Путешествие по португалии на автомобиле. Португалия по максимуму: лайфхаки о путешествии на авто

Второй мой рассказ хочу посвятить прекрасной солнечной стране — Португалии. Ездила туда с мужем в августе 2014 года. Страна очень красивая и колоритная!

Не знаю, когда бы собралась туда сама. Потому что почему-то этой страны не было в списке желаемых поездок в ближайшие несколько лет. Но так распорядилась судьба, что моей хорошей подруге сделал предложение руки и сердца ее молодой человек — португалец.

Мы с мужем были приглашены на свадьбу, и тут все закрутилось) Мы стали планировать новое индивидуальное путешествие. Общий план был такой — прилететь в Лиссабон накануне свадьбы, погулять на свадьбе, потом на пять дней уехать в Порту на поезде, а потом вернуться и обосноваться на оставшиеся дни (6 дней) в Лиссабоне, хорошенько осмотреть его и окрестности.

Прилетели в Лиссабон мы около 10 вечера. Поскольку чемодан был легкий, и мы еще были полны сил и энергии, мы решили сэкономить и поехали до гостиницы на метро. Добрались на метро легко. Но потом началось приключение) мы забронировали апартаменты в районе Альфама — одном из самых колоритных районов Лиссабона. Район действительно очень интересный и красивый. Ходить конечно там неудобно — все время то спуски, то подъемы. Такой рельеф характерен в принципе для всего Лиссабона, но для этого района особенно. Поэтому тут отдельно нужно сказать, что для поездки в Португалию особенно важно подобрать правильную обувь — никаких танкеток, платформ, и уж тем более каблуков. Только спортивная и очень удобная обувь! В другой не только можно сильно устать, но и травмироваться, потому что все дороги в Лиссабоне выложены плиткой, не очень ровной и достаточно сколькой.

Так вот) Когда мы добрались до Альфамы, было уже темно. Улочки в Альфаме очень маленькие и запутанные, и что еще немаловажно короткие настолько, что даже местные жители очень много улиц не знают. Вот наши апартаменты как раз были на улице, которую никто не знает)) еще сложность была в том, что мало португальцев разговаривает по-английски. Но тут нам помогло то, что пусть они и не знают английского, но очень позитивны и всегда готовы помочь. Мы пристали к прогуливающейся молодой паре, они были местными жителями, как я поняла, но не знали нашей улицы. И они решили поискать ее вместе с нами, мы бродили вместе по Альфаме, и они периодически спрашивали у прохожих по-португальски про нашу улицу. Побродив минут 15 вместе с нашими португальскими помощниками, мы ее все-таки нашли) парочка продолжила прогулку, а мы стали решать новый квест — как попасть в квартиру). Пока мы искали, я позвонила хозяину (так мы договорились по электронке), но ответа не было. Я звонила потом еще несколько раз, но так никто и не отвечал. И вот мы ночью (было уже часов 12) стоим под дверью наших апартаментов и думаем, где же нам переночевать. Такое с нами было впервые, и мы были в растерянности. В Португалии ночью кстати прохладно, лучше взять с собой теплые вещи, вечером погода резко меняется — это все океан). Стояли мы недолго, хозяин скоро перезвонил, он забыл где-то телефон по его сумбурному объяснению и успокоил нас, сказав, что едет к нам. Вскоре он приехал, мы заселились, и жизнь наладилась)

Альфаму посетить обязательно стоит, там можно прочувствовать настоящий дух Португалии. Альфама — это фаду, доносящиеся вечером из каждой кафешки, необыкновенная архитектура, азулежу, трамваи, которые с трудом помещаются на улице…

Путешествие на автомобиле по Атлантическому побережью Португалии вслед за западным ветром перемен
В Португалии бесконечное многообразие для отдыха. Можно нежиться на южных пляжах или проводить часы в картинных галереях Лиссабона . Можно отращивать печень, наливаясь коллекционными винами, портвейнами, мускателем и зеленым вином в долине реки Дору или наслаждаться бескрайними полями и простой кухней Алентежу . Можно подняться на гору Серра-да-Эштрела , на которой делают вкуснейший овечий сыр, а потом скатиться с ее снежной вершины на лыжах или сноуборде. Но есть еще один прекрасный вариант: отправиться в путешествие вдоль западного побережья от Кашкайша до Назаре.
Этот маршрут — для тех, кто обожает любоваться океанскими волнами, высокими скалами, дикими пляжами и маяками — торжественными символами романтики и целеустремленности.
Маршрут: Кашкайш — Магойта — Эрисейра — Санта-Круш — Пенише — Назаре — Мафра — 469 км
Продолжительность: 3 дня


Путешествие начинается в Лиссабоне. Остановитесь в этом городе на пару дней:

Теперь можно садиться в автомобиль и ехать по живописной автостраде в Кашкайш . Автострада получила у местных жителей название «Маржинал» (от португальского слова margem — переводится как «край», «поля книги» или, в данном случае, «берег») — из-за того, что она проходит по самой кромке воды: сначала по берегу реки Тежу, до места ее впадения в Атлантический океан, и далее, навстречу интересным открытиям.

Кашкайш

Стоит потратить полчаса и осмотреть скалу, известную как Бока-ду-Инферно (можно условно перевести как «Уста ада») . Это совсем недалеко от яхт-клуба Кашкайша, меньше чем в километре от маяка Санта-Марта . В отверстие в отвесной скале с ревом врываются волны. Ударяясь о скалы, соленая вода взбивается в белую пену, крутится в водоворотах и устремляется обратно в океан. Глядя на это буйство стихии, не понимаешь, почему скалы до сих пор не разорвало набегающими волнами, почему обрушившиеся камни не завалили эту адскую глотку. В городе немало указателей, направляющих на путь к этому внушительному творению природы. Парковка бесплатная, а для особо проголодавшихся совсем рядом есть пара ресторанов и кафе.
Если следовать маршруту, то можно увидеть величественный маяк Farol da Guia — один из первых, построенных в XVIII веке на государственные деньги. Сейчас в прилегающих к маяку зданиях располагаются службы Министерства национальной обороны, поэтому удастся ли вам пробраться за забор и прикоснуться к теплым камням коричнево-кремовой башни — это большой вопрос.
Дальше дорога выводит прямиком к пляжу Гиншу и начнет петлять горным серпантином, забираясь все выше. Слева маяк на Кабо-да-Рока , самой западной точке континента. Для планирования путешествия пригодится вот эта статья:

Дальше простирается Praia das Maçãs — «Пляж яблок» . По местной легенде, название появилось из-за того, что впадающая в океан речка, текущая среди фруктовых садов, частенько приносит к океану упавшие в воду яблоки. Поручиться за правдивость этой легенды сложно, потому что местные яблочные рощи уже не те, что раньше, и неохотно делятся с океаном своим урожаем, но в эту сказку хочется верить, потому что аналогия с яблоками — крепкими, сочными, румяными, здоровыми — очень подходит этому пляжу. Он просторный, с очень широкой линией песка и удобным входом в воду. Высокие холмы защищают от ветра, волны катятся на берег ласково и неспешно — словом, почти идеальная картина для отдыха.

Магойту

Крошечный пляж, расположенный вдалеке от всех больших и даже небольших городов. Несмотря на свою удаленность, он пользуется теплой и крепкой любовью туристов и местных жителей. Португальцы обожают проводить здесь соревнования по серфингу, особенно по боди-бордингу (вид серфинга, когда спортсмен не встает ногами на доску, а катится, лежа на ней грудью и животом). Для туристов здесь устроена прекрасная дощатая дорога, ведущая над песчаными дюнами меж невысоких сосен. По этой удобной тропе можно гулять под раскидистыми деревьями.
Обязательно отдайте должное блюдам в здешнем ресторанчике Dunamar (Ramp Beach Magoito) , прилепившемся к высокой скале: с его террасы открывается прекрасный вид на океан, блюда достойны самых лестных отзывов, а цены вполне демократичны. Здесь можно попробовать и редких моллюсков percebes , и любые закуски из морских гадов, и рыбу на гриле, а закончить все кофе со сладостями.

Одно из самых живописных и знаменитых мест на западном побережье Португалии, существует без малого 800 лет. Сейчас это всенародно любимый португальский курорт. Сюда на выходные и праздники стекаются лиссабонцы и жители других окрестных городов, чтобы позагорать на отличных пляжах. Всего в Эрисейре 10 официальных пляжей , для купания лучше всего приспособлены praia dos Pescadores (в самом центре города) и praia da Sul (чуть южнее центра) , а также Foz do Lizandro – наверное, самый удобный, хоть и находится не в самой Эрисейре. До него около 3 км, которые на машине вы проедете за 2-3 минуты, на велосипеде – за 5-7, да и пешком потратите не более получаса. Здесь есть и кафе, и рестораны, и серф-школа, и огромный пляж, но самое интересное – здесь в океан впадает речка, и любители спокойной воды могут проводить время на ее берегах, не подходя к океанским волнам.
Любителям полюбоваться на океан советуем прогуляться в Эрисейре вдоль пляжей Algodio и São Sebastião , а потом провести вечер в одном из ресторанов, которыми так славится Эрисейра — благодаря отличному качеству еды, солидным порциям и вполне демократичным ценам, которых не найдешь в столице. Например, в Ribas (Rua Mendes, 32) — морепродукты, Tik-Tapas (Rua 5 de Outubro n.7) — обязательно обратите внимание на здешнюю баранину или El-Rei (Rua Capitão João Lopes, nº 14) — рыба, мясо, напитки, отличный сервис и чудесный вид на закатный океан.
Мировую славу Эрисейра приобрела благодаря серфингу. Город получил звание World Surfing Reserve («Мировой заповедник серфинга»), он считается главным серф-курортом Европы и вторым в мире, уступив лишь Калифорнии. Основные серф-пляжи Эрисейры для профессионалов – это Ribeira-da-Ilhas и Coxos , а начинающие и «продолжающие» души не чают в Foz do Lizandro . Поэтому если хотите поглазеть на мускулистых парней и гибких девушек, рассекающих волны на лёгких досках — вам непременно нужно заглянуть в Эрисейру.
Если соберетесь заночевать в Эрисейре, учтите, что город это курортный, наполненный людьми, поэтому номер лучше бронировать заранее. Самым лучшим отелем считается 4* Vila Gale Ericeira , но также немало хостелов, серф-кемпингов и гостиниц в 2*. Например, можно попытать счастья в открытом всего год назад гостевом доме Blue Ocean – в нем есть номера с расчетом на любой кошелек.

Санта Круш

Двигаясь дальше на запад, мы попадаем в совершенно удивительный городок Санта Круш. Здесь находится несколько прекрасных пляжей для купания: белый песок, довольно спокойные для океана волны, солнце и прекрасный вид на безбрежные воды и живописные скалы. Выбирайте любой из пляжей: они плавно переходят один в другой, поэтому можно к этому отнестись как к выбору места для своего полотенца на огромном пространстве белого песка. Отдохнуть на этом пляже приезжают жители всех окрестных городов, и это действительно правильный выбор.
Самое удивительное, что кроме местных жителей о Санта Круше почти никто не знает. Кроме пляжей, здесь можно наслаждаться видами на живописные скалы, высоченную белую башню над набережной или свернуть в местный краеведческий музей, действующий в помещении старой водяной мельницы. Также совсем рядом с Санта Крушем расположен аэродром для маленьких 1-2-местных самолетов, и можно полюбоваться их взлетами и посадками.

Пениши

Город Пениши находится на выдающемся в океан мысе, поэтому здесь всегда ветрено и свежо. Поднимитесь на скалу с маяком, сделайте круг по всему мысу, чтобы полюбоваться на пляжи. Кстати, здесь тоже множество серферов, а пляж Supertubos давно уже стал местом проведения международных соревнований. Он огромен, тянется на несколько километров, а при хорошем ветре волны тут действительно сворачиваются в большие трубы, внутри которых так любят пролетать умелые серферы.
Впрочем, даже если человек не склонен к серфингу, ему стоит уделить внимание этому городу. Особенно если окажетесь здесь в феврале, в период карнавала: в Пениши уличное шествие – одно из самых красочных в этой части Португалии.

Полюбуйтесь на старую крепость и действующий рыбацкий порт, а то и вовсе отправляйтесь на корабле на недалекий остров Берленгаш — дикий и живописный, с особым природным миром, в котором португальские ученые постоянно находят питательную среду для новых открытий. Круизные суда компаний Julius и Nevada , а также паром Viamar отправляются из порта Пениши летом трижды в день (в 9.30, 11.30 и в 17.30) , в остальное время навигации (с 15 сентября по 15 мая) – только один раз в день, в 10.00, и возвращается обратно в 16.30 того же дня. Стоимость круиза от 18 евро летом и 10-15 евро в низкий сезон. При желании можно остаться и переночевать на острове в форте, переделанном под отель – наверное, это будет особое и весьма необычное времяпрепровождение, учитывая уединенность острова.

Пожалуй, Назаре — один из самых красивых городов Португалии. Если бы его не отделяло от столицы 130 км, он давно бы стал главным туристическим центром страны, а так пока остается местом для знающих и избранных.
Осмотр города нужно начинать с так называемого Ситио — места на высокой скале, откуда открывается потрясающий вид на город, пляж и безграничный океан. Здесь же стоит маяк Назаре, и именно отсюда серферы засняли подвиг гавайца Гарретта Макнамары, покорившего в Назаре рекордную волну высотой почти в 30 метров. Затем спускайтесь вниз на фуникулере, прогуляйтесь по набережной, купите у рыбаков сушеной рыбы, а у бабушек с корзинами — орехов, главного лакомства Назаре.
Если захотите пообедать – отправляйтесь в одно из многочисленных кафе или ресторанчиков на огромной набережной, или заверните на небольшую площадь, на которой среди других ресторанов расположился славящийся своими блюдами из морепродуктов O Casalinho (Praça Sousa Oliveira, 6) . И интерьер, и кухня в нем – выше всяких похвал.
Задержитесь в Назаре на ночь, чтобы понаблюдать за одним из самых живописных аттракционов, созданных самой природой, за тем, как горячее солнце, шипя, погружается в океан, заливая поверхность воды и неба жидким красным золотом. Чайки криками оплакивают ушедший день, но даже они, неразумные, знают: завтра солнце снова встанет над Португалией, и снова тысячи глаз будут смотреть на неспокойные волны всего западного побережья Португалии, от Кашкайша до Назаре.
Если захотите переночевать в Назаре, то стоит обратить внимание на дизайнерский отель Magic или эклектичный Pensao-Restaurante Ribamar .

Возвращаясь в Лиссабон, обязательно уделите время его пригородам, как минимум, Мафре. Единственная и главная достопримечательность в городе — огромный Королевский дворец , выстроенный в начале XVIII века. Дворец возводили, в буквальном смысле, всем миром. Розовый мрамор везли за 12 километров из Ламейраша, Перу Пинейру, Монтелавара; 92 колокола, самый больший подбор в мире, отливали в Антверпене; статуи святых выполнены итальянскими скульпторами из каррарского мрамора, а 6 органов из бразильского дерева на антифонах дворцовой церкви построены французскими военными с период оккупации Мафры с 1792 по 1807 год. Долгое время над музыкальными инструментами велись реставрационные работы, и 2 июня 2012 года они вновь заиграли вместе, как и два века назад. На концерте в честь открытия присутствовал знаменитый тенор Пласидо Доминго, в качестве спонсора.
Огромную королевскую библиотеку, расположенную тут же во дворце, по рассказам, стерегут от вредных насекомых летучие мыши. И это еще не все… Во дворце 1200 залов, 4 700 дверей и окон, и около 160 лестниц. Одним словом, Королевский дворец Мафры – огромное выдающееся чудо, которое нельзя пропустить. Дворец открыт со среды по пятницу с 10.00 до 16:45, в зимнее время (с 1 ноября) перерыв 13.00 – 14.00.
Кстати, на обратном пути из Португалии в Россию советуем почитать произведение нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «Воспоминание о монастыре», чтобы освежить воспоминания о чудесном путешествии и великолепном дворце.

Португалия - удивительная страна на самом краю Европы, славящаяся неповторимыми видами и своей особой атмосферой, которой можно насладиться в полной мере только знакомясь с местным колоритом самостоятельно, без гида и шумной толпы, успевая прочувствовать каждый миг и рассмотреть каждую деталь. Проще и удобнее всего сделать это, путешествуя по Португалии на машине. Ведь эта страна богата на всевозможные красоты и развлечения, расположенные не только близ крупных городов, но и в уединенных местах, куда общественный транспорт зачастую не ходит, а такси стоит очень дорого. Поэтому успеть прогуляться по прекрасным лимонным и апельсиновым садам, отдохнуть на лучших пляжах, посетить популярные аквапарки и полюбоваться живописными утесами за одну поездку можно, лишь самостоятельно выбрав маршрут по Португалии и арендовав автомобиль.

Путешествие по Португалии на машине поможет существенно сэкономить силы, время и деньги, а также получить максимум впечатлений. Территория этой страны невелика. При наличии авто ее легко проехать с севера на юг за 6-7 часов, благодаря чему можно смело планировать сложный маршрут по Португалии, включающий несколько городов и даже регионов, и на сравнительно небольшой отпуск. Также машина может пригодится при отдыхе в рамках одного города, ведь она позволяет с комфортом добраться куда угодно в любое время независимо от расписания городского транспорта.

Аренда машины в Португалии

Самый удобный и выгодный способ арендовать машину в Португалии - найти хорошую прокатную фирму в одном из крупнейших аэропортов, таком как аэропорты Лиссабона, Фару и Порту. Здесь выбор арендных компаний и предложений особенно широк, поэтому найти идеальный вариант несложно. Также преимуществом аренды авто в аэропортах Португалии стало удобное расположение офисов.

Многие из них находятся непосредственно в терминале, что существенно упрощает поиск и экономит время. Парковка у таких фирм, как правило, располагается у самого терминала, поэтому турист может уехать из аэропорта на арендованной машине сразу после заполнения необходимых документов. Однако самые дешевые авто в Португалии обычно предлагают прокаты, офисы которых находятся в 5-10 минутах езды на бесплатном фирменном автобусе. Поскольку такое расположение менее затратно, чем содержание офиса в аэропорту, подобные компании в большинстве своем отличаются очень умеренными ценами, особенно зимой. При этом необязательно начинать путешествие по Португалии на машине с хождения из офиса в офис в надежде найти лучшие условия. На нашем сайте можно найти и забронировать подходящий вариант заранее на русском языке .

В Португалии, как и по всей Европе, для получения авто понадобятся лишь заграничный паспорт, водительское удостоверение на пластиковой основе и кредитная карта на имя водителя с суммой, необходимой для внесения залога. Депозит замораживается на счету на время аренды. Если

Все для самостоятельных маршрутов по Португалии: особенности вождения и дорог

Автомобильное движение в Португалии практически ничем не отличается от российского. Манера вождения у португальцев довольно спокойная, не агрессивная. Перемещаться по Португалии на машине легко и приятно и многие туристы предпочитают осматривать страну именно на авто. Нередко в высокий сезон на дорогах отдыхающих даже больше, чем португальцев. Впрочем, это ничуть не помешает насладиться ездой по Португалии на машине. Ведь сеть автомобильных дорог в этой стране хорошо развита. Ее протяженность составляет порядка 80000 км. Покрытие дорог отличается высоким качеством, независимо от того, платные они или нет.

Обдумывая перед отправлением в Португалию маршруты самостоятельного тура, особенно пролегающего близ Лиссабона, важно помнить, что не везде можно проехать бесплатно. Помимо обычных дорог со свободным проездом, здесь встречаются и автобаны или хайвеи, обозначающиеся в Португалии как autoestradas или просто А. Эти скоростные трассы с идеально ровным покрытием отлично оснащены. Понятные указатели, четкая разметка, катафоты, разделительные барьеры и многочисленные придорожные кафе, заправки и магазины делают передвижение по Португалии на машине простым и комфортным, но в то же время быстрым. На автострадах разрешена скорость до 120 км/ч.

Как и все удобное и современное, скоростные магистрали стоят денег. Тарифы проезда преимущественно умеренные и варьируются в зависимости от конкретной дороги и класса автомобиля. Оплатить использование автострады можно как наличными, так и картой. Тем не менее рекомендуем взять в путешествие не только виртуальные, но и реальные деньги. От сбоев пластиковых карт не застрахован никто. В этом случае автомобилист получает чек, который нужно будет оплатить на почте. При продолжительных поездках по Португалии на машине оптимально использовать Via Verde - компактный прибор для моментальной бесконтактной оплаты проезда, который сдается в аренду в ряде фирм проката авто и на некоторых станциях технического сервиса, продается в специализированных центрах. Прибор позволяет ехать по выделенной полосе без остановок и шлагбаумов, ведь оплата считывается автоматически при въезде под ворота Electronic Toll, отмеченные зеленым знаком V.

Также, знакомясь с Португалией на машине, стоит обратить внимание на кольцевые перекрестки. Здесь приоритет у тех, кто едет по кругу. Благодаря этому правилу перекресток регулируется без участия светофора.

Португалия на машине: где остановиться

Выбор размещения в Португалии велик, а стоимость разнообразна. Зимой цены на апартаменты с кухней начинаются с 10 евро за ночь. Летом проживание в гостевых квартирах и отелях стоит несколько дороже, но благодаря многообразию вариантов удачное предложение найдется в любой сезон, если начать поиск заблаговременно.

Куда поехать в Португалии. Лиссабон самостоятельно

Лиссабон - столица Португалии, куда прилетает основная масса туристов. Современный город с многовековой историей будет интересен как ценителям архитектуры и древних артефактов, так и любителям шоппинга, бурной ночной жизни и ленивого отдыха на пляже. Ведь здесь старинные замки, соборы, музеи и археологические раскопки гармонично сочетаются с торговыми центрами, известными бутиками, рынками, атмосферными барами, клубами и пляжами. Чтобы посмотреть все эти популярные места Лиссабона самостоятельно, несомненно понадобится машина. В особенности когда этот город - лишь часть маршрута по Португалии.

Однако, останавливаясь в Лиссабоне всего на несколько дней, можно обойтись и без нее. Если автомобиль нужен, только чтобы добраться от аэропорта, его легко заменит трансфер. Эта услуга включает в себя встречу по прилету и доставку туриста до дверей отеля. Цена вопроса буквально 10 евро.

Маршрут по Португалии из Лиссабона в Алгарве

Лучшие самостоятельные маршруты на север Португалии

После отдыха в Алгарве самое время отправиться в северные регионы. Это наиболее длинный маршрут по Португалии, а значит, не лишним будет отдохнуть , который по совместительству является винным домом и знаменитым рестораном. В магазине при этом любопытном заведении продается вино местного производства, которое станет отличным подарком родным и друзьям.

Север Португалии притягивает путешественников красивейшими городами. Порту, Коимбра и другие значимые места туризма и отдыха никого не оставят равнодушным. Останавливаясь в старинных городах, помните, что их центр довольно тесен и не богат на парковки. Посещая эти населенные пункты Португалии на машине удобнее поселиться на окраине города. Если же хочется по-настоящему прикоснуться к природе и традициям виноделия, стоит отправиться в долину Дауро - винную «столицу» Португалии, регион, раскинувшийся на обширной территории.

Путешествие на автомобиле по Португалии даст вам много интересных моментов, роскошных пляжей, где приятно провожать закат, возможностей открывать новые города и неизведанные уголки этой чудесной страны. . Отмечайте любимые типы отдыха и комфортную погоду, знакомьтесь с подходящими регионами и отдыхайте в Португалии самостоятельно по собственному маршруту.

Конечно, я не перестаю восхищаться Португалией: эта страна понравится и тем, кто обожает Европу и тем, кто любит Азию. Но при этом это абсолютно уникальное, ни на что непохожее, место. Здесь много истории, замков, дворцов, средневековых соборов, здесь свой уникальный архитектурный стиль (называется неомануэлино), поэтому для любителей истории здесь действительно рай . Хотя даже если вы и не фанат старинных сооружений (как я), то вы все равно будете в восторге. Например, парк и дворец Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira) произвел на меня сильнейшее впечатление (о нем я написал ), гораздо сильнее, чем замки французской долины Луары, и не своим величеством и помпезностью (т.к. они скорее очень скромные), а как раз необычным архитектурным стилем, душой, игрой со светом и какой-то утонченностью, бесконечным вниманием к деталям.


Честно говоря, посоветовать какой-то универсальный маршрут по Португалии очень тяжело: кто-то больше любит природные красоты и виды на океан, а кто-то как раз фанат старых замков. Поэтому прежде всего универсальный — значит сбалансированный, но если кому-то больше нравится что-то одно, то он сможет подкорректировать маршрут, т.к. ниже я опишу какое место чем привлекательно. А второй баланс в соотношение провинции и крупных городов. Мне сейчас больше всего импонирует аутентичная глубинка: не кишащие туристами замки и рестораны на центральной площади, ухоженные домики, спокойные люди, местный неподдельный колорит — вот, что действительно впечатляет и оставляет правдивое впечатление о стране. Но когда едешь в первый раз лучше все-таки начать с крупных городов, а углубляться уже в последующие разы. Поэтому в конце я напишу какие города посетить в первую очередь, а какие в последующие разы.

Итак, маршрут при первом приближении: Лагуш (6 ночей на пляжный отдых) — Лиссабон (7 ночей на осмотр окрестностей) — Баталья — Буссако (ночь) — Порту (6 ночей на осмотр окрестностей).

Как видно в Португалии нет больших расстояний, весь маршрут между основными точками занимает 6 часов 41 минут по платным скоростным дорогам. В среднем 2 часа с небольшим между местам ночевки. Его можно начать с юга (пляжный отдых) а закончить на севере (осмотр достопримечательностей, прогулки по большому городу), либо наоборот. Но я начал с юга на север, потому что на юге машина будет полезна каждый день, а, доехав до Порту, машину можно почти сразу сдать. Где и как бронировать машину и на что нужно обратить внимание во время путешествия на машине я описал в предыдущем . Рассчитан данный маршрут на три недели: неделя на юг, неделя на центральную часть, неделя на север. Этого вполне достаточно, чтобы и отдохнуть и составить полноценное впечатление о стране. Но если сроки у Вас меньше, а интересы больше в сторону историко-архитектурных достопримечательностей (или наоборот, в сторону природно-пляжных мест), то мое описание ниже поможет скорректировать маршрут.

Как уже написал, маршрут условно поделен на три части: север, центральная часть и юг Португалии. В общем смысле: север более интересен в плане истории, когда как на юге смотреть практически нечего, кроме океана. А центр — это что-то посередине, здесь можно найти и непревзойденные дворцы с парками и потрясающие мысы и пляжи.

1. Юг.

В плане познания страны юг скучноват, курорт — он и есть курорт. Поэтому единственное, чем он хорош — это пляжным отдыхом. Так что, если вам это неинтересно — смело выкидывайте эту часть маршрута: на океан, пляжи, мысы можно посмотреть и в центральной части. Да, водичка здесь теплее, но ненамного.

Все дворцы, музеи, монастыри, замки работают в основном с 10 утра до 17:30\18:00, но перед посещением лучше уточняйте время работы через Интернет.

Кстати говоря, если поедете из Синтры до Мыса Рока или наоборот, проедьте по N247. На мой взгляд, это очень красивая дорога вдоль речки и железнодорожных путей, особенно на закате.

Ещё один семейный ресторан с грилем есть недалеко от Синтры, добраться до него можно только на машине, т.к. работает он с 7 вечера, то лучше после Синтры сразу ехать туда, а потом вернуться в Лиссабон уже. Называется Moinho Iberico и находится по адресу: Avenida Moinhos Arneiro, 110/112 | Magoito, Синтра. Не пугайтесь малолюдности и почти пустой дороги до него, у ресторана всегда будет много машин и много народу внутри, его легко опознать по мельнице (Moinho с португальского - мельница), работает как и все с 19 до 23, кроме вторника. Забронировать столик можно по телефону +351 916 343 970 или по почте [email protected], там хоязин уже мужчина со своей сестрой, всегда общается с гостями, и такого типа заведений в России пока нет.

Если после всего этого захочется ещё больше музеев, то маршрут можно скорректировать:
1) Съездить одним днем в Томар (Tomar), с возвращением обратно в Лиссабон: посмотреть замок и монастырь Христа, который включает примеры самых разных архитектурных стилей, в том числе и мануэлино.
2) Потратить на промежуток между Лиссабоном-Порто не сутки, а двое (отобрав при этом эти сутки либо у Порто, либо у Лиссабона), посетив Баталью (монастырь Санта-Мария да Витория), Алкобасу (монастырь Санта Мария де Алкобаса), Лейрию (замок-крепость на холме) и Коимбру (университет Universidade de Coimbra и парк «Маленькая Португалия» , кстати действительно очень интересный). Дополнительно остановиться можно в одном из этих городов, например, в Лейрие. И хотя монастырь в Баталье оставляет одно из самых сильных архитектурных впечатлений наравне с дворцами Синтры, у меня было ощущение, что я уже все это видел, поэтому и исключил этот город из основного списка.
3) Тоже самое, что и 2 — только захватить ещё и Томар, за двое суток получится очень интенсивное путешествие. Переночевать можно в Лейрие.

Место для ночлега перед поездкой в Порто — Bussaco — гостиница-замок с потрясающем садом. И ещё, когда будете выбирать отели в других местах, помните что очень много различных замков-гостиниц, кинт, поместей (винодельческих), где можно остановиться. Все это гораздо больше погружает в мир Португалии, дает больше колорита, чем современные гостиницы.

3. Север

В первую очередь, это конечно город Порту (Porto), здесь очень много всего, просто концентрат Португалии: город, в котором на небольшом пространстве можно увидеть многое из того, что присуще этой замечательной стране: церкви, башни, дворцы, крепостные стены и средневековые соборы, ажурные мосты и тут же бедные заброшенные скошенные дома с заколоченными окнами. Как и вся Португалия, Порту вроде бы очень живописный при поверхностном взгляде, пугающий неопрятностью и бедностью при приближении, и в конечном счете удивительный и не оставляющий равнодушным город. В Порту в кайф отправиться на набережную Рибейру, проитись по Мосту Луиша, заглянуть в винные подвалы. Стоит сразу сказать, что и летом, в отличии от центральной части, погода здесь может быть совсем не солнечной. Здесь много хороших ресторанов местной кухни, достаточно открыть TripAdvisor, но я хочу посоветовать один достаточно интересный ресторан Palco при отеле Teatro (который кстати также достаточно интересный и удобно расположен). Адрес: Rua de Sa da Bandeira 84, Порту 4000 -427. Забронировать столик: +351 220 409 620 или почта [email protected]. Этот ресторан в отличии от всех других, что я советовал, совсем другой категории, отмечен мишленовскими звездами, внутри утонченная атмосфера. Здесь советую не отдельное блюдо заказывать, а брать «тур», т.е. вам принесут 4-5 блюд (небольшие порции, но в сумме будет очень сытно) и соответственно 5 вин к нему. Очень недорого, но при это получается некое такое гастронимческое путешествие по блюдам Португалии в изысканной форме.

Даже для тех, кто не очень любит архитектуру, рекомендую проехать по однодневному маршруту Гимарайнш (Guimaraes)-Бом Жесус (Bom Jesus)-Брага (Braga).

Есть еще недалеко от Браги и рядом с Fafe забавный домик «Флинстоунов» , его координаты: 41.488202°, −8.067809° (напоминает деревню Монсанту, которую я не включил в маршрут, т.к. она находится у восточной испанской границы, о нем я расскажу ещё в самом конце и если у вас получится вставить это местечко в маршрут — обязательно сделайте это, т.к. это одно из самых интересных мест португальской глубинки) и дорога туда выразительная.

А для тех, кому не хватило океана в Лиссабоне или на юге, посоветую съездить в один из этих городов: Вила ду Конди (Vila do Conde), Виана ду Каштелу (Viana do Castelo), Кошта Нову (Costa Nova do Prado). В первом пляжи самые широкие и песчаные, тянущиеся на несколько километров — одни из самых известных в северной Португалии. И погулять там тоже можно. В Виана ду Каштелу больше исторического центра и можно подняться на фуникулере наверх к базилике, откуда открываются потрясающие виды на речку Лиму, город и океан. В Кошта Нову кроме океана могут быть интересные полосатые домики, которые раньше так красили, чтобы рыбаки могли видеть свой дом издалека и причаливать с уловом поближе к дому.

Теперь список мест в Португалии отсортированный туристической значимости (* - must see, ** - можно посмотреть во второй приезд или при наличии времени, *** - при желании углубляться)

*: Лиссабон и окрестности (4-7 дней и больше), Синтра (2 дня), Буссако (переночевать и пол дня), Порту (3-4 дня и больше), Брага (Бом-Жезуш), Гимарайнш (за один день Гимарайнш и Бом-Жезуш, хотя в Гимарайнш можно и день провести).
**: (прибрежный городок с пляжем, пол дня), Монсараш (маленький городок, 3 часа), Марвао (город-грепость, 3 часао), Монсанту (крутой город, пол дня), Сортелья (деревушка, пол дня), Каштелу-Родригу (деревушка и замок, 3 часа), Пенедону (замок, 3 часа).

Ламего (Lamego), Шавеш (Chaves), Амаранте (Amarante), Барселуш (Barcelos), Понте де Лима (Ponte de Lima) — малоизведанные уголки северной Португалии. В Ламего (Lamego) построена лестница и церковь наподобие Бом Жезуша. Шавеш (Chaves) — очаровательный древний городок, сонный и тихий, с массой интересных, но не великих достопримечательностей. Интересный Понте де Лима (Ponte de Lima) с его огромным рынком на берегу реки, а также длинючий римско-средневековый мост.

И вот по этим северным малоизведанным городам могу предложить такой маршрут с возвращением в Порту: Porto — Amarante —Lamego — Chaves (ночевка) — Nationa Park Peneda-Geres (но многого от него ждать не стоит) — Ponte de Lima — Viana do Castelo (ночевка, там кстати доступно для ночевки много кинт, различных поместей с прекрасном видом и т.д.) — Braga — Bom Jesus - Guimaraes — Porto. Получается трое суток, но при желании в Viana do Castelo можно остаться и на две ночи.

В принципе маршрут можно и развить в сторону Испанской Галиссии, доехать через Santiago и другие города до A Coruna, посмотреть океанскую мощь на мысах (Cabo Finisterre, Cabo Esata de Bares и т.д.), но это уже совсем другая история.

Ещё остались города восточной «средневековой» Португалии: Монсараш (Monsaraz), Марвао (Marvao), Монсанту (Monsanto), Сортелья (Sortelha), Каштелу-Родригу (Castelo Rodrigo), Пенедону (Penedono). Это ещё более малоизведенные города (а некоторые просто поселки), все достопримечательности внутри этих городов бесплатны и открыты круглосуточно, включая замки. Там просто нет смотрителей, как и нет туристов. Иногда это оставляет впечатление недолговечности, т.к. никто не ухаживает и не поддерживает. Монсараш (Monsaraz) — маленький городок на холме. Тихие улочки за мощными стенами, белёные стены домов, небольшой замок в уголке, отличный вид на окрестности, засаженные пробковыми дубами. Марвао (Marvao) — довольно интересный город-крепость, обнесен мощной стеной по периметру. Монсанту (Monsanto) — жемчужина Португальской глубинки, там очень красиво. Сортелья (Sortelha) — ещё одна душевная и колоритная средневековая деревенька. Каштелу-Родригу (Castelo Rodrigo) — здесь красивые панорамные виды. Пенедоно (Penedono) — не самый очаровательный поселок, но зато с аутентичным замком.

Соответственно проехать по этим городам можно вдоль восточной границы от Лиссабона к Порту, либо наобоот, на обратном пути.

Вот собственно и все. На основе всех представленных мною маршрутных модулей можно легко составить свой маршрут как для первой поездки по Португалии, так и для второй. Так что всем желаю хорошего путешествия!

P.S. Говорят самый лучший путеводитель по Португалии —

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

1 /15

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо: