Сейбл остров который движется. Мрачные тайны дрейфующего острова сейбл

Декабрь 18, 2013

Остров Сейбл, принадлежащий Канаде, является одним из самых таинственных, загадочных и странных мест на карте Земли. Находится он рядом с Галифаксом, канадским портом, на севере Атлантического океана. Как раз в этой точке происходит встреча теплого течения Гольфстрим с холодным Лабрадорским течением.

Перевод названия острова с разных языков будет звучать, как « песок», «черный, траурный цвет». А жители Канады называют его не иначе, как «щупальца осьминога». Странно…

Размеры и форма острова Сейбл также особенны. Он напоминает полумесяц, который имеет длину немногим более 40 км. Наибольшая ширина его – примерно 1,5 км.

Загадки кочующего острова Сейбл

Проклятый остров, убийца кораблей, пожиратель суден, коварное место – таких эпитетов удостоен этот небольшой остров. В чем же дело? Оказывается, эта узкая полоска суши постоянно перемещается с невероятной скоростью – почти 200 метров в год! Сам остров часто покрыт густыми туманами. Невысокий и плоский, спрятавшийся во мгле он, будто бы, ждет добычу, скрываясь за водами холодного океана. Во время сильного шторма и высоких волн заметить остров-призрак совсем невозможно.

На острове Сейбл песок может менять свой цвет, подстраиваясь под цвет вод океана. Это – еще одна невероятная особенность странного острова. Очертания острова постоянно изменяются, ведь сильное течение размывает песок с одной стороны и намывает его с другой. Этим и обусловлена высокая скорость движения острова в восточном направлении. Геологи в недоумении. Такое движение – нонсенс… Ведь Сейбл находится на мощной тектонической плите, которая дрейфует всего лишь на миллиметры в год! Получается, что этот остров двигается быстрее, чем дно океана! Неясно до сих пор, почему это происходит.

«Кладбище Атлантики» — второе название зловещего острова Сейбл. Рядом с островом произошло более 300 крушений кораблей. Если корабль выбрасывало на этот клочок суши, его ждала страшная участь. Зыбучие пески кочующего острова за пару месяцев проглатывали корабль. Пейзаж острова довольно мрачен. Иногда Сейбл, словно желая навести ужас на окружающий мир, возвращает на поверхность остатки кораблей. Они откуда-то снова появляются на поверхности острова.

Есть ли жизнь на зловещем острове Сейбл?

На острове растет лишь трава и редкие невысокие растения. Все деревья, высаженные здесь, погибли. Здесь живут дикие лошади, похожие на пони, которых насчитывается около трехсот и большая колония редких тюленей – тевяков. Дикие животные приспособились к тому, что вокруг – лишь зыбучие пески и океан. В начале 1960 года государство взяло обитателей острова под свою защиту. И сейчас это удивительное творение природы является национальным достоянием и заповедной зоной. Поэтому посетить кочующий остров Сейбл можно только после получения специального разрешения.

Жизнь на коварном острове, конечно, нелегка и опасна. Постоянно здесь находится всего лишь не более 30 человек. Это – сотрудники метеорологической станции. Они стараются предотвратить новые кораблекрушения в этих зловещих водах. Власти Канады предприняли меры, повышающие безопасность судоходства. Были построены несколько маяков. После обеспечения более-менее нормальной видимости рядом с берегами Сейбла страшные катастрофы у острова прекратились.

Остров Сейбл, это странное и загадочное творение природы, неуклонно продолжает свое движение. С какой целью, куда и под влиянием каких факторов, кроме известных ученым течений движется этот остров, больше похожий на непонятное таинственное существо, пока ответить не может никто. Исследователи продолжают изучать этот феномен, но до разгадки тайн кочующего острова еще далеко…

Кочующий остров Сейбл фото

Остров сейбл снискал себе дурную славу, что его стали называть "Пожирателем Кораблей", "кладбищем кораблей", "смертоносной саблей" или просто "островом кораблекрушений". Этот остров расположен в 110 милях к юго-востоку от Галифакса. Материковая отмель, где холодное лабрадорское течение встречается с теплым течением Гольфстрима. Словно гигантская щупальца сейбл протянулся с Запада на Восток на 24 мили. Это мрачное, загадочное и таинственное место бывалые моряки прозвали гробницей Атлантики.

Загадочный остров давно ученых интересует. Установлено, что берега западной оконечности острова методично размываются, благодаря сильному морскому течению. Не прекращающиеся ни на минуту, гонимые ветром волны, монотонными мощными ударами, методично размывают западную оконечность острова. Самое удивительное в том, что вопреки законам физики и логике вещей, западная оконечность острова постоянно обрастает новыми песчаными наносами. Эти песчаные наносы постоянно растут, словно живая ткань. А им просто неоткуда взяться! Однако они растут!
Для ученых остается загадкой то факт, что в результате подобных процессов, длина этого острова практически не меняется на протяжении многих сотен лет! Остров сейбл, как страшный песчаный слизняк, медленно, но верно, движется, причем постоянно, в восточном направлении. В течение последних двухсот лет, как выяснили исследователи, остров невезения "Прополз", тихо и незаметно, по бурным просторам океана более 10 морских миль. Остров двигается со средней скоростью примерно 200 метров в год! Для ученых это загадка.
Известно, что любой остров является вершиной подводной горы, а гора находится на тектонической плите. Тектонические плиты, как куски мозайки покрывают всю нашу планету. Не исключение и остров сейбл. Значит, этот остров должен "Дрейфовать" с такой же скоростью, с какой двигается тектоническая плита, на которой он стоит. Но, скорость ее движения - несколько миллиметров в год (иногда больше. Удивителен еще тот факт, что высота острова над уровнем моря ничуть не меняется и является очень незначительной. Сейбл абсолютно незаметен для мимо идущих кораблей, особенно при волнах. Абсолютно загадочное и непонятное природное явление. Этот клочок суши, с его минимальной высотой, быстрым перемещением, постоянными туманами, как будь - то созданный на погибель мореплавателям, снискал себе довольно мрачную славу, распространившуюся по всем океанам, морям и портам мира. Это совсем не полный набор всех "Прелестей". Понятно, почему моряки замолкают даже при упоминании этого острова.
На протяжении столетий мореходы стараются обходить далеко стороной этот блуждающий остров. Но сделать это удается не всем. Практически весь год здесь здесь стоит жуткая непогода, и только по чье-то неведомой команде, в июле, море внезапно становится ласковым, делая доступной высадку на остров со шлюпок. Несмотря на тихую погоду, высадку можно сделать только на северной стороне острова. Желающих побывать на этом острове всегда было немного. Коварная неприятность для проходящих мимо судов - острые рифы и мели окружающие остров, имеющие уникальное свойство - они принимают цвет морской воды, и остаются абсолютно незаметными, для неживой природы совершенно не свойственная способность мимикрии. Можно только догадываться, сколько кораблей нашли свой бесславный конец вблизи этого острова. Остров сейбл много сокровенных тайн хранит.
Перед начало второй мировой войны по миру разнеслась сенсация. Той весной, в районе острова сейбл, бушевали шторма необычной силы. Гигантские водовороты, подобно огромным насосам или землеройкам, сняли с загадочного острова сотни тонн песка. На острове образовалась огромной глубины яма. Все походило на то, что само море решило приоткрыть завесу тайны, которая окутывает этот остров невезения. Экспедиция, высадившаяся на сейбл, обнаружила останки восьми судов. А главное то, что под обломками шхуны "Святая Луиза" был обнаружен остов римской античной галеры! И это в какой-то сотне миль от побережья Канады! Пока ученые спорили, как же это могло произойти, разразился жуткий шторм, который бушевал несколько дней. После то как шторм утих, приоткрывшаяся гробница кораблей, была занесена тоннами грязного сырого песка, намытого волнами.
В конце 70-х годов 20 века, после прошедшего очередного шторма, из песка был виден нос американского корабля, который бесследно исчез еще в 19 веке, вместе с грузом и со всей командой. Остов корабля, на протяжении нескольких дней, был отчетливо виден с проходящих мимо судов. Как повелось, после очередного сильнейшего шторма, песок вновь похоронил в своей толще это судно.
Остров сейбл неоднократно посещали научные экспедиции. Не так все просто. "Гробница Атлантики" умеет хранить свои тайны. Попытки начать раскопки на острове оканчивались неудачей. Вырытые на острове ямы немедленно заполняла морская вода. Откуда вода в центре острова - загадка!
В конце 20 века, исследователями аномальных явлений, была выдвинута довольно оригинальная и смелая гипотеза. Согласно этой гипотезе - остров сейбл - не что иное, как инопланетный живой организм, который функционирует по непонятным и неизвестным земной науке законам. Основой жизнедеятельности этого организма является кремний, а не как у нас углерод. А кремний - это песок! Главной опасностью, подстерегающей проходящие суда, являются зыбучие пески отмелей, так называемая "Трясина Океана". Зыбуны острова в буквально смысле поглощают попавшие в них корабли. Известно достоверно, что суда 100 - 120 метров длиной, и водоизмещением в 5 тысяч тонн, в течение 2-3 месяцев полностью исчезали с глаз.
Блуждающий остров сейбл, несомненно является загадкой. Возможно когда-нибудь мы все его тайны узнаем. Ezomir.

Как только судно коснется килем зыбучих отмелей Сейбла, оно обречено на гибель.

Дэвид Джонсон, смотритель маяка

Соболь, сабля или песок?

Произошло это случайно, когда летом я летел из Мурманска на Кубу. Наш Ту-114, минуя южное побережье Гренландии, должен был пролететь над Сейблом, затем выйти на трассу, идущую вдоль восточного побережья Североамериканского материка — до Гаваны. Я попросил летчиков показать мне остров, о котором много лет собирал сведения в лоциях и старых картах, в географических книгах и путевых заметках. Стоял ясный солнечный день, и облаков под самолетом не было. Сквозь широкие иллюминаторы кабины с высоты восьми тысяч метров — в бортовой бинокль, которым мне разрешили воспользоваться пилоты, — я увидел в застывшей синеве океана узкую изогнутую полоску. Вдоль южного берега острова отчетливо виднелась широкая белая кайма прибоя.

Блеснуло на солнце продолговатое озеро, металлические крыши пяти-шести строений и десяток алюминиевых домиков, похожих на ангары. Можно было различить радиомачту, два ажурных маяка и неподвижный вертолет. Так, «на высоком уровне», состоялось мое очное знакомство с островом Сейбл.

На протяжении почти пяти столетий название острова вселяло ужас в сердца мореплавателей, и, наконец, он снискал столь мрачную славу, что его стали называть «островом кораблекрушений», «пожирателем кораблей», «смертоносной саблей», «островом призраков», «кладбищем тысячи погибших кораблей».

До сих пор никто точно не знает, кто открыл этот злополучный кусок суши, проклятый многими поколениями мореходов. Норвежцы утверждают, что первыми наткнулись на него викинги, еще до Колумба ходившие океаном в Северную Америку. Французы считают, будто первооткрывателями Сейбла были рыбаки Нормандии и Бретани, которые в самом начале XVI века уже промышляли треску и палтуса на ньюфаундлендских отмелях. Наконец, англичане, которые после французов присовокупили остров к своим некогда обширным владениям, заявляют, что остров открыли их китобои, осевшие на берегах Новой Шотландии и Ньюфаундленда.

Некоторые британские географы, говоря об этом, ссылаются на само название острова: первое значение слова «SABLE» в английском языке — «соболь». Странно, не правда ли? Ведь соболи на этом острове никогда не водились. Может быть, дело в том, что изображение острова на карте напоминает прыгающего зверька? Некоторые этимологи склонны видеть в названии острова своего рода исторический казус. Они полагают, что ранее остров обозначался на английских картах словом «SABRE» и что какой-то картограф по ошибке заменил «R» буквой «L». Кстати говоря, «SABRE», что значит «сабля», как нельзя лучше подходит к острову, действительно похожему на ятаган. Второе значение слова «SABLE» (с поэтическим оттенком) — это черный, мрачный, печальный, страшный — в применении к «острову кораблекрушений» тоже вполне объяснимо и логично.

Большая часть современных географов и историков, впрочем, сходится во мнении, что Сейбл открыл французский путешественник Лери, совершивший в 1508 году плавание из Европы на «Землю Бретонцев» — полуостров, который позже англичане нарекли Акадией и еще позже — Новой Шотландией. Возможно, что правы сторонники именно этой версии, утверждающие, будто мореплаватель Лери дал новому острову французское название «SABLE». Ведь по-французски это означает «песок», а остров на самом деле только из песка и состоит.

На картах XVI столетия, изданных во Франции, Англии и Италии, длина острова оценивается в 150—200 миль, а уже в 1633 году голландский географ Иоханн Ласт, описывая Сейбл, сообщает: «...остров имеет в окружности около сорока миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу как место постоянных кораблекрушений».

Сейбл расположен в 110 милях к юго-востоку от Галифакса, близ материковой отмели — как раз в том районе, где теплый Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением. Именно это обстоятельство и привело к образованию здесь гигантской песчаной серповидной насыпи, которая когда-то простиралась до мыса Код. Геологи считают, что Сейбл — не что иное, как выступившая из-под воды вершина этого серпа.

В своем нынешнем состоянии остров вытянулся с востока на запад на 24 мили. Преобладающий рельеф — дюны и песчаные холмы. Местами встречаются участки травянистой растительности. Самая высокая здесь «гора» — холм Риггин-Хилл, высотой 34 метра. В четырех милях от западной оконечности острова расположено полусоленое озеро Уоллас не более четырех метров глубиной. Хотя оно не сообщается с океаном, волны все же попадают в него, перекатываясь через дюны.

Западная оконечность острова под непрерывным действием течений и волн Атлантики постепенно размывается и исчезает, а восточная — намывается, удлиняется, и таким образом остров непрерывно перемещается на восток, постепенно удаляясь от берегов Новой Шотландии. Подсчитано, что за последние двести лет Сейбл «прошагал» по океану почти десять морских миль. Известна и нынешняя скорость его передвижения — около 230 метров в год.

Высота Сейбла над уровнем океана, как мы уже знаем, невелика, и поэтому с моря он почти неприметен. Только в очень погожие дни с палубы судна можно различить на горизонте узкую песчаную полоску.

А ясная погода бывает здесь лишь в июле, когда неистовство океана стихает, и к острову с северной стороны можно подойти на шлюпке.

Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Казалось бы, чудесное утро должно закончиться столь же красивым закатом. Но бог весть откуда появившаяся пелена свинцовых облаков застилает солнце, небо чернеет, и вот уже в дюнах тонко свистит ветер. Он крепчает, воет, срывает с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан... Из-за этого секущего песка на острове нет ни одного дерева, даже кустов. Лишь в долине между двумя грядами дюн растут чахлая трава и дикий горох.

Главная опасность, которая подстерегает суда у Сейбла, — это зыбучие пески отмелей, своего рода «трясина океана». Моряки и рыбаки всерьез говорят, что они имеют свойство принимать цвет океанской воды. Зыбуны коварного острова буквально поглощают попавшие к ним в плен корабли. Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях Сейбла пароходы водоизмещением в пять тысяч тонн, длиной 100—120 метров полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев.

Известный американский ученый Александр Грэхэм Белл поспешил на помощь французскому пароходу «Ла Бургонь», терпевшему бедствие 4 июля 1898 года близ Сейбла. Ученый был уверен, что часть людей с парохода добралась до Сейбла, ожидает там помощи. Белл на свои личные деньги организовал спасательную экспедицию, прибыл на остров и тщательно его обследовал. Увы, спасшихся после катастрофы там не оказалось. В ожидании парохода Белл прожил на острове несколько недель, поселившись в доме смотрителя маяка Бутилье и спасателя Смолкомба. В июле 1898 года Белл писал: «Барк «Крафтон Холл» сел на мель в апреле этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня лески поглотили жертву полностью».

По сохранившимся на спасательной станции острова документам смотритель маяка Джонсон нанес на карту Сейбла места и даты гибели судов начиная с 1800 года. И выяснилось, что каждые два года здесь терпели крушение в среднем три судна.

А что было до 1800 года?

Движущийся и изменчивый Сейбл со времен древних викингов был постоянен только в одном: в своей непримиримой вражде к проходившим мимо судам.

Исторические документы — например, многочисленные тома «Летописи кораблекрушений», морские хроники и прочие источники — позволяют судить, что и в далекие века Сейбл служил гигантским корабельным кладбищем Северной Атлантики. Здесь, под многометровой толщей песка, покоятся острогрудые челны отважных викингов, неуклюжие каракки и галеоны испанцев и португальцев, гулеты рыбаков Бретани, прочные сосновые корабли нантакетских китобоев, английские смэки, кутеры из Гуля, тяжелые трехмачтовые корабли Вест-Индской компании, изящные американские клиперы... И эта канувшая в Лету армада парусников придавлена тяжелыми корпусами затонувших пароходов, плававших под флагами всех стран мира. Одни наткнулись на него, плутая в тумане и пелене дождя, других вынесло на отмели течение, а большая часть кораблей нашла здесь последнее пристанище во время штормов.

После каждого шторма Сейбл до неузнаемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад штормы промыли в северной части Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая гавань, которая в течение долгих лет служила рыбакам убежищем. Но однажды очередной сильный шторм закрыл вход в бухту, и в этой ловушке навечно остались две американские шхуны. Со временем бывшая гавань превратилась во внутренний пресно-соленый водоем длиной в семь миль. Сейчас озеро Уоллас служит посадочной площадкой для гидросамолетов, которые доставляют на остров почту и продукты.

Иногда песчаные отмели и дюны острова, переместившись под действием океанских волн, открывают взору человека останки кораблей, исчезнувших давным-давно. Так, четверть века назад из зыбучих лесков «воскрес» прочный тиковый корпус американского клипера, который пропал без вести в прошлом столетии. А три месяца спустя над корпусом вновь выросли дюны высотой 30 метров... Время от времени обнажаются сломанные мачты и реи парусных кораблей, пароходные трубы, котлы, куски проржавевших океанских лайнеров и даже подводных лодок.

Сейбл — один из самых добросовестных и щедрых поставщиков уникальных экспонатов в несуществующий музей романтических реликвий прошлого. Нынешние обитатели острова находят в дюнах ржавые якоря, мушкеты, сабли, абордажные крючья и в огромных количествах старинные монеты... В 1963 году смотритель маяка обнаружил в песке человеческий скелет, бронзовую пряжку от сапога, ствол мушкета, несколько пуль и дюжину золотых дублонов чеканки 1760 года. Позднее в дюнах нашли толстую пачку банкнотов — английских фунтов стерлингов середины прошлого века — на сумму десять тысяч.

Некоторые подсчеты показывают, что стоимость покоящихся в песках Сейбла ценностей составляет по современному курсу почти два миллиона фунтов стерлингов. Это только, если учитывать суда, о которых сохранились сведения, что в момент гибели они несли на борту ценный груз.

Робинзоны-каторжане и всадники-спасатели

Первыми поселенцами Сейбла были потерпевшие кораблекрушение: для них этот скудный кусок суши, став причиной несчастья, служил приютом. Из обломков судов, разбросанных по кладбищу кораблей, несчастные сооружали жилища. К своему удивлению, первые робинзоны увидели в долине острова коров. Этих животных по неизвестной причине оставил француз Лери, когда впервые посетил Сейбл. Животные расплодились и одичали. Потерпевшие бедствие рыбаки могли питаться и морскими котиками, для которых здешние песчаные отмели до сих пор излюбленное лежбище. Трагедия попавших на Сейбл моряков усугублялась тем, что им неоткуда было ждать помощи: корабли избегали подходить к страшному острову, даже когда видели над ним дым сигнальных костров. На что они могли еще рассчитывать? На чужую трагедию? На то, что очередное обреченное судно принесет им вместе с обломками предметы первой необходимости и — главное! — несколько фунтов поваренной соли? Да, наверное, и на это.

Иногда зарывали здесь свои клады «джентльмены удачи». Они жгли на дюнах ложные огни, чтобы заманить в ловушку корабли купцов.

Сколько здесь было совершено преступлений и сколько Сейбл укрыл преступников, навсегда останется тайной. До сих пор многие суеверные жители Ньюфаундленда и Новой Шотландии считают Сейбл проклятым богом местом и обиталищем злых духов и призраков. Они так его и называют: «THE GHOST ISLAND» — «Остров призраков».

В 1598 году Сейбл неожиданно превратился в... каторгу. Здесь высадили с французского корабля маркиза Де Ла Роша 48 уголовных преступников. Маркиз вообще-то намеревался основать в Новой Шотландии колонию, но после длительного шторма его корабль дал течь. Так и не добравшись до цели, Де Ла Рош повернул назад, к берегам Европы. Завидев остров, маркиз не придумал ничего другого, как высадить «лишний груз» на Сейбле, а чтобы каторжане не умерли с голоду сразу, оставил им полсотни овец. О ссыльных вспомнили лишь семь лет спустя, и король Франции подписал им помилование. Летом 1605 года посланный на Сейбл корабль доставил в Шербур одиннадцать заросших, потерявших человеческий облик, одетых в овечьи шкуры людей. Остальные, не вынеся тяжких невзгод, погибли. Удивительно, но пятеро из вернувшихся на родину попросили короля, чтобы он разрешил им вернуться на Сейбл. Генрих IV не только согласился, но и приказал снабдить их всем необходимым. Так образовалась небольшая французская колония. И когда в 1635 году возвращавшийся из Коннектикута в Англию корабль потерпел на Сейбле крушение, его экипаж был спасен и доставлен на американский материк этими французскими Робинзонами.

Шли годы. До Европы все чаще стали доходить вести о кораблекрушениях возле острова Сейбл. Мореплаватели требовали у своих правительств постройки на острове маяка и спасательной станции. Но ни Франция, владевшая в то время Сейблом и потерявшая здесь в 1746 году два корабля экспедиции Д"Анвиля, ни Англия — «владычица морей», ни Голландия не захотели возиться со столь крошечной территорией. И если бы не случай...

В начале 1800 года у рыбаков, обитавших на берегах Новой Шотландии, английские власти обнаружили неположенные ценности: золотые монеты, украшения, географические карты с гербом герцога Йоркского, книги из его личной библиотеки и даже мебель с тем же гербом. Простодушные рыбаки называли эти вещи «штуками с Сейбла». Оказалось, что они получали их в обмен на рыбу у поселенцев острова. Это насторожило англичан. К тому же из Новой Шотландии в Лондон не пришел корабль «Фрэнсис», а ведь на нем перевозились личные вещи герцога Йоркского!

Английское адмиралтейство пришло к выводу, что после гибели «Фрэнсиса» находившийся на его борту экипаж благополучно добрался до Сейбла, но был перебит робинзонами. И вот на остров снарядили карательную экспедицию, поселенцам учинили допрос. Однако выяснилось, что людей с погибшего корабля никто не убивал. Все они исчезли в морской пучине, а островитяне были не в состоянии помочь им, ибо у них не имелось в наличии даже спасательной шлюпки.

Не прошло и года, как в зыбучих песках Сейбла погиб английский корабль «Принцесса Амелия». Из более чем двухсот человек не спасся никто. Подошедший на помощь другой английский корабль опять-таки завяз в песках острова, и все, кто на нем находился, также погибли. Три потерянных на Сейбле корабля и решили дело: англичане наконец вознамерились поставить на опасном острове маяк и создать спасательную станцию. Ее служителям вменялось в обязанность оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение и спасать имущество от морских грабителей. А в самой Англии в это время были вывешены объявления, под страхом смерти запрещавшие кому бы то ни было, кроме спасателей, селиться на острове без правительственного разрешения.

То, что в 1802 году носило громкое название «спасательная станция», представляло собой крепко сбитый сарай метрах в полутораста от берега. В нем на деревянных полозьях покоился обычный китобойный вельбот. Рядом — конюшня. Нет, скакунов сюда специально не привозили. Лошади обитали здесь с давних времен, хотя никто толком не знает, откуда они появились на Сейбле. Согласно одной версии это потомки кавалерийских лошадей, которые приплыли на остров с некоего французского корабля, погибшего когда-то на отмелях. По другой версии, их привез на остров Томас Хэнкок — дядя знаменитого Джона Хэнкока, известного американского патриота времен войны за независимость Лошади Сейбла скорее напоминают крупных пони. Они очень выносливы, живут табуном, питаются осокой, диким горохом и какими-то цветами, которые растут только на Сейбле.

Ежедневно четыре спасателя верхом объезжали остров вдоль полосы прибоя, следуя парами навстречу друг другу. Они искали в тумане паруса, смотрели, не выбросил ли океан обломки корабля. Вот замечено гибнущее близ острова судно... Дозорные галопом мчатся к сараю и бьют тревогу. Дежурные гребцы впрягают в упряжку четырех пони, те волоком тащат вельбот к воде. Искусно преодолев первые три волны прибоя, гребцы устремляются туда, где терпит бедствие корабль. Тем временем остальные спасатели, включая смотрителя маяка, уже скачут к месту происшествия по суше. Потом с гибнущего корабля перебрасывают на остров канат: только так можно было вырвать из пасти Сейбла попавших в беду людей.

В современных лоциях сохраняется немаловажное примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами».

Зарегистрировано всего восемь случаев, когда судам удалось выбраться из цепких объятий острова и избежать гибели. Английский трехмачтовик «Миртл», отличавшийся очень прочной постройкой, был найден осенью 1840 года близ Азорских островов без всяких признаков команды. Расследование показало, что «Миртл» в январе того же года был выброшен штормом на отмели Сейбла. Команда, видимо, погибла при попытке высадиться на берег. Два месяца корабль оставался в плену песков, пока очередной шторм не стащил его с мели на чистую воду. Этот «Летучий голландец» проплавал в океане несколько месяцев, пока не оказался около Азорских островов.

Американская рыболовная шхуна «Арно» под командованием капитана Хиггинса промышляла близ острова в в 1846 году. Шквал, неожиданно налетевший ночью, сорвал большую часть парусов и едва не опрокинул судно. На рассвете капитан понял, что течение и ветер занесли «Арно» на отмели Сейбла. Надежда оставалась только на якоря. Их отдали, вытравив с каждого клюза по 100 саженей каната. К полудню норд-вест перешел в девятибалльный шторм. Океан кипел над отмелями, как вода в котле. Шхуну несло к смертоносным бурунам. Хиггиис, не рассчитывая на зоркость и бдительность спасателей Сейбла, решил испытать судьбу. Чтобы на судне не возникла паника, он запер команду в трюме. Двух бывалых матросов поставил на баке у каждого борта и, чтобы их не смыло волной, привязал к поручням. Сам вцепился в штурвал. Шхуна с невероятной быстротой неслась к берегу. Привязанные матросы лили из бочонков в воду рыбий жир. Ветер гнал его перед носом судна в сторону острова. Этот древний и надежный способ сглаживать жиром, ворванью или нефтью гребни волн нередко и ныне применяют моряки, когда нужно сбить волнение. Буруны перебросили шхуну через песчаный бар острова, и она очутилась в безопасности, у подножия окатываемых прибоем дюн. Хотя все люди спаслись, шхуна погибла — на следующий день ее разбил шторм, и обломки «Арно» скрылись в песчаном чреве Сейбла.

И это был единственный случай, когда команде не понадобилась помощь островитян.

Самым, пожалуй, драматическим кораблекрушением у Сейбла была гибель американского пассажирского парохода «Штат Виргиния» 15 июля 1879 года. Этот пароход регистровой вместимостью 2500 тонн, длиной 110 метров шел из Нью-Йорка в Глазго, имея на борту 129 пассажиров и команду. Во время густого тумана пароход оказался на отмели с южной стороны острова. 120 пассажиров и команда были спасены островной службой. К именам самой маленькой спасенной девочки счастливые родители добавили четвертое — Нелли Сейбл Багли Хорд.

В середине XIX века на острове построили новое здание станции, деревянный вельбот заменили железным. В 1893 году возвели еще более солидное помещение для спасателей, но сильный шторм за одну ночь разрушил его до основания.

С маяками на Сейбле дело обстояло значительно хуже. Поначалу деревянное строение единственной маячной башни возвышалось в средней части острова. В 1873 году, когда, несмотря на многочисленные ремонты, башня окончательно обветшала, маяк заменили двумя новыми — металлическими, ажурной конструкции. Восточный маяк благополучно прослужил около ста лет, а вот западный пришлось менять неоднократно: ненасытный Сейбл «проглотил»... шесть своих маяков!

Сейбл сегодня

В «новейшей» истории ненасытного чрева особо скорбным был год 1926-й. В августе этого года у Сейбла в один день погибли две американские шхуны — «Сильвиа Мошер» и «Сэди Никл». Первая опрокинулась на отмели, экипаж ее погиб. Вторую волны перебросили через косу острова с одного края на другой, где она также опрокинулась и была позже занесена песком. В годовое меню Сейбла, помимо других шхун, попали два парохода: канадский «Лабрадор» и английский «Гарольд Каспер».

По-прежнему мимо острова каждый день проходят корабли — сотни торговых судов под флагами стран всей планеты. Капитаны, прокладывая на картах курс, стараются разминуться с островом на значительном расстоянии. И хотя в наши дни Сейбл уже не представляет такой опасности, как раньше, моряки к нему не любят приближаться. А вдруг?.. Бог их знает, эти ежедневно меняющие форму отмели...

Два маяка посылают в ночь предупредительные лучи. Их свет при ясной погоде виден за 16 морских миль. Круглые сутки в эфире слышатся четкие предупредительные радиосигналы. Именно благодаря им кораблекрушения у берегов острова фактически прекратились. Последнюю жертву — большой американский пароход под названием «Манхассент» — остров поглотил в 1947 году.

Сейчас Сейбл принадлежит Канаде. Он по-прежнему обитаем: здесь живут обычно 15—25 человек. Это специалисты и рабочие канадского департамента транспорта, обслуживающие гидрометеоцентр острова, радиостанцию и маяки. В их обязанности также входит спасение людей в случае кораблекрушения и оказание им помощи. Для этого они прошли специальную подготовку ив их распоряжении имеются самые современные спасательные средства. Канадские специалисты живут на острове семьями.

Здесь лишь два настоящих домика — для управляющего островом и начальника радиомаяка. Остальные размещаются в «караванах» — домиках-вагончиках. Эти жилища специально проектировались с таким расчетом, чтобы противостоять разрушающему действию секущего песка. Работает и маленькая электростанция.

Несколько лет назад здесь построили склад, кузницу, столярную мастерскую, общежития для потерпевших кораблекрушение (на случай, если такая неприятность произойдет) и ангар, где стоят на рельсах металлические вельботы, в любую минуту готовые к спуску на воду. Обитатели острова считают, что этим удивительным судам не страшны никакие волны, они непотопляемы и настолько остойчивы, что практически не могут опрокинуться.

Из старых строений на Сейбле сохранилось лишь одно — здание прежней спасательной станции, своего рода местная достопримечательность. Станция сооружена из выброшенных на остров корабельных мачт, стеньг и рей. К стенам здания прибиты «именные доски», на которых выведены названия судов. Это как бы оставшиеся паспорта былых жертв «пожирателя кораблей».

До сих пор на Сейбле живут триста диких пони. На тех, что приручены, смотрители каждый день объезжают побережье острова. Они вглядываются, не прибило ли к отмелям яхту или рыбацкое судно, не валяется ли на песке бутылка или пластмассовый контейнер с запиской, что пускают для изучения морских течений.

Современные робинзоны научились разводить на Сейбле огороды и даже сады. Основная проблема — это уберечь растения от песков. Если позволяет погода, что по-прежнему бывает редко, жители острова купаются и выходят на вельботах в океан на рыбалку.

Хотя департамент транспорта Канады, в чье ведение входит Сейбл, постарался создать максимум бытовых удобств для его жителей, работа у них нелегкая и опасная. Длительные штормы ураганной силы нередко не позволяют людям выходить из жилищ неделями, а то и больше. Но не это считается здесь самым тяжким. Вопрос упирается в другое — скорее психологическое, а не физическое напряжение. И действительно, жить на отдаленном, вечно окутанном туманом и терзаемом штормами острове нелегко. Но еще труднее ужиться с мыслью, что под тобой остров-кладбище, где то и дело попадаются в песке человеческие черепа и кости. Одного из робинзонов Сейбла — маячного смотрителя — пришлось снять со службы и отправить на материк. Долгие годы во время вахты его неизменно преследовали призраки шхуны «Сильвиа Мошер», той самой, что исчезла в бурунах прибоя в августе 1926 года. Старый смотритель оказался очевидцем этой драмы. Вместе с другими жителями острова он сделал все возможное, чтобы спасти тех людей.

В наше время помощь погибающим в море может оказать имеющийся на Сейбле вертолет, и великий «пожиратель кораблей» практически обезврежен. За последние 30 лет не отмечено ни одного случая гибели крупного судна в его зыбучих песках. Но по-прежнему зорко вглядываются в туман моряки, проходя мимо опасного острова. Ни на минуту не смолкает грозное предупреждение радиомаяка: «Вы проходите близ острова Сейбл — кладбища Северной Атлантики».

Мореплаватели старались обойти «остров-призрак» десятой стороной, лишь бы только добраться до пункта назначения живыми. По разным данным, от 350 до 500 кораблей нашли свое последнее пристанище возле острова Сейбл.

Атлантическое «кладбище тысячи погибших кораблей»

Мрачная слава Сейбла свидетельствует о невероятном количестве произошедших тут кораблекрушений. Столетиями мореплаватели из уст в уста передавали страшные легенды, связанные с этим местом, называя остров «призраком», «смертоносной саблей» и «гробницей Атлантики».

Кому принадлежит открытие злополучного Сейбла, остается загадкой. Приписывают это себе и норвежцы, и французы, и англичане. Возможно, остров был открыт португальцами в 16 веке. Есть также версия, что Сейбл открыл французский путешественник Жан де Лери, который и дал имя острову. Но правдивее всего, истинные первооткрыватели почили на морском дне много веков назад, а их имена, так и останутся белым пятном в истории навсегда.

На заметку! Остров является заповедником и принадлежит Канаде.

До появления более точных приборов навигации и картографических схем спутников, в районе острова Сейбл было подобно чуду.

Пять столетий одно только название «Sable» (от английского «ужас») наводило страх. На самом же деле «Сейбл» имеет и другую, более научную трактовку. В переводе с французского языка «Sable» означает «песок». Действительно, остров – это сплошной песок. Но у него есть фантастическая особенность – он мигрирует по всей Атлантике!

«Живой остров»: могила для сотен судов

Ученые выяснили: поблизости острова встречаются два течения – теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение. Именно их «конфликт» заставляет воду «кипеть», создавая головокружительные водовороты.

Остров находится в Атлантическом океане, в 180 км от Новой Шотландии. В форме сабли, он небольших размеров – всего 38,5 на 1,5 км. Причем, если ширина – изменчива, то длина острова не меняется никогда!

Из-за того, что остров находится в постоянном движении, опасность сесть на мель здесь - одна из самых высоких в мире. Кроме того, многие недели на острове могут стоять беспросветные туманы, чередуясь со взрывными штормами. И только один месяц в году, в июле, Сейбл успокаивается.

Песчаные дюны, скудная растительность и сильные ветра – климат на Сейбле суров. Остров постоянно «подстраивается» под цвет морских волн и меняет свой рельеф. А зыбучие пески буквально за считанные месяцы затягивают в себя огромные суда.

«Аномальная зона» - так называют это место ученые. «Братом» Бермудского треугольника, из-за множества кораблекрушений, произошедших в постоянно меняющейся акватории острова, интересуются не только ученые-геологи, но и уфологи. Выдвигались даже версии о его инопланетном происхождении.

На острове есть только метеорологическая станция, поэтому обслуживающие ее 15 человек – и есть все жители острова. Это правительство Канады в 20 веке решило хоть как-то обезопасить курсирующие мимо острова корабли, основав здесь метеостанцию и построив .

Это интересно! Последнее кораблекрушение случилось в районе Сейбла в 1947 году, когда пароход «Manhasset» столкнулся с островом. Команда в полном составе была спасена.

Поскольку с людьми на острове постоянно что-то случалось, было решено перевести маяк в автономный режим и снять вахтенный метод его обслуживания. Поэтому здесь находится буквально десяток человек с чрезвычайно стойкой психикой, надо предположить. Ведь не раз сотрудники станции поведывали о видениях и призраках.

Основные «аборигены» Сейбла – это дикие лошади, которых здесь насчитывают около 300 особей. Кроме того, Сейбл – настоящая археологическая находка. Здесь постоянно отыскивают реликвии прошлого. Так, по подсчетам, общая стоимость ценностей из затонувших здесь кораблей, составляет около двух миллионов фунтов стерлингов!

Посетить остров сложно, но возможно. Если, конечно, рискнете. Решение принимает департамент транспорта Канады. На корабле лучше подплыть к острову в июле-августе. Вертолетом добираться стоит в октябре. В остальные месяцы – сидите дома, не стоит пополнять «арсенал» жертв Сейбла.

Необъяснимо, но факт

Остров движется со скоростью двести метров в год! Выяснить его точное топографическое нахождение подвластно лишь спутникам. За последнее столетие наблюдений, остров «переехал» на 20 км на восток.

Кочующий остров многие годы был источников тайн и легенд. Многие из которых, до сих пор не имеют научного объяснения. К примеру, с точки зрения науки, любой остров – это своеобразная вершина подводной горы. Гора – часть тектонической плиты. Таких плит на Земле много, и они в состоянии двигаться не быстрее нескольких миллиметров в год. Как остров может кочевать на расстояние до 230 м ежегодно? Ученые предполагаю: остров не связан ни с горой, ни с дном океана. Почему и как такое возможно? Ответа – нет. Ясно одно: Сейбл прекрасно хранит свои тайны.

В северной части Атлантического океана, примерно в 180 км к юго-востоку от берегов Канады, дрейфует «кочующий» серповидный остров Сейбл (Sable Island). Этот остров считают одним из самых опасных и загадочных островов мира. Географические координаты острова Сейбл: 43°55′57″ с.ш. 59°52′48″ з.д.

С тех пор, как этот небольшой островок был открыт европейцами, он вселял неподдельный ужас в сердца даже самых храбрых мореплавателей. Как только его не называли: «остров кораблекрушений», «смертоносная сабля», «пожиратель кораблей», «остров призраков»…

В наши дни остров Сейбл именуют «кладбищем Атлантики». Кстати, и официальное его название на английском означает черный, траурный цвет (sable).

Свою печальную известность эта земля окольцованная водой получила не случайно — здесь действительно постоянно происходили кораблекрушения. Сейчас сложно сказать, для скольких судов он стал последней гаванью…

Дело в том, что в прибрежных водах Сейбла сильно осложнена навигация из-за двух встречающихся здесь течений — теплого Гольфстрим и холодного Ламбрадорского. Течения порождают водовороты, огромные волны и движение песчаного острова.

Остров Сейбл постоянно перемещается в водах океана. Западная оконечность острова под непрерывным действием течений и мощных волн Атлантики постепенно размывается и исчезает, а восточная — намывается, удлиняется, и таким образом остров непрерывно перемещается на восток, постепенно удаляясь от берегов Новой Шотландии.

Подсчитано, что за последние двести лет Сейбл «прошагал» по океану почти десять морских миль. Известна и нынешняя скорость его передвижения — около 230 метров в год. Более того, вместе с положением коварного острова, который плохо виден из-за постоянных туманов и гигантских волн, постоянно меняются и его размеры.

Если посмотреть на карты XVI века, то мы увидим что его длина составляла около 300 км, теперь же она уменьшилась до 42. Предполагали, что остров вообще вскоре полностью исчезнет, однако за последнее столетие, к удивлению многих пытливых умов, он наоборот стал увеличиваться.

Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Казалось бы, чудесное утро должно закончиться столь же красивым закатом. Но бог весть откуда появившаяся пелена грозовых облаков застилает солнце, небо чернеет, и вот уже в дюнах тонко свистит ветер. Он крепчает, воет, срывает с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан... Из-за этого секущего песка на острове нет ни одного дерева, даже кустов. Лишь в долине между двумя грядами дюн растут чахлая трава и дикий горох.

Главная опасность, которая подстерегает суда у Сейбла, — это зыбучие пески отмелей, своего рода «трясина океана». Моряки и рыбаки всерьез говорят, что они имеют свойство принимать цвет океанской воды. Зыбуны коварного острова буквально поглощают попавшие к ним в плен корабли. Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях острова Сейбл пароходы водоизмещением в пять тысяч тонн, длиной 100—120 метров полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев. Эти пески стали естественным оберегом для затонувших сокровищ и вечной могилой для чьих-то останков.

Последней жертвой ненасытного и загадочного острова стал американский пароход «Манхассент» в 1947 году. После этой трагедии на Сейбле установили 2 маяка и радиостанцию — с тех пор катастрофы наконец-то прекратились.

Сейчас на острове Сейбл постоянно проживает около 20-25 человек - все они обслуживают маяки, радиостанцию и местный гидрометеоцентр, а также обучены проводить спасательные операции - на случай кораблекрушения.

Эти люди работают в очень тяжелых условиях, и не только из-за сильных туманов и ураганных ветров - многие из них рассказывают, что иногда видят призраков погибших моряков. Не удивительно, ведь они живут буквально на костях.

Одного из работников даже пришлось эвакуировать с острова, поскольку каждую ночь его умоляли о помощи привидения с потерпевшей здесь в 1926 году крушение шхуны «Сильвиа Мошер»…

  • Не один моряк, бороздивший в водах Атлантического океана, может поведать историю о том, что перед штормом возле Сейбла часто наблюдается чрезвычайно яркий солнечный восход. Но достаточно нескольких часов, как прекрасная солнечная погода превращается в настоящий кошмар.
  • Люди, которые входят в состав персонала обслуживающего маяки и метеорологическую станцию постоянно находятся над костями моряков, погибших на острове (речь идет о тысячах трупов). Само понимание этого требует весьма стойкой психики. Смотрители уже не раз рассказывали о призраках. Более того, в 50-их гг. одного из смотрителей маяков пришлось срочно вернуть на континент. Он утверждал, что его преследуют призраки судна «Сильвия Мошер» и просят спасти их… А вы бы смогли жить в таком месте?
  • У каждого, кто работает на Сейбле иметься собственная коллекция реликвий с погибших кораблей. У многих есть золотые монеты и редкие старинные вещи.
  • С 1920 г. только два человека могут похвастаться, что они родились на «кладбище Атлантики».
  • Лошади острова Сейбл изображены на канадских марках и монетах 2005 года.

Фото - Остров Сейбл




















Видео - тайна острова Сейбл