Кормушка прародитель домик для духов. Домики для духов в Таиланде — кто там живет и как себя ведет

Если вы хотя бы раз были в Тайланде, то обратили внимание на то, что рядом с каждым отелем и жилым домом и даже с магазином есть такие небольшие алтари в виде домиков. Они связаны с древними анимистическими верованиями тайцев о том, что рядом живут бестеленые духи. Эти духи могут помогать, а могут мешать. И в это верят и старшие поколения и молодежь. И все приносят подношения в свои домики для духов, чтобы задобрить и привлечь удачу.

ДОМИКИ ДЛЯ ДУХОВ В ТАЙЛАНДЕ.

В Тайланде, не смотря на то, что основной религией является буддизм, до сих пор многие тайцы верят в духов- помощников. И специально для них создают домики и делают подношения. Это могут быть благовония, цветы, плоды, еды, напитки и другие угощения. Домики эти обычно красиво украшены. Там регулярно наводят порядок. А еще проводят специальные ритуалы для духов земли, которые жили здесь с незапамятных времён. Что интересно, строятся такие домики раньше, чем начинается строительство любых других построек. Сначала домик для духов земли, потом- для себя. Потому что духи охраняют пространство. И если им что-то не нравится, о благополучии можно забыть. Вот и задабривают тайцы своих духов изо всех сил.

Другие тайские легенды рассказывают о том, что это души людей, которые жили здесь раньше или тех, кто погиб, но не ушел и остался духом. У всех должен быть свой дом и у бестелесных существ тоже. А иначе они поселятся в жилом доме, отеле или магазине и будут мешать живым людям. Сами по себе духи не злые, но могут быть очень капризными и вредными. И людям лучше изначально их задобрить, а то и бизнес развалится и в доме удачи не будет. А если духам все нравится,то они будут помогать в бизнесе и приносить людям удачу.

Поэтому тайцы о благополучии своих духов заботятся в первую очередь. И приносят маленькие подношения каждый день. Это может быть самая свежая еда, благовония, фрукты, цветы. Причем, все это людям ни в коем случае нельзя предварительно нюхать, потому что духи – существа бесплотные, поэтому питаются тонкими энергиями и ароматами даров. Понюхать подношение для духов тоже самое, что откусить самый вкусный кусок, а потом угощать.

Важным является дизайн и расположение домика духов, цвет и даже дата заселения. Есть даже специальные люди- чаще всего это буддийские монахи. Эти люди умеют договариваться с духами и подскажут точное расположение, цвет, дизайн домика. А также рассчитают дату заселения и проведут церемонию.

Расположение домика для духов очень важно. В крупных городах, где плотная застройка, советуются с монахом. И при строительстве нового дома учитывают его рекомендации еще при проектировании здания. Домик духов обычно устанавливают на солнечном месте, на возвышении. Иногда на высоких зданиях ставят сразу на крышу, чтобы не падала тень от здания. Очень желательно, чтобы домик для духов смотрел на север или северо-восток, а еще был справа от главного входа и далеко от туалета.

Дизайн и цвет домика подбирается не просто так, а по астрологической карте хозяина собственности. Один из основных цветов — это цвет дня рождения хозяина здания. В Тайланде каждый цвет недели имеет свой цвет и они такие:

  1. понедельник — желтый,
  2. вторник — розовый,
  3. среда — зелёный,
  4. четверг — оранжевый,
  5. пятница — синий,
  6. суббота — фиолетовый,
  7. воскресенье — красный

А еще обязательно в цветовом решении домика присутствуют, золотой и белый. Домики для духов продаются в магазинах и делаются на заказ. Самые большие и дорогие домики стоят рядом с домами богатых людей и у крупных отелей.

Периодически домики духов меняют. Обычно это происходит при смене места жительства, или если сносят и строят новое здание, или у людей, живущих там происходят большие неприятности. Тогда проводится специальная церемония с молитвами для переселения бестелесных существ в новый домик. А старый домик для духов относят в специальное место: в храм, под большое дерево или просто на обочину дороги с крутым поворотом.

Кроме духов земли существуют духи воды и деревьев. В некоторых храмах можно увидеть большие деревья, обвязанные цветными лентами. Именно в таком дереве находится дом местных духов. Лентами обозначают такие деревья, чтобы их случайно не срубили. Также на тайских лодках на юге страны всегда на носу висят разноцвентные ленты в знак почитания духов воды.

Очень уважительно относитесь к другим культурам. Не трогайте то, что стоит в домике, не фотографируйте ритуалы у домиков для духов без разрешения и ваш отдых в Тайланде пройдет прекрасно.

Что это за миниатюрные сооружения, которые стоят практически возле каждого здания в Таиланде? Нарядные домики на постаменте можно увидеть повсеместно, будь то частное жильё, какое-либо общественное или коммерческое тайское учреждение.

Судя по тому, что там в открытом доступе стоит еда и вода в мисочках, русский турист может принять сооружение за особый тайский скворечник для экзотических птиц. Ребёнок, оценив яркое убранство и заметив миниатюрные фигурки людей и зверей, скорее всего решит, что это кукольный дом. Оба предположения очень и очень далеки от истины.

На самом деле, это так называемые санпрапум - тайские домики духов. Тайцы верят, что к каждому клочку земли «привязаны» некие бестелесные сущности. Согласно одним легендам, это души людей, живших на этой территории ранее, другие источники гласят, что это мелкие божества, хозяйствовавшие здесь в незапамятные времена, до приходы Будды. Как бы то ни было, именно они, а не человек, являются первоначальными и полноправными владельцами места, выбранного под строительство жилища или офиса.

Вот поэтому и строят домики для духов в Таиланде: считается, что бестелесные хозяева территории дадут добро на пользование своими владениями только в том случае, если предоставить им отдельное жилище - санпрапум - и обеспечить пропитание. Иначе они поселятся под одной крышей с новоприбывшими людьми и ничего хорошего от такого соседства ждать не следует.

Значение домиков духов для жителей Таиланда

Казалось бы, тут можно провести аналогию с верой в домовых в России. Однако такое сравнение будет не совсем корректным - и дело не столько сути самого явления, сколько в повседневном отношении к нему со стороны людей. Многие россияне действительно верят, что у каждой жилплощади есть свой потусторонний хранитель. Однако в настоящее время никто не совершает ему подношений (хотя традиции наших предков предусматривали подобные ритуалы), а того, кто выполняет эти старинные предписания, сочтут чудаком. Сейчас домовой для россиян - это просто полушуточное-полусерьёзное объяснение непонятных шорохов, скрипов и куда-то запропастившихся вещей. И ничего более.

В Таиланде же к бестелесным покровителям дома относятся со всей серьёзностью. Каждое утро тайцы прибираются в домике для духов, оставляют его невидимым хозяевам свежую еду, напитки, украшают цветочными гирляндами, зажигают благовония. Данная процедура для тайцев - такая же естественная и обязательная, как умывание по утрам.

Более того, существует целый свод негласных правил, как и где строить домик для духов, как ухаживать за ним, и каждый добропорядочный тайский домовладелец следует им неукоснительно:

  • Санпрапум должен быть уютным и красивым. В идеале, он должен выглядеть даже лучше, чем человеческий дом;
  • В качестве подношения лучше всего выбирать что-то сладкое и красное;
  • Место под санпрапум выбирается таким образом, чтобы тень от большого дома никогда не падала на него (и наоборот);
  • По поводу выбора места, времени возведения и дизайна санпрапума очень желательно проконсультироваться с брахманом или буддийским монахом;
  • Если хозяин основного здания вдруг задумает сделать пристройку, то жилплощадь духов также следует расширить;
  • Когда основное строение или участок земли перекупается, покупателю необходимо установить новый санпрапум, а старый демонтировать. Но сначала прежние хозяева должны сделать прощальные подношения, затем новые владельцы своё первое подношение совершают также старому домику - и только после этого его можно убирать. Куда тайцы отправляют отжившие своё санпрапумы? Отвозят на так называемые «кладбища» домиков для духов, оставляют под священными деревьями или возле буддийских храмов. На Ко Чанге тоже есть специально отведённое под эти цели место - на нетуристической восточной стороне острова.

Есть ещё множество нюансов, вплоть до того, что цвет жилища духов выбирается в зависимости от того, в какой день недели родился домовладелец и т.д.

Что нужно знать туристу


В глазах европейских туристов тайские домики для духов - просто очаровательный элемент декора. Наверняка у вас уже промелькнули в мыслях следующие вопросы:

  • Можно ли фотографировать?

Да, сделать фото не возбраняется.

  • Можно ли подойти и потрогать руками?

А вот этого делать ни в коем случае нельзя. Как мы уже написали выше, домики духов действительно очень много значат для коренных жителей Таиланда. Санпрапум в своём роде является мини-храмом, и бесцеремонное вторжение в него чужака неприемлемо и с религиозной, и с этической точки зрения.

  • Можно ли приобрести такую вещь в качестве сувенира?

Да, компаний, занимающихся производством и реализацией домиков для духов, в Таиланде очень много. Обычно тайские мастерские выставляют свой ассортимент прямо на улице - очень часто такие «выставки» можно увидеть вдоль дорог. Цена на изделия начинается от пары тысяч бат, всё зависит от размера и декора выбранного санпрапума.

Тайцы устанавливают перед своим домом большой домик для «добрых» духов, и поменьше — для «злых», чтобы первые оберегали их от бед, а вторые — были благосклонны и не причиняли вред.

Внешне они напоминают макеты тайских храмов или старинных тайских домов, установленных на колонне-подставке, для обитания духов-покровителей данного участка земли и дома. Отношения к этому вопросу со стороны тайцев вполне серьезно. При невозможности обустроить жилище для духов из-за конкретных жилищных условий, место их обитания обозначается хотя бы символически: горшок с землей с благовонными палочками, свечами, подношениями для умилостивления духов.

Регулярная и искренняя забота тайцев о своих духах-покровителях придает им уверенность, морально укрепляет. Традиционно связывают свое благополучие и процветание с поддержкой духов. Духи выполняют и контролирующую поведение людей функцию, т.к. они остерегаются совершать в их присутствии какие-либо дурные поступки. Вера в духов противоречит доминирующей религии — буддизму. Однако, кроме канона, есть и тайское народное мифотворчество, которое с легкостью связывает духов с самим Буддой. Согласно легенде после прихода в этот мир Будды духи-покровители земель сразу почувствовали исходящую от него силу и признали его превосходство.

Поэтому, когда Будда сказал духам, что для проповеди учения ему достаточно пространства, которое можно отмерить тремя шагами, духи радостно согласились. Будда сделал только 2 шага, а все их земли уже кончились! Негде им стало обитать, а как следствие, и некому стало делать им подношения. Тогда они взмолились и стали просить Будду разрешить им опять жить на земле.

Будда проявил сострадание и дал такое разрешение и якобы сказал людям, что перед тем как приступить к освоению земли и строительству на ней каких-либо сооружений следует поклониться духам-покровителям, сделать им подношения. В настоящее время домик для духов устанавливается, как правило, сразу после завершения строительства. Благоприятное точное время и место установки выбираются астрологом или каким-либо другим знатоком проведения этой церемонии.

Основное требование к месту установки — тень от главной постройки не должна падать на домик, и, наоборот. Обычный набор подношений включает в себя цветы, благовонные палочки и свечи. И еще один важный момент. Часто рядом с большими гостиницами, банками, крупными предприятиями можно увидеть и более «солидные» ритуальные сооружения с помещенными в них статуями четырехликого Брахмы — творца мира, или слоноголового Ганеши. Это разные индийские боги, представление о которых существовало еще до распространения буддизма, и которые оказались мирно включенными в пантеон тайского буддизма. Функция этих ритуальных сооружений примерно такая же, что и у домиков для духов. Тем не менее, не следует их путать ни с духами, ни с изваяниями самого Будды.

Все религиозные верования предусматривают свои традиции. Некоторые из них пересекаются в разных религиях. Только проявление их зависит от степени религиозности народа. У нас, например, принято верить в домового. И, наверное, после принятия христианства он единственный дух, в которого верят и по сей день. В деревнях ему до сих пор оставляют угощения на ночь, чтобы он был верным хранителем жилища и не делал жильцам пакостей. В больших же городах эта традиция себя почти исчерпала.

В Таиланде же религиозное влияние на сознание людей очень велико, и каждый таец верит в то, что пространство вокруг населено множеством невидимых духов, которые непосредственно влияют на их жизнь. От того, насколько таец может задобрить духа, зависит практически все события его жизни — успех в работе и любви, здоровье и финансовое благополучие. Именно поэтому, приезжая в Таиланд, туристы сталкиваются с проявлением религиозности практически на каждом шагу.

Домики для духов (по тайски «санпрапум») можно увидеть рядом с отелями и жилыми домами, торговыми центрами и даже массажными салонами. Неужели так много духов? — спрашивают удивленные туристы. Почему эти домики на каждом шагу? Ответ довольно прост — на каждый дом свой домик для духов, которых тайцы зовут Прапумтьяути.

Возводя жилое строение, или же то место, где тайцы проводят очень много времени, по традиции принято заботиться и о духах, так как при появлении нового жилья они тут как тут! И по тайским поверьям их нужно поспешить выселить в отдельное жилище, чтобы духи «знали свое место», так как непосредственное соседство с ними в одном помещении до добра не доведет. Но просто построить для них домик и приказать им жить там невозможно, духов туда нужно как-то заманить. Вот почему каждый домик столь красочный и наряженный один ярче другого-чтобы духи, которые любят все яркое, чувствовали себя хорошо. Их принято привлекать в их новое жилище всеми оттенками красного, оранжевого и золотого, поэтому благовония и свечи, как правило, в домике духов ставятся красные, плетутся венки с оранжевыми цветами, и даже ставится малиновая Фанта!

Домики для духов должны содержаться в чистоте, тайцы регулярно меняют подношения, кладут свежие фрукты и зажигают новые благовония.

Архитектура домиков сравнима с архитектурой буддистских храмов, она такая же пышная, здесь много разных элементов, узоров и красочных оттенков-тайцы подходят к оформлению домиков со всей ответственностью. В сами домики они помещают различные фигурки, символизирующие что угодно, начиная божества от Ганеши и других божеств, заканчивая обычными детскими куклами и зайчиками. Видимо, таким образом тайцы пытаются создать для духов какое-то «тело», обличье, к которому их можно было бы привязать.

Место для возведения домика выбирается таким образом, чтобы тень его не падала на основной дом, тень которого в свою очередь не должна падать на домик для духов. Часто место его установки выбирает специально приглашенный астролог.

Иногда, проезжая вдоль дороги, можно увидеть выброшенные домики для духов, поросшие травой. Это выглядет странно и даже кощунственно. Но тайцы говорят так: если домик пришлось выбросить, то это значит, что духи стали вести себя неподобающим образом и создавать жильцам неприятности, люди могут начать болеть, или ссориться. В таких ситуациях домик принято менять, выбрасывать старый и устанавливать новый.

Наряду с домиками для духов в Таиланде можно увидеть домики Ганеши и Брахмы, а также домики предков.

Религиозные традиции буддистов весьма разнообразны, но одинаково важны для тайцев. Пренебрежение ими тут же пресекается и наказывается. Каждому путешественнику, собирающему посетить Таиланд, следует об этом помнить. И тогда эта кармическая страна облагородит вас незабываемыми приключениями и только положительными эмоциями!

Приехав в Таиланд, первое, на что мы сразу же обратили внимание, были разноцветные красивые домики, похожие на маленькие тайские храмы. Их можно было увидеть возле каждого дома, офиса, гостиницы, даже магазина. Дети окрестили их «домиками Будды», но это, конечно же, не так.

Это и вправду домики, но только для духов.

Теперь немного подробнее.

Как известно, в Таиланде распространен буддизм, если быть точнее его течение Тхеравада. Сам буддизм не предполагает верование в духов, но так как эта религия одна из самых «мягких», в ней прекрасно соседствуют и уживаются и буддийское мировоззрение, и древние анимистические верования, существовавшие задолго до буддизма. На практике это означает, что тайцы свято верят в различных духов, которые, по их мнению, населяют все вокруг, и всячески их ублажают.

Например, ставят для них домики. Домики бывают разными.

Прежде всего, рядом с домом обязательно ставят домик для духов – санпрапум . Его устанавливают по определенным правилам: тень от настоящего дома не должна падать на домик духов и наоборот. Духи-хранители этого места будут оберегать его и охранять, для этого нужно их обязательно кормить, поить, наводить в их домике порядок, украшать его и ставить благовония. Причем это делается каждый день. Часто можно увидеть различные фигурки людей и божеств, установленные в таких домиках, по вечерам включаются многочисленные лампочки или гирлянды. А к празднику домики украшают цветами и устраивают духам настоящее пиршество! Считается, что духи особенно любят красное и сладкое. Тайцы стараются дать им самое лучшее с их точки зрения – например, надо же духам попробовать экзотические фрукты (яблоки, виноград, который тайцы вообще очень любят) и малиновую фанту (в которую заботливо воткнули трубочку)!

Обычно цвет домика духов зависит от того, в какой день родился владелец настоящего дома. Например, если он родился в понедельник, то цвет домика духов будет желтым, во вторник — розовым, в среду – зеленым, в четверг – золотистым, в пятницу – голубым, в субботу – фиолетовым, а в воскресенье – красным.

Чаще всего рядом с домиком духов стоит еще один домик, пониже, это домик предков , или сантайяй . Санпрапум установлен на одиночном пьедестале, а сантайяй всегда стоит на пьедестале из нескольких свай. Здесь делают подношения духам умерших предков. Домик также заботливо украшают, ставят еду, питье, зажигают благовония, ставят фигурки людей и животных. Этот домик больше всего напоминает традиционное жилище самих тайцев.

Еще есть домики Брахмы и домики Ганеши.

(санпрапром ) ставится обычно возле крупных офисных зданий, гостиниц, курортов, супермаркетов. Внутри домика установлена фигура Брахмы, у которого четыре головы, четыре лика и четыре руки, обращенные к четырем сторонам света. Если рядом стоят домик духов и домик предков, то они всегда ниже домика более могущественного Брахмы. Брахма любит, когда ему преподносят цветы и фигурки слоников.

Домики Ганеши (санпрапиканет ) встречаются редко, Ганеша – бог мудрости и благополучия в индуизме. Выглядит как человек с головой слона и одним бивнем. А рук у него может быть как две, так и гораздо больше. Ганеша любит сладости и фрукты в качестве подношения.