязательно, тайком распишет его незамысловатыми письменами, в виде синяков. Тропа широкая, выложенная каменной брусчаткой и в основном неопасная. Пейзажи, сменяющие друг друга, напоминают непальские. И это естественно – мы у подножия Гималаев, только с южной стороны.


2 0

Очень красиво, атмосферно и местами весело, особенно, когда наездники, пытаются самостоятельно слезть/залезть с/на мула, на остановке у едальни. Проблем с попить – перекусить и с туалетами, нет. Их тут вполне достаточно.
На тропе витает атмосфера, содружества, доброжелательности и взаимной поддержки. Люди часто приветствуют друг друга, улыбаются, с интересом, но ненавязчиво поглядывая на бледнолицых туристов. Кроме нас, мы встретили только одного европейца, да и то в Сонпрайянге. Весть о том, что мы из России, явно нас опережала, удивляя постояльцев и хозяев лавок и полустанков, отмечая их лица улыбками, а наши души – теплом и гордостью за Родину. По мере подъема природные пояса, сменяют друг друга, постоянно пополняя впечатления, новыми пейзажами с буйной растительностью, водопадами и отвесными скалами. Где-то начиная с высоты 3000 метров, после моста через реку Мандакини, начинается резкий набор высоты, качество тропы заметно снижается, местами становясь опасной при езде на мулах. Пешком же вполне преодолимо, хотя и значительно труднее.

Нескончаемый поток паломников, поражает своим составом и экипировкой. Здесь вам и дети и старики и садху. Большинство в тапках на босу ногу, часто без теплой одежды, а ведь в Кедарнатхе -30С. Нам повезло – было солнечно, хотя при подходе к храму, с гор спустились тучи и закрыли великолепную панораму гималайских шести тысячников, у подножия которых и расположен Кедарнатх.


0 0



0 0



0 0


За пару километров, до храма, мы спешились. Дальше мулов не пускают. Если трудно идти, а по началу действительно нелегко, можно воспользоваться носильщиком, который посадит вас в заплечную корзину и допрет до храма. По дороге вы проходите бесплатные палаточные городки для поломников, вертолетную площадку, едальни, гесты. Здесь много военных и полиции следящих за порядком и готовых оказать необходимую помощь. Горная болезнь возможна, поэтому надо больше отдыхать и не спешить, пить воду. (И берегите лицо – сгорите моментально!) Да и некуда спешить – вы уже у цели. Атмосфера в Кедарнатхе радостная, наполненная предчувствием необычного и причастностью к сакральному.
Здесь вам никто не будет капать на мозги и отмечать неуместность к божественному, вашей одежды, вашей позы, взгляда или принадлежности к другой религии. Здесь это не имеет значения.
Здесь сам факт вашего присутствия, говорит о том, что вы дошли до последних Врат на Земле, до портала из трехмерного - как минимум, в четырехмерный мир. Здесь вы свой в доску, здесь все люди, члены одной большой семьи космических странников под названием Человечество.
Здесь вас накрывает, поглощает и растворяет умиротворение, покой и радость.


0 0



0 0



0 0


После посещения храма, на обратном пути, справа от дороги, можно (даже нужно) искупаться на гхатах реки Мандакини.
В районе Кедарнатха, кроме храма, есть много интересных мест, но описывать их я уже не буду, информации в Инете много.
Самая интересная и подробная информация, изложена в Священной Шри Скандапуране (в главе Кедаркханд).
Что было дальше? А дальше мы спустились вниз в Сонпрайяг и в 18:30, поймав джип, выехали в город Гупткаши, что в 35 километрах от Сонпрайяга.
Гупткаши (Guptakashi, высота 1500 м.).
Чисто, тепло, дешево. Натурально индийские Альпы.


1 0


Что мы тут делали. Откисали, отмывались и отъедались.
Кроме того, на противоположной стороне ущелья, находится деревня Укиматх (Ukimath), а в ней храм Шивы, в который на зимний период переносятся службы, проводимые в храме в Кедарнатхе. Здешний храм считается, даже более древним чем в Кедарнатхе. От Гупткаши в Укиматх и обратно, постоянно курсирует джип. Время в пути 30 минут, цена 30 INR. Данный регион, славится своими рисовыми терассами, мягким климатом и разнообразными треками.


1 0



0 0



0 0


После отдыха в Гупткаши, мы доехали до Девапрайяга, там заночевали в отеле UMA, что в паре километрах ниже по трассе, от города. Утром, позавтракали, вышли на трассу и практически сразу поймали попутный джип до Ришикеша.
Ришикеш.
Симпатичный город. Мекка йоги, расслабона и драйва. Так как мы были в паломнический сезон, народу было много. К тому же было жарко, 38 – 400С. Однако, все равно потусили там несколько дней, спасаясь соками в кафешках, фруктами и прохладой у реки и в номерах. Единогласно пришли к выводу, что надо было задержаться на несколько дней в районе Гупткаши – Укиматха. Там намного комфортнее. Температура 25 – 300С, народу мала, горы выше, а пейзажи намного красивее.


0 0



0 0



0 0



0 0



1 0