Карта Алчевска подробная — улицы, номера домов, районы. Город Алчевск (Украина) Алчевск где находится

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АЛЧЕВСК (ВОРОШИЛОВСК, КОММУНАРСК) Город носит имя своего основателя - известного украинского промышленника, предпринимателя и банкира, поборника развития промышленности, мецената Алексея Кирилловича Алчевского. Как рабочий посёлок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). Основателем Донецко-Юрьевского завода - нынешнего Алчевского металлургического комбината, как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы. Во время острого экономического кризиса начала XX века, не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и, получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге. Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний. В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город. Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова, который начал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность. В 50-е годы город именовался то Алчевском, то Ворошиловском, а с 1961 по 1991 год - Коммунарском. После провозглашения Украиной независимости на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года, население высказалось за возвращение городу старого исторического названия - Алчевск. Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги, приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и обезземелевшиеся крестьяне из близлежащих губерний. В 1913 году жилой фонд Алчевска составил 38 тысяч квадратных метров. Это были частные дома, в том числе хаты-мазанки и «казенные» (заводские). Из 5135 рабочих завода ДЮМО 3000 человек жили в бараках, 540 - в казармах и примерно 1600 - в 270 каменных «семейных домах». Уровень грамотности населения в Алчевске в начале ХХ века был невысоким. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковно-приходская школа в Васильевке. Вскоре появилась заводская школа на 700 учеников при 19-ти учителях. В 1910 году открылась Васильевская земская школа и частное Алмазно-Юрьевское коммерческое (среднее) училище, в котором обучалось 190 человек. К культурным очагам в заводском поселке относилось: частный цирк, где выступали заезжие цирковые и театральные труппы, кинематограф, так называемый «летний театр», кегельбан и даже казино. Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905-1907 годов, но восстание потерпело поражение. В 1917-1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова, летом 1919 - деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть. После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923 года был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923 года в Алчевске осталось всего 8000 жителей. В 1925 году было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в начале 1926 года здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял ещё с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых доменных печей и других объектов. Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода, вступившего в строй в 1929 году. Вместе с предприятиями рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16000 человек, то к 1939 году оно выросло до 55000. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появился водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в 1940 году 160 тыс. квадратных метров. Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Предприятия города перестроили работу на военный лад. Оборудование металлургического и коксохимического заводов, в связи с опасностью захвата города фашистами, было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали фашисты почти на 14 месяцев. 2 сентября 1943 года воины Советской армии освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Город имеет своих героев: Липовенко, Недбаев Сразу же после освобождения города началось его восстановление с участием специалистов из других частей страны (в частности, восстановительный отряд из Челябинска). При восстановлении промышленных предприятий велась их реконструкция. В 1943 году был создан специализированный строительно-монтажный трест «Алчевскстрой». Восстановительные работы велись ускоренными темпами. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Труженики треста «Алчевскстрой» построили новые доменные и мартеновские печи, прокатные станы, коксовые и химические цеха, предприятия строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности и т. д. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. Появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и др. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозтоваров, запущен (по счастливой случайности) первый в области троллейбус и т. п. Для развития социальной сферы были построены новые здания учебных заведений, дворцы культуры, библиотеки, кинотеатры, стадионы, спортивные залы и другие учреждениями социально-культурного назначения. По данным 2007 года в Алчевске проживает 115 тысяч человек Национальный состав: 50,2 % (63000 человек) - русские, 45,7 % (57400) - украинцы, остальные 4.1 % жителей - белорусы, татары, евреи, армяне, молдаване, поляки, цыгане, грузины и представители других национальностей.

В конце XIX - начале XX века Алчевск был еще не городом, а обычным для Донбасса рабочим поселком. Еще в 1890г. рядом со станцией Юрьевка Алексеевское горнопромышленное общество, одним из влиятельнейших членов которого батареи, а вскоре новое акционерное Донецко-Юрьевское металлургическое общество, созданное по инициативе Алчевского, начало строить в двух километрах от волостного села Васильевка крупный металлургический завод. Основой будущего города послужили небольшой железнодорожный поселок при станции Юрьевка и близлежащие населенные пункты: хутор Должик, село Васильевка, поселок Жиловского рудника. В связи со строительством металлургического завода возникла так называемая Старая колония, а затем Новая и Административная колонии. Есть данные, что Новую и Административную колонии проектировал зять А. К. Алчевского, женатый на его старшей дочери Анне, знаменитый харьковский архитектор А. Н. Бекетов. Он же строил корпуса некоторых заводских цехов, в частности литейного цеха (1900). Кстати, это единственное производственное здание, сохранившееся от старого завода ДЮМО.

На улице Кирова сохранилось также спроектированное Бекетовым здание заводской больницы (1902) - до недавнего времени там находился городской родильный дом. Бекетов спроектировал и очень красивый дом директора завода ДЮМО, прекрасно сохранившийся до сих пор. Как памятник архитектуры это здание охраняется законом и является украшением современного Алчевска.

Наряду с каменными домами Новой и Административной колоний, в которых проживали квалифицированные рабочие и служащие и администрация завода, были выстроены бараки и казармы для чернорабочих, их снесли только после Великой Отечественной войны. Население состояло преимущественно из работников металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы, квалифицированные рабочие-металлурги, приглашенные с Юзовского, Брянского и других заводов, и обезземелившиеся крестьяне из ближних украинских, русских и белорусских губерний.

С расширением завода расширялся и рабочий поселок. Накануне первой мировой войны на станции Алчевское и в соседнем селе Васильевке действовало до 20-ти торговых заведений, частные склады керосина и нефти, лесной склад. Возле Васильевки обосновались мастерские медного и чугунного литья, при заводе ДЮМО - крупная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.

В 1913г. жилой фонд Алчевска составлял 38 тысяч квадратных метров. Это были частные дома, в том числе хаты-мазанки и землянки и "казенные". Из 5135 рабочих завода ДЮМО 3000 чел. - в 270-ти каменных "семейных домах".

Уровень грамотности населения в Алчевске в начале XX века был невысоким. Даже в основных цехах завода ДЮМО 40-50 процентов рабочих не умели читать и писать; во вспомогательных цехах - и того больше. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковноприходская школа в Васильевке. Вскоре появилась заводская школа на 700 учеников при 19-ти учителях. В 1910г. открылась васильевская земская школа и частное Алмазно-Юрьевское коммерческое (среднее) училище, в котором обучалось 190 человек.

Оставляло желать лучшего медицинское обслуживание. В 1900г. здесь работало 3 врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря, в больнице насчитывалось 20 коек. Правда, в 1902г. вступила в строй специально построенная больница на 60 коек, о чем уже говорилось выше.

И без того тяжелые условия жизни и труда еще более ухудшились с приходом на завод новых хозяев - франко-бельгийских акционеров. Иностранцы презирали местных рабочих, не признавали за ними человеческих прав.

Экономическое и духовное порабощение рождало в сфере рабочих гневный протест,подталкивало их к борьбе за свои права и человеческое достоинство. Рабочие Алчевска приняли активное участие в революции 1905-1907 гг.

В декабре 1905г. боевые дружины завода ДЮМО и станции Алчевское приняли участие в Горловском вооруженном восстании. Восстание потерпело поражение.

В ходе украинской революции 1917-1920 гг. власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 118г. в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова, летом 1919 - деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919г. в городе установилась Советская власть.

После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923г. был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923г. в Алчевске осталось всего 8 тыс. жителей. Открываются мелкие частные и кооперативные кустарные предприятия.

В 1925г. было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в начале 1926г. здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял еще с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых мощных доменных печей и других объектов.

Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода, вступившего в строй 1929 году. Вместе с предприятиями рос и сам город. Если в 1926г. его население составляло 16 тыс. чел., то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. С 1932г. началось строительство многоэтажных домов, появились водопровод, канализация.

Городской жилой фонд превысил в 1940 году 160 тыс. квадратных метров. Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров.

Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937г. было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие в 1941 году помешало осуществлению намеченных планов дальнейшего развития города.

С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армии по возрасту или по состоянию здоровья, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.

В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан.

12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участники героической обороны Севастополя рядовой П. Н. Липовенко (посмертно), офицеры Н. А. Бабанин, В. И. Киселев (посмертно), В. И. Недбаев, В. С. Снесарев.

Отступая под натиском Советской армии, фашистские палачи в ночь на 1 сентября 1943 года вывели из тюрьмы гестапо 83 человека, бросили их в яму и, облив бензином, заживо сожгли.

2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д. С. Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И. М. Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест "Алчевскстрой".

Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культурного назначения.

Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов ХІХ века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарск) металлургического завода.

Станция начала функционировать с 1878 года, а город основан в 1896 году.

Основой будущего города послужили небольшой поселок при станции Юрьевка и близлежащее село Васильевка и хутор Должик, расположенные на территории Васильевской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.

Основателем завода был известный промышленник, банкир, купец Алексей Кириллович Алчевский.

Название города несколько раз менялось. Алчевск, Ворошиловск, Коммунарск,Алчевск. Справедливость восторжествовала, и сейчас по праву город носит имя своего основателя.

Кроме А. К. Алчевского, заметный вклад в жизнь города внесла жена промышленника Христина Даниловна Алчевская, которая являлась просвещенной и интеллигентной женщиной, украинской поэтессой. Х. Д. Алчевская вела большую благотворительную деятельность, в Харькове открыла женскую воскресную школу, построила на свои средства школу в селе Алексеевка, оказывала помощь школе в селе Васильевка. Кроме благотворительности она вела большую просветительную работу, а также писала стихи. Она пользовалась большим уважением не только на Украине, но и за её пределами. Х. Д. Алчевская как педагог завоевала известность своим новаторством. Созданные ею учебные пособия были одобрены прогрессивной общественностью Украины, России, Франции. За эти труды ей присуждались награды.

Дети Алчевского тоже вписали яркие страницы в отечественную культуру.

Григорий известен как педагог-вокалист и композитор, Иван был певцом с мировым именем, Христина, дочь Алчевских, была украинской поэтессой, переводчиком и педагогом.

Вначале город состоял из Старой и Новой колоний, это район Дома Техники (бывший дворец культуры имени Карла Маркса) до улицы Менжинской. Это был грязный, без водопровода, освещения и мощенных улиц город.

С годами город рос и развивался.

Условия труда и жизни рабочих были крайне тяжелыми, поэтому они вынуждены были протестовать. В 1898 году возник подпольный социал-демократический кружок, которым после отъезда в Ростов И.А.Галушки руководил крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов, будущий Маршал Советского Союза. Его имя некоторое время носил город.

Начиная с 1905 года рабочие проводили забастовки. После революции в 1917 году началась тяжелая кровавая гражданская война. За два года власть в городе менялась пять раз. В город вступали австро-германские и белогвардейские полчища генералов Краснова и Деникина. После революции и гражданской войны наступили голод и страшная разруха, которая доводила людей до отчаяния, они гибли, умирали и убегали, но в условиях хотя и неэффективного военного коммунизма начало восстанавливаться народное хозяйство и увеличиваться число жителей города, и в 1926 году достигло дореволюционной численности, то есть 16 тысяч человек, а к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. Было время когда в городе проживало 129 тысяч человек, а сейчас всего 118 тысяч.

С началом Великой Отечественной войны наступили тяжелые времена. Предприятия города были вынуждены перейти на выпуск военной продукции, а с приближением к городу фашистских войск оборудование заводов вместе с квалифицированными работниками было эвакуировано на Урал.

Эвакуировано было самое ценное оборудование, которое можно было без особого труда демонтировать и погрузить на железнодорожные платформы. 12 июля 1942 года немцы вступили в город и нанесли большой урон. После освобождения города все пришлось восстанавливать заново.

Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них не вернулись домой, некоторые наши горожане получили звание Героя Советского Союза, это: Н.А.Бабанин, В.И.Недбаев, В.С.Снесарев, а П.Н.Липовенко и В.И.Киселев (посмертно). Страшное преступление во время оккупации нашего города совершили фашисты, которые в яме заживо сожгли 83 наших соотечественника. Позже в городе работали Герои Советского Союза, такие как И.С.Депутатов, М.Е.Луговской, В.И.Чемодуров.

После войны город начал не только восстанавливаться от разрухи, но и бурно расширяться в восточном направлении.

Сейчас город размещен на 50-ти квадратных километрах. Когда-то здесь были дикие степи, по которым веками и тысячелетиями носились орды диких племен сарматов, гуннов, скифов, половцев и других.

В геологическом плане площадка, на которой расположен город, представляет собой синклинальную складчатость с разными углами падения осадочных пород, в течение сотен миллионов лет спрессованных в различные конгломераты сланцевых, песчаных и других пород, под которыми находятся угольные пласты каменноугольного периода, отстоящего от нас более чем на 250 миллионов лет. Именно благодаря наличию плодородных земель, угольных пластов, благоприятных условий для жизни людей на этой территории сформировалась такая развитая сеть поселений. И сейчас наш город продолжает расти, хоть и не так быстро как хотелось бы.

Сейчас город расположен на 50-ти квадратных километрах и имеет более250 улиц, названия которых так или иначе связаны с жителями нашего города.

О том, что наш комбинат - градообразующее предприятие Алчевска, знают все. Много лет тому существовали отдельные селения- Васильевка, Жиловка… Именно среди них в конце 19 века была построена и запущена первая доменная печь Донецко-Юрьевского Металлургического общества, положившая начало огромному предприятию, именуемому ныне ОАО "АМК". В течение века рос завод, а вместе с ним разрастался и город.

В архитектуре есть такое понятие как "ползущий центр" - вместе с увеличением города перемещается и центральная его часть, отдаляясь от завода, что улучшает экологическую обстановку в городе. Вначале ХХ века центром была улица Шмидта. Именно здесь располагались дом директора завода и здание правления. Позже центром стала улица 1-го Мая. Старожилы помнят, как в праздничные дни в парк имени Первомая сбегалась вся молодежь города. Следующий этап – проспект Ленина. Именно здесь проходили все торжественные события города: парады 1-го и 9-го Мая, 7-го ноября. Здесь "салютовал" город в честь всех выдающихся дат страны. А кто же создавал этот некогда центр города? Оказывается, что слова благодарности за наш проспект должны быть адресованы Федосову Леониду Ивановичу – главному архитектору города Ворошиловска, а, после переименования – города Коммунарска. Он возглавлял архитектурный отдел города 32 (!) года! Именно он был душой этого проекта. А вот материальная сторона была отдана главному заказчику – Ворошиловскому металлургическому заводу в лице его директора – Петра Арсеньевича Гмыри. Вот такие два "столпа" истории создания проспекта Ленина.

Кстати, изначально, проспект носил другое название. Во всех проектных документах он носит название "улицы Куйбышева". Это позже было решено, что ДК Химика разделит эту улицу на две части: собственно улицу Куйбышева и проспект Мира? Почему Мира? Время проектирования – начало 50-х годов – время восстановления страны после такой тяжелой Великой Отечественной войны. А чем жила страна в это время? Только одним – Миром! Верой в то, что никогда не повторится этот ужас.

При проектировании проспекта были использованы разные декоративные элементы. Даже сейчас, внимательно рассматривая настенную лепку, можно увидеть вазы, листья, остатки "шишек" на углах зданий. Именно с помощью этих элементов каждый дом отличался друг от друга и был, по-своему, неповторим. Именно эти элементы позволили назвать проспект Ленина "маленьким Ленинградом". Сейчас большинство этих элементов частично или полностью разрушены. А восстановление, увы, слишком дорого…

В конце 70-ч новая улица в микрорайоне Восточном получила своё название в честь легендарного директора комбината Петра Гмыри.

Он возглавил предприятие 1937-м году и был, пожалуй, самым молодым из всех директоров нашего завода (Петру Арсентьевичу на момент назначения исполнилось 32 года). Под руководством Гмыри завод осваивал выпуск новых видов продукции: ферромарганца, зеркального чугуна, различных видов стали (к началу войны выпуск специальных и качественных сталей составил 85% от общего объёма сталелитейного производства). В июне 41-го на предприятии буквально в считанные дни было налажено производство военной продукции. После первого же авианалета благодаря недюженным организаторским способностям молодого директора удалось, в довольно рекордные сроки, демонтировать основное оборудование и эвакуировать завод на Урал. В эвакуации Гмыря был назначен директором Магнитогорского калибровочного завода, однако сразу же после освобождения Ворошиловска Пётр Арсентьевич вернулся. Под его руководством предприятие поднималось с руин, а потом было полностью реконструировано. Гмыря возглавлял комбинат четверть века. Неалчевец по рождению, он искренне любил наш город и многое для него сделал: с именем Гмыри связано появление новых современных кварталов Алчевска и нового вида транспорта троллейбусов, строительство культурно-бытовых учреждений и стадиона "Сталь", основание горно-металлургического института.

В 1978-м году на первой четырнадцатиэтажке была установлена мемориальная доска. Раньше на ней можно было прочесть: "Улица названа в честь Петра Арсентьевича Гмыри, Героя Социалистического труда, почётного гражданина города Коммунарска работавшего директором металлургического завода с1937-го по 1962-й годы". Сегодня на мемориальной доске остался лишь барельеф директора, буквы давно осыпались. Неужели человеческие память и благодарность оказались недолговечней надписи?

В городе есть ещё одно место, связанное у ворошиловцев с именем Гмыри, дом директора завода на улице Спортивной, который по свидетельствам очевидцев, Петр Арсентьевич строил собственными руками. После того как потомки Гмыри перебрались на ПМЖ в Киев, они продали дом частному лицу. Увы, ни у них, ни у города не возникло желания создать дом-музей легендарного директора.

История города Алчевска

Алчевск - город областного подчинения, крупный индустриальный и культурный центр Донбасса. Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарок) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО).

Основателем Донецко-Юрьевского завода, как и акционерного общества ДЮМО, был известный украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Поборник ускоренного развития отечественной промышленности, патриот родной земли, А.К.Алчевский горячо любил Украину и ее народ, был сторонником просвещения народных масс, жертвовал на это благородное дело значительные средства. Не выдержав конкуренции с господствующими в Донбассе иностранными компаниями и разорившись, Алчевский в 1901 году покончил жизнь самоубийством. Обесценившиеся акции Донецко-Юрьевского общества постепенно сосредоточились в руках франко-бельгийских капиталистов.

В память об основателе завода ДЮМО железнодорожная станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской поселок, превратившийся впоследствии в город. В сентябре 1996 года Алчевск отмечал свое 100-летие. К этой дате местными властями принято решение открыть в городе памятник А.К.Алчевскому.

Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь К.Е.Ворошилова, начинавшего здесь свою революционную деятельность; в 50-е годы именовался то Алчевском, то Ворошиловском; с 1961 года по 1991 год- Коммунарском. 1 декабря 1991 года на городском референдуме население высказалось за возвращение городу старого названия - Алчевск. Волю населения подтвердил Президиум Верховного Совета Украины своим постановлением от 26 марта 1992 года. В этом акте нашли отражение и закрепление не только заслуги А.К.Алчевского, но и его семьи, которая отличалась демократизмом и образованностью, играла заметную роль в общественной и культурной жизни нашего края и страны.

Жена Алчевского, Христина Даниловна, была видным педагогом, организатором воскресных школ для взрослых на Украине; открыла в Харькове женскую воскресную школу, которой руководила около 50 лет; построила на свои средства школу в селе Алексеевка близ Алчевска, оказала помощь школе в селе Васильевка (ныне микрорайон Алчевека). Христина Даниловна пользовалась большим авторитетом в педагогических кругах. Когда в 1910 году Юрьевско-Алмазное общество "Просвещение" открыло в Алчевске среднее учебное заведение, его учредители считали своим долгом доложить об этом Христине Даниловне. Алчевская ответила теплым письмом: "Тронутая до глубины души Вашим вниманием и памятью обо мне, спешу поздравить Вас с открытием Коммерческого училища и от всего сердца пожелать Вам успеха и процветания Вашего полезного учреждения". Под руководством Х.Д.Алчевской созданы учебные пособия, с одобрением встреченные прогрессивной общественностью. В 1910 году ее избрали вице-президентом Международной лиги просвещения.

Не одну яркую страницу в истории отечественной культуры вписали дети Алчевских. Григорий известен как украинский и русский педагог-вокалист и композитор, Иван - певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей украинской и русской музыкальной культуры, Николай - театральный критик и педагог, Христина - украинская поэтесса, переводчик и педагог.

И если город металлургов в донецкой степи назван Алчевском, то в этом названии не только имя основателя завода ДЮМО - нынешнего Алчевского металлургического комбината, но и частица всех Алчевских - талантливых представителей украинской интеллигенции.

Алчевск в конце XIX - начале XX века состоял главным образом из бараков и казарм - так называемой Старой колонии. Исключение составляла Административная колония с ее каменными домами для специалистов-иностранцев и администрации завода ДЮМО - тоже, в большинстве, состоявшей из иностранцев. В старой колонии не было ни водопровода (воду привозили в бочках), ни канализации, ни мощеных улиц. Везде копоть, угольная, железорудная и шлаковая пыль, а в ненастье - непроходимая грязь. По свидетельству известного металлурга академика М.А.Павлова "все здесь было убого и мрачно, как и во всех других заводских поселках Донбасса, лишенных, к слову, какой-либо зелени".

Со временем появилась Новая колония, мало чем отличающаяся от Старой.В 1913 году из 5135 рабочих завода ДЮМО более 3000 жили в бараках, 540 - в казармах, остальные - в 270 "семейных домах".

Заводской поселок постепенно разрастался. Накануне первой мировой войны на станции Алчевское и в соседнем селе Васильевке действовало до 20 торговых заведений, частные склады керосина и нефти, лесной склад. Возле Васильевки обосновались мастерские медного и чугунного литья, при заводе - крупная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.

Условия труда рабочих были чрезвычайно тяжелыми. На металлургическом заводе преобладал тяжелый физический труд, почти все делалось вручную. Рабочий день длился 12 часов. Нестерпимая жара в горячих цехах, сквозняки, антисанитария, отсутствие техники безопасности приводили к массовым заболеваниям, увечьям и гибели металлургов. Обслуживали пять с лишним тысяч рабочих и их семьи три врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря. 40-50 процентов рабочих в основных цехах не умели читать и писать, во вспомогательных цехах - и того больше.

Тяжелые условия жизни и труда, полное политическое бесправие не могли не вызвать недовольства и возмущения трудящихся. Сначала это были стихийные выступления, носившие чисто экономический характер, и только постепенно, исподволь они превращались в организованную политическую борьбу с существовавшим самодержавным строем. В 1898 году на заводе ДЮМО возник подпольный социал-демократический кружок, руководителем которого был рабочий-революционер литейщик И.А.Галушка, а после его отъезда в Ростов - молодой крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов. Рабочие Алчевска приняли активное участие в трех российских революциях.

В ходе революции 1905-1907 годов металлурги избрали для руководства борьбой с царскими приспешниками Делегатское собрание (Совет рабочих депутатов), создали боевую дружину, в которую записалось 2000 человек, профсоюз, рабочий кооператив. Делегатское собрание, председателем которого был литейщик Д.К.Паранич, некоторое время руководило всей жизнью в Алчевске.

В декабре 1905 года боевая дружина Донецке-Юрьевского завода и станции Алчевское приняла участие в Горловском вооруженном восстании. Командовали боевой дружиной члены Делегатского собрания литейщик И. А. Кротько и машинист электрического крана И. Мирошниченко. Мирошниченко был убит в бою с царскими войсками, а осужденный на 15 лет каторги Кротько погиб в тюрьме. Паранич получил 8 лет каторги, <милостиво> замененной ему вечным поселением в Восточной Сибири. Жестокие расправы не запугали народ. Борьба продолжалась. Насквозь прогнившее царское самодержавие пало в феврале 1917 года. Народные массы обрели долгожданные политические свободы. На арену политической жизни в Алчевске вышли социал-демократы - большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), украинские социал-демократы, анархисты, бундовцы - еврейские социал-демократы.

За реальную власть на Украине и в Донбассе после свержения царизма боролись три силы: представители Временного правительства, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Украинская Центральная Рада. Такое переплетение трех властей еще больше запутывало и без того сложную обстановку, в которой простому обывателю трудно было разобраться. Алчевск и и совет, в котором преобладали меньшевики и эсеры, высказывался за создание в стране однородной социалистической власти -коалиционного правительства с участием всех социалистических партий. Политические дискуссии были прерваны новой революцией - октябрьским 1917 года переворотом в Петрограде, когда II Всероссийский съезд Советов низложил Временное правительство и провозгласил власть Советов.

Алчевские металлурги приветствовали первые декреты Советской власти и не поддержали Украинскую Центральную Раду. В начале 1918 года большевистская организация насчитывала 450 человек. Ей противостояло около тысячи меньшевиков, эсеров, анархистов, украинских социал-демократов и бундовцев. Обострилась межпартийная борьба, произошло резкое размежевание политических сил. Такое же положение сложилось во всей стране. Свергнутые классы не хотели терять своей собственности и привилегий. Началась гражданская война, усугубившаяся иностранной военной интервенцией.

В годы гражданской войны власть в Алчевске менялась неоднократно: 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские полчища, в декабре 1918 года - белогвардейские войска генерала Краснова, летом 1919 года - деникинцы. 26 декабря 1919 года в городе (в четвертый или в пятый раз и теперь уже надолго) установилась Советская власть.

После гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление крупных предприятий, Донецке-Юрьевский металлургический завод 3 мая 1923 года стал на консервацию. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения в Алчевске. К концу 1923 года здесь оставалось всего 8 тысяч жителей. В Алчевске открываются мелкие кустарные предприятия, главным образом частные и кооперативные. Наиболее значительным из них являлся государственный завод по ремонту и изготовлению сельскохозяйственных орудий <Земоруд>, располагавший литейным, кузнечным и механическими цехами.

В 1925 году Донецко-Юрьевский металлургический завод сняли с консервации, и в начале 1926 года здесь была восстановлена одна из домен (доменный цех стоял еще с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых мощных доменных печей и других объектов.

Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода. Вначале он создавался как коксовый цех металлургического завода, а в 1929 году выделился в самостоятельное предприятие. Возникла легкая и пищевая промышленность.

Вместе с предприятием рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 тысяч человек, то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появились водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в довоенном 1940 году 160 тысяч квадратных метров (против 38 тысяч квадратных метров в 1913 году). Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937 году было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие помешало осуществлению новых планов.

С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армию по возрасту или по состоянию|, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.

В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участник героической обороны Севастополя рядовой П.Н.Липовенко (посмертно), офицеры Н.А.Бабанин, В.И.Киселев (посмертно), В.И.Недбаев, В.С.Снесарев.

Отступая под натиском Советской Армии, фашистские палачи в ночь на 1 сентября 1943 года вывели из тюрьмы гестапо 83 человека, бросили их в яму и, облив бензином, заживо сожгли.

2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д.С.Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И.М.Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест "Алчевскстрой".

Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных и железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские и т.д. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культурного назначения.

Современный Алчевск - крупный промышленный центр Луганской области, научный и культурный город областного значения восточной Украины. Приехав в Алчевск, каждый путешественник и турист сумеет отыскать способ провести время с удовольствием, подобрав «развлекательную программу» и маршрут ознакомления с городом на свой персональный вкус. Погода в Алчевске располагает к пешым прогулкам. Вы сможете посетить местные музеи и памятные места славы, а если вас больше привлекают более современные способы досуга - город предложит услуги торговых центров, кинотеатров и ночных клубов.

Современный Алчевск - опора Луганской области

Будучи крупным центром промышленности в Луганской области, как и столица Словакии, Алчевск производит около 24% всего объема продукции в своем регионе. Главным столпом - основой промышленного потенциала этого мощного города являются Алчевский металлургический комбинат и Коксохимический завод. В современном Алчевске интенсивно работают 17 промышленных предприятий, деятельность которых направлена не только на металлургическую и коксохимическую сферы, но также и на строительную, электромеханическую, легкую и пищевую область производства.

Трудолюбивый город носит имя своего отца-основателя - знаменитого предпринимателя, промышленника и банкира, мецената Алексея Алчевского.

Как можно добраться до Алчевска

Доехать до Алчевска проще всего из крупных областных центров, располагающихся вблизи: Луганска или Донецка. Алчевск является городом сравнительно небольшим, и своего аэропорта не имеет. Однако от аэропортов Донецка и Луганска можно незатруднительно добраться за полтора часа на автобусе или автомобиле. традиционная для всей Украины.

В самом Алчевске есть железнодорожный и автовокзал, куда регулярно прибывают и откуда отправляются грузовые и пассажирские поезда, электрички и автобусы по всей Луганской области и в другие регионы страны. В советское время Алчевск носил название Коммунарск - именно поэтому железнодорожная станция именуется не так, как город в современности.

Говоря о передвижениях по самому городу, перед туристом предстает выбор между услугами троллейбусного и автобусного депо, маршрутных такси. Троллейбусное движение в Алчевске открыто с 1954 года. В этом плане город стал истинным дебютантом в Луганской области! До сих пор троллейбусы остаются главным городским общественным транспортом. Это самый дешевый и надежный способ добраться из одной точки города в другую: нужно отметить, что нумерация маршрутов автобусов и рейсовых такси не всегда бывает понятна, да и стоимость проездного билета на таких маршрутах обычно дороже троллейбусного билета.

Цены на гостиницы и шопинг в Алчевске

Алчевск невозможно назвать городом туристическим: это трудовой центр, не отвлекающийся от производства круглый год в каждый сезон. Поэтому стоимость продуктов, обедов в ресторанах, шопинга, жилья в городе для любого путешественника, привыкшего к накручиванию цен и сдиранию денег с туристов, станет настоящим подарком судьбы. Алчевск в этом плане как никто честен, открыт и гостеприимен. Недорого здесь арендовать посуточно жилье в какой-либо из многоэтажек в центре, не завышены и цены на номера в отелях (которых, к слову, в Алчевске очень немного).

Всех приезжих встречает главный отель города - «Спорт» на улице Липовенко, 14а. Альтернативой ему может послужить разве что двухзвездочная гостиница «Юбилейная» на улице Кирова, 15. Оба варианта предлагают достойные условия проживания за очень маленькую стоимость, что не может не радовать гостей города-трудяги. Располагаясь в центральной части города, они предоставляют своим постояльцам превосходную возможность осмотреть все примечательные и интересные места в городе.

Какие интересные достопримечательности посмотреть в Алчевске

Пожалуй, самой главной бесценной достопримечательностью Алчевска можно назвать идеально сохранившуюся и уникальную по своим традиционным тенденциям и формам советскую архитектуру. К примеру, пройдясь по проспекту Ленина, вы непременно будете восхищены его стилем «сталинский ампир»: здесь здания украшены карнизами, розетками, колоннами, вазами и прочими характерными декоративными элементами. Один конец этого проспекта упирается в красивый фонтан с современной подсветкой (около ДК Химиков), второй же приводит к Стелле, приуроченной 20-летию Великой Победы.

На востоке возле города раскинулось Исаковское водохранилище - главная курортная зона для всех горожан и путешественников, приехавших сюда отдохнуть. Туристам будет интересно оценить потрясающую храмовую архитектуру города: Свято-Николаевский Каедральный Собор, Храм Веры, Любви, надежды и Матери их Софии, Свято-Георгиевский храм.

В основном в Алчевске располагаются памятники, посвященные определенным событиям и бесстрашным героям войны: Шпиль (монумент в воде штыка, расположенный на площади 40-летия Победы), СУ-100 - самоходная артиллерийская установка; Памятник жертвам Чернобыля.

Организовать свой досуг с познавательной точки зрения туристам позволяет наличие музеев города Алчевска: Городской исторический - на улице Калинина, Геолого-минералогический, а также музеи истории при главных заводах города - коксохимическом и металлургическом. Наконец, не дадут провести скучно вечер имеющиеся в городе кинотеатры: «Мир» на проспекте Ленина и кинотеатр, расположенный в ТРЦ «Столица».