На албанском поезде из дурреса в эльбасан. «Знаменитые» Албанские дороги

Берат - это красивый старинный город в Албании. Няшные домики, крепость на горе, хорошие отели и рестораны.

Из-за большого количества традиционных балканских домиков 18-19 века, в каждом из которых много окон, Берат еще называют городом тысячи окон .

Информация и интересные факты

Берат на албанском Berati , на английском Berat . Название происходит от "Белиград" - такое имя было у Берата в 9 веке.

В Берте 210 исторических памятников 15-19 века и 7 арочных мостов 18 века. А вообще, поселение на территории современного Берата существует аж с 4 века до нашей эры. У него богатая история, детально описанная в википедии . Если коротко, то Берат сменил несколько названий и принадлежал македонцам, римлянам, Византии, болгарам, османам и албанцам.

Берат - это город-музей с 1961 года. Вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году.

Население - 60 тысяч человек. Это вообще не ощущается, потому что большинство живут за пределами старого города.

Достопримечательности в городе Берат

Что посмотреть в Берате?

Старый город Берат состоит из 3 районов:

  • Kalaja (крепость на холме),
  • Mangalem (у подножия холма с крепостью),
  • Gorica (на левом берегу реки Осуми).

Когда мы ехали в крепость в Берате, то если честно, ожидали увидеть просто крепостные стены, замок и какое-то пространство внутри. Оказалось, что там целое поселение, в котором до сих пор живут люди:) Это место было построено еще в 13 веке. Удобная локация для обороны: холм с видом на все окрестности.

Сюда ведет узкая разбитая дорога, разъезжаться сложно. Лучше приезжать пораньше или попозже.

Входим в старый город, который был внутри цитадели.

Со стен видно горы и часть нового города.

Это внутри крепостных стен. В некоторых домах живут люди, в других отели и магазины сувениров.

Остались и древние постройки, в том числе цистерна для сбора воды. Подобные цистерны мы видели в Турции в Стамбуле и на .

В самом дальнем от ворот конце крепости есть обзорная площадка с видом на весь нижний город. Это район Горица на противоположном берегу реки.

А это новый город, пешеходный бульвар Республики (Bulevardi Republika) и православный собор Святого Дмитрия (Katedralia Orthodokse Shen Dhmitri).

Вот этот собор вблизи.

Как водится в Албании - рядом с ним мечеть.

Район Мангалем сверху, снизу и с другого берега.

Возле него еще есть церковь Святого Михаила в скале (Shën Mëhilli).

Пешеходная улица.

Район Горица с другого берега.

Берат на карте Албании

Город Берат находится в южной половине Албании, в долине реки Осуми у подножия горного хребта Томори. Область и округ тоже называются Берат.

На карте я отметила все достопримечательности, рестораны и прочие интересные и полезные места в Берате.

Аренда жилья в Берате

В крепости есть отели, но это далеко от ресторанов и нельзя заезжать на машине, так что мы бы рекомендовали осмотреть ее отдельно, а заночевать внизу. В Берате многие отели и гостиницы находятся в традиционных старинных албанских домах (18-19 века).

В городе на улицах, удаленных от центральной Rruga Antipatrea, проблемы с парковкой, и сложно проехать по узким улочкам, поэтому или бронируйте отель сразу с парковкой, или готовьтесь оставлять машину на центральной дороге и вокруг нее.

Также обращайте внимание на отзывы - в некоторые отели нужно карабкаться по крутым лестницам. Кому-то это ок, а кому-то с большим багажом, детской коляской или с больными ногами будет сложно.

Мы сами в Берате не ночевали, но по отзывам туристов, многие хвалят отель Guesthouse Arben Elezi в районе Мангалем, а также отель Boutique Hotel Muzaka 4* и хостелы Maya Hostel Berat и Berat Backpackers Hostel в районе Горица.

Также албанцы сдают в Берате множество комнат и апартаментов через Airbnb, и здесь даже популярно включать завтрак, что для Airbnb обычно не свойственно:)

Если вы еще не регистрировались на Airbnb, :

Как добраться в Берат

Самый комфортный и быстрый транспорт в Берат - это на машине (свое или арендованное авто или индивидуальный трансфер). Дешевле и медленнее добираться в Берат на автобусе.

Расстояния :

  • Берат - Тирана: 97-125 км (зависит от того, по какой трассе поехать: через Дуррес дальше, но дорога лучше и больше автобанов).
  • Берат - Саранда: 170-210 км (смотря какая дорога).
  • Берат - Влёра: 84 км.

Ближайшие аэропорты

Аренда авто

На своей машине будет удобнее, чем автобус, и дешевле, чем индивидуальный трансфер. К тому же, вы сможете останавливаться по дороге и посетить разные достопримечательности Албании вокруг Берата: , .

Мы обычно сравниваем цены и условия на сайтах-агрегаторах, которые собирают предложения разных прокатов, и выбираем самый выгодный вариант:

Автобусы в Берат из Тираны, Саранды, Ксамила, Влёры

Индивидуальный трансфер

Если не хотите трястись по жаре на автобусах, можно заказать трансфер на из Тираны прямо в отель в Берате. Это будет стоить дороже, но комфорт несоизмерим, и по албанским дорогам на машине будет быстрее, чем на автобусе.

Водитель будет встречать в аэропорту с табличкой в любое время и отвезет четко по адресу: не нужно будет ждать общественный транспорт или объясняться на незнакомом языке с местным таксистом. Цена окончательная, не нужно ни с кем торговаться, никаких скрытых комиссий за ночной тариф, пробки или багаж. По запросу в машине будет детское автокресло нужного размера. А еще там есть автомобили класса люкс и микроавтобусы для большой компании.

От 725 евро за 5 дней (переезды, отель, питание, билеты в музеи, услуги экскурсовода)

Где поесть: рестораны в Берате

По отзывам туристов, хорошие рестораны в Берате: WilDor, Antigoni и Homemade Food Lili. Мы обедали в WilDor - все было очень вкусно, принесли быстро + там хороший вайфай.

Наш отзыв о Берате

Берат стоит посетить, там классный старый город внутри крепости, да и нижняя историческая часть интересна. Нам там понравилось, к тому же он не похож ни на какие другие места, в которых мы были, кроме в той же Албании.

Гирокастра или Берат? Эти города отличаются, каждый хорош по своему. Нам больше понравилось в Берате, потому что там больше историческая часть и можно посмотреть а старый город как снизу, так и сверху с крепости.

Прямых рейсов Москва - Тирана нет, есть только непрямые авиарейсы, осуществляемые транзитом через Стамбул, Милан (Мальпенса), Рим, Афины, Белград, Вену, Софию, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и другие крупные европейские города.

Зато в отличие от железнодорожного транспорта в Албании хорошо развито автобусное сообщение как междугороднее так внутригородское. Кроме автобусов, в Албании больше нет другого городского транспорта. Стоимость проезда в городском автобусе 30 лек. Что интересно, так это то, что билеты во всех городах одинаковые.

На междугородних рейсах задействовано большое количество маршрутных такси, которые едут по разным направлениям, а в каких именно, нужно уточнять непосредственно у водителей маршруток. Или же вы просто услышите названия городов и поселков, выкрикиваемые теми же водителями. Места скоплений этого транспорта есть во всех городах и на них вам укажет любой прохожий.

Так как касс нет, то билет покупаете в автобусе, но не забудьте заранее узнать цену за проезд, так как к концу поездки она может измениться в большую сторону. Большинство маршруток отправляется рано, с 06:00 до 08:00 утра, и если вы проспите или отложите поездку до обеда, то вы, скорее всего, в этот день уже не сможете выехать. Особенно, если вы собираетесь посетить юг страны. В большие города страны маршрутки отправляются несколько раз за день.

Есть также международные рейсы. Например, в Афины, столицу Греции, можно уехать всего за 25 евро, рейсы ходят по нескольку раз в день. Также, в Италию, в Черногорию, Турцию и практически во ве страны южной и центральной Европы.

«Знаменитые» Албанские дороги. Автомобильный транспортАлбании.

Если Вы что-то где-то читали про ПЛОХИЕ Албанские дороги , - забудьте. В Албании каждый год строятся сотни километров дорог в год. Построен новый автобан в Косово, давно закончена магистраль Тирана-Дуресс, построен новый автобан от Дуресса до Влёры , вдоль Адриатики. Строится автобан в Гирокастру , до Греции. Полностью новая дорога вдоль Ионического моря (правда по горам). Обновлены большинство второстепенных дорог. И процесс продолжается.

Движение в Албании правостороннее , так что привыкать не придется. Нужно только привыкнуть к местному менталитету. Водителям ничего не стоит остановиться там, где необходимо, при этом часто создав пробку, или развернуться в любом месте. Нужно быть внимательным при проезде кругового движения, первым едет тот, кто ближе к манёвру. Для уточнения это факта, активно применяется жестикуляция. Агрессии на дороге мало, друг друга все пропускают. Автомобили напрокат

В Албании легко взять автомобиль напрокат, в том числе заказав его через сайт прямо в аэропорт к определенному времени. Для аренды авто вам необходимо иметь международные водительские права, денежный залог в виде наличных или кредитной карты и, самое главное, вам должно быть полных 19 лет, а в некоторых прокатных фирмах требуют возраст не меньше 21 года. В стране работают местные и международные прокатные фирмы.

Международное паромное сообщение Албании.

В Албании развито паромное сообщение с другими странами. ИзВлеры и Дурреса можно добраться до итальянских портов Анкона, Бари, Бриндизи и Триест, а из Саранды (порт на юге Албании) - на греческий островом Корфу, откуда летают прямые чартеры сразу в несколько городов России. Самые регулярные рейсы выполняются с Дуресса до Бари, каждый день в 23:00, 07:00 и 11:00. Например, если Вы покидаете Дуррес в 23:00, то прибытие в Бари (Италия) - в 8 утра. Билеты можно купить в многочисленных круизных турагентствах вокруг порта. Ходят 5 больших паромов. Места есть всегда. В стране также есть регулярное паромное сообщение по озеру Охрид , которое соединяет город Поградец (Албания) с городом Охрид (Македония).

Влёра располагается в прибрежной части Албании в месте, где соединяются Адриатическое и Ионическое моря. Ее строили еще античные греки – первые постройки в городе датируются VI веком до н. э.. Как и вся территория Албании эти земли пережили множество нашествий – римское, византийское, турецкое. В XV веке Влёрское побережье несколько лет находилось под управлением короля Неаполя, пока его снова не захватили турки. Окончательно Влёра освободилась в 1912 году и тогда же на 8 лет была объявлена албанской столицей.

Как добраться

Можно доехать из Тираны автомобилем. Расстояние от столицы равно 135км по довольно неплохой для Албании дороге. Несколько дорого ведут в город также из соседних Македонии и Греции.

Из Тираны на Влёрское побережье ходит автобус. Автобусом можно добраться и из Афин – ежедневный дневной или ночной автобус стоит около 30 евро.

Из Бриндизи (Италия, южнее Бари) каждый вечер отходит паром, прибывающий в порт Влёры ранним утром.

Транспорт

Как и везде в Албании: автобусы и фургоны (маршрутки). Такси тоже есть.

Связь и интернет

В Албании работают несколько мобильных операторов, самый популярный из них это Vodafone, а также Telekom Albania. Предъявив паспорт и указав место жительства в Албании, можно купит местную сим-карту. Можно также купить симку оператора Eagle Mobile. Он принадлежит государственной компании AlbTelecom и имеет хорошее покрытие, что позволяет неплохо сэкономить на звонках. Роуминг для абонентов крупнейших российских операторов доступен, но дорог.

Интернет в Албании в целом до сих пор не очень развит в силу того, что долгое время она была одной из самых изолированных в мире стран. Wi-Fi соединение можно найти только в некоторых крупных отелях и библиотеках. В Тиране и некоторых крупных городах имеются интернет-кафе.

Места отдыха

Влёра – это пляжи. Их количество составляет почти 30% от общего количества пляжей в стране. Здесь начинается лучшая в Албании зона отдыха – Ривьера Цветов, тянущаяся до Саранды на самом юге страны. Купаться можно с мая по октябрь, средняя температура воды 22-25°C. Пляжи, в основном, мелкогалечные и песчаные с развитой инфраструктурой.

Лечение в городе

Совсем недалеко от города Влёра расположен климатический курорт Уйет-э-Фтохта (что означает «холодная вода»). Здесь построено немало домов отдыха и отелей, в летнее время здесь организуют детские лагеря. Горы, расположенные на северо-востоке преграждают доступ холодным ветрам, создавая комфортный микроклимат. В местных здравницах лечат болезни дыхательной и нервной системы.

Кроме того, по соседству найдены месторождения хлоридно-натриевых минеральных вод, содержащих также йод и бром.

Что привезти

Традиционные албанские сувениры: различные поделки из резного камня и дерева, текстильные изделия. Местные оливки и масло из них, местное вино из винограда сортов Мерло и Каберне.

Что и где поесть

Здесь лучшие в Албании морепродукты. Лучше всего осьминогов, креветок, рыбу и прочую морскую живность готовят в ресторанах Paradise Beach и Makareshi.

Обязательно стоит попробовать местную кухню: кукурек (блюдо из запечённых на гриле субпродуктов), кумештор (десерт из молока, яиц, ванили, сахара и муки) и харапаш (мясной пирог с сыром и бараниной, для теста используется кукурузная мука). Очень популярен в этих местах ягненок, приготовленный на вертеле – “Mish ne hell».

Местная кухня типична для прибрежных и горных районов – высочайшего качества продукты, приготовленные на гриле. Лучшие блюда региона можно попробовать в ресторане «Кузум Баба». Он расположен на одноименной террасе, возвышающейся над городом и возникшей под влиянием морских волн.

Цены в большинстве ресторанов, как и по всей Албании, совсем невысокие – от 7 до 11 евро на человека за обед из трех блюд с местным вином.

В месте слияния Адриатического и Ионического морей в морскую воду вливаются воды минеральных источников. Местные берут на пляж пустые бутылки, чтобы наполнить их целебной водой.

Развлечения и достопримечательности

Среди наиболее посещаемых достопримечательностей Влёры – Этнографический и Исторический музеи, мечеть Мурадие, Музей Независимости.

В самом городе и вокруг него расположено множество древних замков, самый известный из которых – Канина. Он расположен в 6км от Влёры в одноименной деревне на гое Шушика на высоте 380 км над уровнем моря. Считается, что он был построен в III веке до н. э.

Вокруг города есть несколько пещер, в которых можно увидеть наскальные рисунки времен неолита и палеолита.

Погода по месяцам в Влёре

Климат на побережье Албании типичен для Средиземного моря – мягкая влажная зима и сухое жаркое лето. Влёра получает 2000 солнечных часов ежегодно – больше, чем любой регион страны. Летняя жара смягчается морским бризом, осадки выпадают главным образом осенью и зимой.

месяц

температура воздуха днем °C

температура воздуха ночью °C

температура воды °C

+13 +9 +15
февраль +15 +10 +15
март +16 +11 +15
апрель +20 +13 +16
май +23 +16 +19
июнь +27 +20 +22
июль +31 +23 +25
август +31 +24 +26
сентябрь +27 +21 +25
октябрь +23 +17 +22
ноябрь +19 +14 +20
декабрь +15 +9 +18

Подробная карта города

Зимой я была озадачена вопросом — куда поехать отдыхать летом. Хотелось моря солнца и тепла, посмотреть мир, и не хотелось оформлять Шенген или любую другую визу. После раздумий, поисков и обсуждений была выбрана именно Албания, в которой в туристический сезон виза для россиян не требуется . Одним из решающих был разговор с мамой, которая сказала мне «в Албании еще никто не был из моих знакомых, и я там не была. Вот съездишь и расскажешь, как там», и еще тот факт, что, по отзывам других туристов, цены в Албании очень приятные.

Итак, решено, едем в Албанию. Билеты куплены, маршрут, хоть и со скрипом, но составлен. Кстати, про маршрут. Поскольку передвигаться мы собирались на общественном транспорте, приходилось руководствоваться расписанием его движения, и из-за отсутствия нормального сообщения между более южными городами, их я в наш маршрут включать не стала, хотя потом и жалела об этом: красота там, судя по всему, неземная, и уж как-нибудь бы да добрались. Наш маршрут: Тирана — Дуррес — Шкодер — Круя — Влёра — Тирана.

Тирана

После пересадки в Белграде (летели Air Serbia из Москвы, пересадка была около 7 часов, поэтому часа 3-4 успели погулять и по этому чудесному городу) попали в Албанию. В аэропорту обменяли 10€ по курсу 127 лек за 1€, так, чтоб хватило добраться до центра, да еще немного на первое время. Курс приемлемый, но, конечно, в самой столице он был намного лучше. Потратили некоторое время на выяснение того, как часто ходит автобус и где его остановка, попутно отбиваясь от дядечки, показывающего жестами то, что он хочет помочь нам и обменять евро на леки по какому-то своему невообразимому курсу. Расписание сфоторгафировать не додумались в тот момент, о чем на обратном пути очень пожалели, но об этом позже. Выяснили только, что минибас курсирует между аэропортом и центром каждый час, а со скольки до скольки — неведомо. Дождались, заплатили 250 лек за человека (что, кстати говоря, после того, как я начиталась про цены в Албании, показалось мне чуть ли не миллионами)) и доехали до центра. Там нас высадили у небольшого сквера в центре города, откуда мы впоследствии и уезжали.

Сразу отмечу, что на обратном пути у водителей автобусов до аэропорта частично выяснили расписание их движения от этой площади до аэропорта: 16.10; 17.50; 20.25; 22.20; 23.20; 01.45. Таким образом, наши опасения, что на наш рейс, отправляющийся в 4 утра, придется приезжать в аэропорт где-нибудь в 6 вечера, не подтвердились.

По прибытии, поскольку мы устали с дороги, мы сразу двинулись искать отель, который забронировали на Booking.com. Очевидно было, что это скорее чья-то квартира, а не отель, и когда мы пришли по указанному адресу, найти его мы не смогли. Пришлось звонить владельцам, которые нам тут же сказали, что не могут нас принять по каким-то неведомым причинам и бросили трубку после моего резонного вопроса — и что же теперь делать? Таким образом, отель Tirana Rooms я не рекомендую . Тем временем, мы заселились в соседний отель All Stars Hotel, попутно дозваниваясь до букинга, чтоб с нас как минимум не сняли денег за бронь, как максимум разобрались с непутевым отелем и что-то сделали. Ребята из букинга оказались очень любезными и в качестве компенсации предложили за высланную фотографию чека возместить разницу в стоимости между отелями. Насчет 1000 рублей, потраченных на телефонные разговоры (никаких специальных тарифов я, по глупости, не установила) я не просила, хотя, может, и стоило бы. Но в итоге всё закончилось хорошо и мы, расположившись и приняв душ, отправились гулять.

Албанцы народ радушный, готовый помочь, но порой очень хитрый, когда видит простачков. Поэтому, пока мы не освоились, сталкивались с мелкими, но характерными ситуациями: то нам все фрукты на рынке взвесят в одном мешочке вместе и продадут по цене самого дорогого, то сувенир продадут по нереально завышенной цене (купили магнитик за 300 лек, а потом узнали, что в других местах он бы стоил 1€, то есть 130 лек), то деньги возьмут, а билет в автобусе не дадут, чтоб мы не знали, сколько он на самом деле стоит (в столице общественный транспорт стоил 40 лек, в других городах, в которых были, по 30 лек, а между городами везде своя цена). В остальном, албанцы очень позитивные люди. Английский большинство не знает, зато, кажется, знает итальянский. Но если на улице подойти к албанцу (который никуда не спешит) и начать что-то спрашивать, он начнет на всю улицу кричать с вопросом — кто знает английский чтоб помочь ребятам?))

Так вот, Тирана. Из номера я по такой жаре вышла без задней мысли и без лифчика в плотном льняном сарафане, и этот факт позволил мне почти сразу понять, что в Албании так не принято. Очень долго мы шли и не могли понять, почему кто-то просто пристально смотрит на меня, а кто-то (но только женщины) начинает в мою сторону смеяться или говорить что-то на албанском мне или спутнику. После раздумий и небольших экспериментов (сначала мы шли, держась за руку, и думали, что может быть дело в этом, но когда перестали держаться, внимание к моей персоне не прекратилось) мы пришли к выводу, что в Албании, как бы жарко ни было, для сохранения спокойствия лифчик лучше надевать, так что остаток поездки пришлось преть:)

В местном фаст-фуде в их шаверму/донер/шаверму на тарелке или любое другое блюдо можно на выбор добавлять курицу, либо говядину, либо иногда ягненка. Цена при этом в зависимости от выбранного мяса иногда меняется. Так, за 400 лек мы съели на двоих большущую шаверму с говядиной, которую нам любезно разрезали пополам. По моим меркам это вышло как две полноценных шавермы. Насчет фруктов, которые мы взяли домой на вечер на местном небольшом рынке: за 120 лек/кг набрали персиков, нектаринов и винограда. В августе у них этого добра навалом, ну и цены везде примерно одинаковые.

Пока мы гуляли по Тиране, какой-то конкретной цели у нас не было. Город довольно интересный, но тут лучше смотреть фотографии, а не рассуждать о том, какой он.

Собор Воскресения Христова


Центральная площадь

1


Great Park of Tirana, который, кстати, оборудован отличной детской площадкой и велодорожками.

Всякие забавности

1

Фонтан на площади Скандербю впечатлил в Тиране, пожалуй, больше всего) такой холмик залитый водой я еще нигде не видела. Из щелей по всему этому холмику течет вода, а у подножия расположены танцующие фонтаны с подсветкой, которые приводят в восторг детвору и заставляют ее бегать и резвиться, получая, кажется, неземное удовольствие) но при этом посещать его надо вечером, поскольку при свете дня он не работает .


Дуррес

Наутро в Тиране мы отправились на автобусный вокзал, чтоб добраться до Дурреса. В Тиране с автобусным сообщением всё хорошо и автобусы ходят примерно до 6 вечера во многие города Албании. Автобусных вокзалов несколько, разделенные по разным направлениям, на входе даже висит расписание движения, но лучше уточнять на месте (немного подробнее про автобусное сообщение в конце рассказа) . Когда приходишь на вокзал, можно сказать толпящимся на входе албанцам (это чаще всего либо контроллеры, либо водители, либо просто регулировщики движения, а порой и таксисты), куда тебе надо ехать, и они сразу направят в нужный автобус . Так что до Дурреса мы добрались без проблем.

В Дурресе у нас было запланировано 5 дней. И для нас это были наименее впечатляющие дни, проведенные в Албании. Сразу скажу, Дуррес нам понравился только тем, что в нем были вкусные и недорогие морепродукты , которые есть, в общем, по всему побережью Албании. Мы остановились в отеле Troy Apartments к югу от порта, море у нас было рядом, но оно разочаровывало: очень мутное, с большим количеством плавающих на поверхности водорослей, с очень длительным и мелководным входом и с песчаным дном (последний пункт меня как раз радовал, но не моего спутника, который долго ругался, что этот песок остается везде) и без душевых на выходе. Но денёк мы всё-таки повалялись на этом пляже, арендовав 2 лежака и зонтик за 500 лек (что, похоже, является стандартной ценой для всего побережья) . А потом мы нашли небольшой дикий галечный пляжик на севере от порта, с довольно быстрым входом, море в том месте было совсем не мутным, хотя порой прибивало водоросли, а на самом пляже было не слишком чисто. Добираться до него приходилось около часа с учетом поездки на автобусе до центра, но ни один другой пляж нам не понравился, так что мы приезжали в центр, гуляли там попивая пиво, и потихоньку не торопясь приходили купаться. Местоположение пляжа отмечено на карте серой меткой.



По всей Албании мы постоянно (кроме, пожалуй, столицы) сталкивались со свадьбами. Свадебные платья у них не сильно отличаются от наших, а загорелые албанки довольно хорошо в них смотрятся))

Еще немного Дурреса

1


1


Но больше всего запомнилось в Дурресе, как мы нашли магазин морепродуктов, в котором можно было заказать приготовление их на гриле или как угодно еще и за 1100 лек съели 650 грамм великолепных королевских креветок)) это было божественно!

Шкодер

Посмотрев на сайте, указанном в конце рассказа, что отправление автобусов в Шкодер есть в 7.30, 8.15 и 9.45 утра, решили прийти на автобусный вокзал Дурреса к 8, но, как оказалось, автобусы Дуррес-Шкодер есть только в 6.15 и 13.15 . Мы немного подумали и решили не ждать у моря погоды, доехали на первом автобусе до Тираны и там, пробежавшись до другого автовокзала, отправились на первом же автобусе в Шкодер. Из Тираны он отправлялся в 10 утра, а ехали мы до Шкодера около 2 часов. Мы решили, что это было связано с тем, что ехали мы в выходной день. Хотя общая скорость потока у них в принципе не такая уж большая. Высадились у подножия горы, на которой стоит замок Розафа и заселились в находящийся там же хостел. Там мы арендовали два велосипеда и поехали по левому берегу Скадарского озера. Виды, конечно, очень привлекательные, хотя пляж, на котором можно купаться в этом озере, кажется, был единственный и находился уже ближе к границе с Черногорией. В общем, в Шкодере арендовать велосипеды я крайне рекомендую , и если их не предоставляет гостиница, в которой вы остановились, то это можно сделать по правому берегу озера совсем недалеко от пешеходного моста. Хотя оплата в том прокате только почасовая, насколько я помню, что-то около 400 лек/час, а в нашем отеле стоимость составляла 4 евро на весь день (хотя, конечно, качество велосипедов было соответствующим).

1


2


2


Замок Розафа открыт для посещения до 8 вечера, хотя, кажется, ребята стоят на входе и пускают народ и после 8. Стоимость билета 200 лек, а на территории есть еще маленький музей за 300 лек, но мы туда не пошли. Посещали замок мы на закате, и красота была нереальная))



1


1


Очень понравилось гулять по вечернему старому городу Шкодера. Жизнь по вечерам в нем кипит, но только в нем, чуть дальше на других улицах уже всё тихо и спокойно, и даже кафешки не работают. Нашли ресторанчик с недорогими морепродуктами, там и ужинали. Гигантская пицца с креветками, например, стоила всего 500 лек, насчет других блюд не помню, но тоже было не дорого и вкусно.

Круя

Очень удачно мы уехали от побережья в город Крую ровно тогда, когда морепродукты нам порядком поднадоели) Выяснив, во сколько автобус из Шкодера едет до Тираны мимо Фуше-Круи (города у подножия горы, на которой находится Круя) и, выяснив, что до автобусной станции мы можем не идти, а можем просто в любом удобном месте помахать автобусу рукой и нас подхватят, выбрали удобное время и поехали.

Контролер, который почти всегда есть в автобусах Албании, хорошо запоминает, кто до куда едет, поэтому можно расслабиться и подремать в пути, он подойдет заранее и скажет, что скоро ваша остановка. Высадили нас на шоссе возле Фуше-Круи, и нам пришлось немного пройтись, чтоб добраться до остановки в сторону Круи. В целом никаких проблем не возникло, и в Круе мы сразу пошли в сторону нашей самой лучшей гостиницы из всего путешествия по Албании — Bar-Restaurant Merlika . Эта гостиница расположена прямо на территории замка Скандербю, а вид с террасы просто шикарный. Пока ждали времени заселения, нас угостили кофе с фруктами, и мы наслаждались всем этим вместе взятым, и даже не заметили, как пролетело время. Кормят там, кстати, тоже очень вкусно. И радушный хозяин всегда чем-нибудь да угостит. Плюс накормит шикарным завтраком и в случае чего подскажет, что нужно.

1

3


1


Так, немного отдохнув, мы выяснили у хозяина, как добраться до дороги в горы и отправились в путь. Дорога заняла у нас примерно 2.5 часа (примерно 6 км), в ее конце была панорамная площадка, маленькая молильня и отличный вид. Там намечалась очередная свадьба, поэтому площадку украшали всякими цветами и прочим. Даже немного позавидовала жениху с невестой, в таком месте жениться, должно быть, очень волшебно)

1

1


1



Вернувшись, мы мельком посмотрели на закат, поужинали в недорогой таверне рядом со старым рынком, вкусив вина и, как было написано в меню, Albanian dish, которое нам очень понравилось и напомнило что-то среднее между мясным супом и гуляшом. Да и в принципе местная еда нам очень понравилась, жареные сыры, рыбные супы, блюда из морепродуктов… всё было вкусно и проблем с животом ни разу не было.


На следующий день мы посещали этнографический музей и сам замок Скандербю. Цены на них маленькие (около 300 и 200 лек с человека соответственно), а посещать их довольно интересно. В этнографическом музее есть также видеоматериалы, объясняющие, как проходили те или иные процессы, например, приготовление оливкового масла, самогона, изготовление нициональных шапочек из овечьей шерсти и так далее.

2


3


Двух дней в этом городе более чем достаточно, но посетить его надо обязательно: как нам сказали местные жители, вокруг него и начала развиваться известная нам сейчас туристическая Албания)

Знаете, что больше всего напрягало меня в планировании поездки в Албанию? Её общественный транспорт и ужасные дороги. Перспектива передвижения по стране со средней скоростью в 30 км/ч в битком набитых старых автобусах без вентиляции - радость на любителя. Глобально я рассказал про трудные туристические будни в кратком отчете "Албания: руководство по эксплуатации", поэтому здесь упор сделаю лишь на транспорте. Некоторые вещи буду вынужден повторить из первоначального текста, поскольку они актуальны. Примите за аксиому, что албанские дороги скушают львиную долю вашего времени, а поиск несуществующих автостанций - львиную долю ваших нервов. И все же Албания прекрасна, это неоспоримый факт. Начнем с албанской железной дороги, отличающейся немалым колоритом -

Друзья, вас сильно испугала фотография выше? Не переживайте, этот вагон стоит на запасных путях и давно не видел пассажиров. На самом же деле, ездить в Албании вы будете в других вагонах, несколько лучше, чем этот. Дело в том, что несколько лет назад Албания закупила у Италии старые (по итальянским меркам) вагоны и теперь эти старые итальянские вагоны шустрят по албанским рельсам. И пусть вас не смущают повсеместно разбитые окна, это детишки забавляются камнеметанием по проезжающим поездам. Впрочем, по словам местных, в последние годы хулиганская практика сошла на нет и ездить стало абсолютно безопасно -

Изнутри вагоны выглядят достаточно цивильно, по крайней мере лучше, чем некоторые дальнего следования, где во-истину ад и жуть, словно перевозят не людей, а скот. Албанцы ездят в существенно лучших условиях, чем россияне -

А вот что роднит албанские поезда с российскими электричками (по расстоянию, электричка Москва-Петушки соответствует самому длинному в Албании переезду из Шкодера во Влёру), так это отсутствие туалетов. Точнее говоря, туалеты есть, вы же понимаете, что даже 40 лет назад в Италии народ не мочился в переходах между вагонами. Но албанцы зачем-то туалеты замуровали, поэтому пассажиры изыскали свой путь справлять нужду, примерно так -

Албанские вокзалы изяществом архитектуры не отличаются, это вам не Будапешт и не Москва. Тут все выдержано в строгих красках соцреализма шестидесятых, когда Албания рассорилась с Хрущевым и взяла на вооружения пламенные идеи Маоизма -

Путешествуйте на албанских поездах, там встретите красивых девушек -

А вот и расписания -

И цены (для удобства $1 = 100 Leke) -

Внутренне убранство вокзала -

Албанские составы движимы исключительно старыми маневровыми тепловозами, сейчас прицепят его к тем вагонам и поедет пассажирский поезд из Дурреса в Тирану -

Железнодорожный транспорт я уважаю и всегда предпочитаю его автобусному. Но в случае с Албанией реальность такова, что поездом имеет смысл пользоваться только если у вас безумно много свободного времени. Дело даже не в разбитости вагонов и не в закрытых туалетах. Мало того, что сеть ж.д перевозок очень ограничена, по сути всего две линии: Шкодер - Дуррес - Влёра, Дуррес - Тирана и Тирана - Поградец. Почти все поезда идут через Дуррес, это узловая станция. Поездов очень мало, скажем, на линии Шкодер - Влёра всего 2 поезда в сутки, на линии Тирана - Поградец и вовсе один. На линии Тирана - Дуррес ходят порядка 5 поездов в день, 35 км они проходят за час с лишним. Не сложно посчитать, сколько времени вы будете ехать, скажем, из Влёры в Шкодер, там расстояние около 200 км. И это все еще при условии, что выезд в 4.30 утра вас вполне устраивает.

p.s В развитие темы ж.д Албании настоятельно рекомендую ознакомиться с отчетом коллеги griphon , очень подробно рассказавшего про свой опыт путешествий по Албании на поездах.

Автобусы

Я уже рассказал про особенности передвижения по Албании на автобусах, для тех, кто не читал, очень кратко повторюсь. Перемещение по Албании будет неоправданно долгим, мучительным и в плохих условиях. Добавьте к недостатку дорог еще и сложный горный рельеф, убитые автобусы с не работающей вентиляцией и получите следующие цифры: средняя скорость перемещения по северной части Албании будет около 40 км/ч, в южной, более гористой - 30 км/ч. Пусть вас не смущают малые размеры страны, вы проведете в транспорте больше времени, чем в посещении достопримечательностей. Признаться, я не верил, как можно ездить настолько медленно? А ларчик открылся очень просто: горная дорога, вся в выбоинах, ползет грузовик возраста наших родителей, за ним - сто машин и двадцать автобусов. На встречной полосе - идентичная картина. Потом кто-то глохнет, вы стоите в пробке. Так что расслабьтесь и исходите из данной выше формулы 30 и 40. Относительно неплохая дорога построена между Тираной и Дурресом, но и там быстрее 50 км/ч не разгонитесь, а если на каком-то участке ваш шофер выдал 100 км/ч, то верный знак - впереди пробка и вы встанете на час из-за аварии, или поломки очередного автобуса. Еще активно строят автостраду из Тираны в Шкодер, но пройдет еще несколько лет, пока она заработает.

Теперь вам очень легко просчитывать время на дорогу. Собрались из Тираны в Гирокастру? Отлично, достойное место. Туда 170 километров, дорога на юг. Значит, 170 делим на 30 и получаем около 6 часов пути. Вам в аэропорт Ринас из центра Тираны? Вам кажется, что 25 км это мало? Заложите на дорогу час - не ошибетесь.

Итак, Албания была одной из самых закрытых стран мира в течение полувека. Немудрено, что в ней сложились тонкости, нам неведомые. Например, будучи в Шкодере, я долго ломал голову, как мне поймать такси до крепости Розафа, что в 5 км от центра. Ни одного такси на улице замечено не было. По российской привычке вытягиваю руку - никто не останавливает, люди смотрят с недоумением. Тут замечаю, что неподалеку от меня вдоль улицы выстроились чуть ли не два десятка обычных машин, у всех открыты двери. Оказалось, что это и есть такси, точнее говоря “бомбилы”. Но сами они к вам могут и не подойти, хотя прекрасно видят, что вы ловите машину. Прикол в том, что официальные таксисты платят налоги и выдают квитанции, а бомбилы вынуждены, по крайней мере формально скрываться. Если вы подходите сами, они вас повезут, мол, попросил человек, не смог отказать. Но если бы они сами вам навязывались - это уже риск нарваться на инспектора за незаконную предпринимательскую деятельность. Собственно, все это мне и рассказал один из бомбил.

Снова вернемся к коммунистическому прошлому Албании. Раньше народ не рассекал по стране и за границу, а лишь перемещались из дома на производство. Те, кто едут на трубный завод, ждали подвозку на выезде из города рядом с памятником албанскому коммунисту. Сейчас памятники снесли, но система ожидания автобусов и маршруток в странных местах сохранилась. В городке Фиер (Fier) маршрутки в Берат отправляются с некой точки, что между заброшенной котельной и городской свалкой. Долго же местный англоговорящий парень мне это объяснял “Идешь прямо километр, потом направо метров двести. Там увидишь заводскую трубу, иди к ней. Дойдешь до трубы - посмотри влево, там будет мусорная куча, ты до нее дойди, а затем переходи на противоположную сторону дороги - там и будет маршрутка”. В охреневшем состоянии я прошел весь путь, но маршрутку не нашел, зато был облаян стаей бродячих псов. В итоге оказалось, что маршрутка ходит несколько раз в день и сегодня последняя уже ушла. Пришлось вернуться назад в центр, искать маршрутку до какого-то поселка (чье название забыл) и уже оттуда пересаживаться на Берат.

В крупных городах есть некие подобия автостанций, например в Дурресе все автобусы кучкуются в одной точке, рядом с ж.д вокзалом. Расписаний вам не найти, не надейтесь. Некоторые местные жители вам подскажут, что автобус в Тирану ходит каждый час. Далее небольшая коллекция албанских автобусов, в которых вам предстоит проводить немалую часть путешествия по это стране -

Некоторые автобусы довольно цивильны, но это редкость. Автобус, который вы видите ниже - огромная редкость, я бы сказал единственный из мной встреченных. Там работал даже кондиционер, что абсолютный нонсенс -

В 9 из 10 случаев вас будут ждат другие автобусы -

Автобусы буду всегда переполнены, поскольку водители ждут, пока последнее место не будет занято. И даже когда все места будут заняты, последним раздадут ведра и они поедут в проходе на ведрах. Это очень удобно, судя по всему.

А мне разок пришлось ехать в багажнике микроавтобуса, сидя на запасном колесе -

Цены на транспорт

Поезда стоят исходя из расчета $1 за 50 километров, автобусы $1 за 30 километров, микроавтобусы (фургоны) $1 за 20 километров. Соответственно, проезд на микроавтобусе из Саранды на крайнем юге Албании в Тирану 180 километров будет стоить $10-12, из Тираны в Дуррес всего 35 километров - чуть более полутора долларов.