Усадьба малые вяземы официальный. Большие Вязёмы и Захарово: "Подмосковный пушкинский заповедник"



Бывшая подмосковная усадьба Большие Вязёмы находится километрах в сорока к западу от Москвы, сразу за Голицыным. С левой стороны шоссе хорошо виден парк и старый усадебный дом.



Находившаяся на старой Смоленской дороге усадьба стала свидетельницей и участницей многих важнейших событий российской истории, она принимала под свой кров Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, Кутузова, Наполеона...


В конце 16-го столетия Большие Вязёмы были загородной резиденцией Бориса Годунова. Когда поместье попало в руки всесильного боярина, точно неизвестно, но первое упоминание об этом факте относится к 1585-му году. Годунов любил свою подмосковную усадьбу и обустроил её красиво и основательно. При нём были отстроены большой деревянный дворец, церковь, многочисленные хозяйственные постройки, разбиты фруктовые сады, выкопан пруд с каменной плотиной на речке Вязёмке.




Деревянный дворец сгорел в 1618-м году, когда к Москве подступали польские войска, а вот великолепная годуновская церковь Живоначальной Троицы, позже переименованная в Преображенскую, сохранилась.




Четырёхстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трёх сторон окружён крытыми двухъярусными галереями.







Стены здания сложены из белого камня, а венчающие части и галереи - из кирпича.




Внутри сохранились фрески конца 16-го столетия.


У восточной стены храма в 1807-м году был похоронен шестилетний Николай Пушкин, младший брат поэта.



Рядом с церковью на высокой террасе стоит совершенно уникальная для Подмосковья звонница.





К середине 19-го века годуновская звонница сильно обветшала, и её уже было вознамерились разобрать. К счастью, владелец Больших Вязём князь Голицын не допустил расправы с историческим памятником, правда, в качестве компенсации он разрешил пристроить к древнему храму новую колокольню. Эту новодельную колокольню разобрали во время реставрационных работ в 1950-хх.


Живописную группу храмовых построек окружает копия ограды 18-го века.








К одному из углов ограды примыкает маленький дом причта.




После смерти Годунова Большие Вязёмы числились дворцовым селом. В 1694-м году Пётр I пожаловал бывшие годуновские владения своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В 1766-м году владельцем поместья стал его правнук Николай Михайлович Голицын, который в 1770/1780-е г.г. отстроил новый усадебный комплекс, с некоторыми изменениями доживший до наших дней.


Первыми в 1771-м году были возведены парные кирпичные корпуса: гостевой и кухонный флигели.






Стоящее чуть поодаль ещё одно двухэтажное, похожее на флигель здание никакого отношения к старой усадьбе не имеет, оно было построено в 1930-х для Школы искусств.




В 1784-м году между флигелями вырос главный усадебный дом, построенный в стиле французского классицизма.






Особенно хорош дом со стороны старого пруда.




Наверху на аттиках - картуши с фамильным гербом Голицыных.




За церковью сохранились некоторые хозяйственные постройки усадьбы. Большой конный двор конца 18-го века был сильно искажён переделками, и сейчас идёт его реставрация.




В главном усадебном доме работает музей. Надо сказать, что музей этот совсем молодой, он возник в конце 1980-х, и своим существованием обязан энтузиастам-подвижникам. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились, и музейным работникам для создания экспозиции пришлось в буквальном смысле собирать с миру по нитке. В залах главного дома музейные сотрудники попытались частично реконструировать голицынские комнаты. В части помещений размещены экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых персонах, так или иначе связанных с ней.


Парадная столовая представляет мебель и посуду 18/19 столетий.











За столовой находится круглая комната-ротонда, из которой был выход в сад.







На старых фотографиях можно посмотреть, как выглядели комнаты в начале 20-го столетия.




Парадная спальня обставлена мебелью светлого дерева.










В доме было две библиотеки. На первом этаже находилось собрание иностранных книг. В 1812-м году в этой большой комнате после Бородинского сражения жил сначала Кутузов, а через день после его отъезда в той же библиотеке, на том же диване спал Наполеон.









На втором этаже при Голицыных находилась библиотека русской литературы.










Во всех залах находятся милые бытовые вещицы, предметы интерьера, портреты.









В бывшей гостиной на втором этаже - постоянно действующая выставка "Мир детства в дворянской усадьбе".
















В одном уже отремонтированном флигеле находится касса музея, киоск с неплохим выбором исторической и краеведческой литературы и выставочные залы.








Также во флигеле размещены переданные в дар музею работы скульптора Нины Конёнковой.




И конечно, часть музейной экспозиции посвящена Пушкину, бывавшему в Больших Вязёмах и проведшему в детстве немало времени в соседнем Захарове.




Расположенное в двух километрах от Больших Вязём сельцо Захарово в 1804-м году купила бабушка будущего поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Каждое лето, с мая по октябрь, в течение шести лет всё семейство Пушкиных проводило в Захарове. Здесь же Пушкины прожили и зиму 1808/1809 г.г.




От усадьбы пушкинского времени сейчас в Захарове остался лишь огромный пруд да несколько вековых деревьев, всё остальное в этом очень юном музее абсолютно новое.








В 1904-м году на фундаменте старого усадебного дома тогдашний владелец Захарова выстроил новое жилище. В 1993-м году при проведении реставрационных работ (!!!) этот дом сгорел. Историкам и реставраторам не удалось найти ни чертежей, ни рисунков, ни даже словесных описаний дома М. А. Ганнибал. Поэтому при воссоздании усадьбы архитекторы взяли за основу типовой проект усадебного дома 18-го века. В 1999-м году к 200-летию со дня рождения Пушкина всего за три месяца в Захарове был отстроен "дом М. А. Ганнибал" и открыт музей.








Очень скромных размеров захаровский дом двухэтажный, второй этаж низкий, антресольный.










В первом этаже дома, в парадных комнатах воссозданы интерьеры пушкинского времени.


Комнаты захаровского дома невелики. В самом просторном помещении, окна которого выходят на террасу с колонным портиком, представлена обстановка Большой гостиной.








Мебель и предметы интерьера, разумеется, никакого отношения к семье Пушкиных-Ганнибалов не имеют, они собраны из различных музейных фондов.











В небольшой угловой комнатке показано, как мог бы выглядеть кабинет хозяйки усадьбы.










В коридоре - небольшая коллекция старых сундуков.





Ещё одно, тоже весьма скромных размеров угловое помещение с альковом представляет собой реконструкцию детской игровой и классной комнаты.



Тут можно увидеть и парту, и наглядные учебные пособия.








Несколько бóльших размеров комната отведена под столовую.









И, наконец, в последнем помещении экспозиции, как дань памяти Арины Родионовны, собраны предметы крестьянского быта.










Конечно жаль, что в экспозиции нет мемориальных предметов. Тем не менее, музей даёт посетителям возможность узнать, как жили небогатые дворянские семейства - а ведь их было несравнимо больше, чем представителей громких аристократических фамилий с огромными состояниями - в своих подмосковных, калужских, псковских, пензенских и прочих имениях.


Конечно, сам Александр Сергеевич считал, что "Отечество нам Царское Село", тем не менее, в 1830-м году накануне своей свадьбы поэт отправился не куда-нибудь, а именно в Захарово. Видимо, накануне кардинальных жизненных перемен душа потребовала совершить сентиментальное путешествие в детство.


Заехал поэт и в Большие Вязёмы, вдохновившие его в своё время и на "Бориса Годунова", и на "Пиковую даму", прототипом героини которой послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, частенько жившая в усадьбе своего сына.


Логично, что ещё в конце 19-го века родилась идея создания пушкинского заповедника в этом уголке Подмосковья, но лишь столетие спустя благодаря группе энтузиастов на территории Больших Вязём и Захарова появился Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Да, в обеих усадьбах очень много новоделов и очень мало подлинно "вязёмско-захаровских" экспонатов, тем не менее, музей дарит ещё одну возможность окунуться в нашу историю. А кроме того, в обеих усадьбах регулярно устраиваются тематические праздники, концерты, лекции, встречи с писателями и художниками.

Большие Вязёмы — усадьба с уникальной, почти 500-летней историей. Впервые о ней упомянули в летописи XVI века. Тогда здесь располагалась последняя подмосковная станция на старой Смоленской дороге. Село, находившееся тут, носило название Никольское-Вязёмы.

История усадьбы Большие Вязёмы

За несколько веков на территории усадьбы происходило множество важных исторических событий.

Вотчина Бориса Годунова

В 1585-86 годах царь Федор I Иоаннович отдал во владение Борису Годунову село Нижние-Вязёмы. Тот незамедлительно начал строительство, возвел деревянный терем и разбил сады.

Храм Живоначальной Троицы

В 1598 году, благодаря теперь уже царю Борису Годунову, здесь появился храм Живоначальной Троицы. Одновременно с ним возвели двухъярусную звонницу в не характерном для Подмосковья псковском стиле. В то время каменные храмы были большой редкостью.

Храм освятили в 1600 году, после того, как расписали. Даже сейчас можно увидеть уникальные фрески того времени.

В начале XVII века в селе Нижние Вязёмы, помимо храма, существовали также церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, деревянный дворец Бориса Годунова, Храм Иоанна Богослова со звонницей и ярмарка.

Вокруг них возвышались стены и башни из дерева со рвом, поэтому имение больше походило на крепость. До наших времен дошел только Храм и звонница.

Смутное время

В Смутное время усадьбу заняли войска Лжедмитрия I, и какое-то время она служила ему загородным дворцом. В 1606 году в Вязёмах, по дороге в Москву, останавливалась невеста Лжедмитрия I, Марина Мнишек.

Как только она уехала, произошел сильнейший пожар, в котором пострадала большая часть села. Деревянный дворец Бориса Годунова также сгорел.

А поляки из свиты будущей жены Годунова оставили в храме множество свидетельств своего присутствия. Историки до сих пор находят новые надписи.

Усадьба Голицыных

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович. Через несколько лет он сделал имение Большие Вязёмы частью дворцового ведомства.

Следующее упоминание об усадьбе появляется только в 1694 году, когда Петр I подарил ее Борису Алексеевичу Голицыну. Он бывал здесь довольно редко, но приложил много усилий к восстановлению Больших Вязём.

Борис Голицын заново освятил оскверненный Лжедмитрием храм Живоначальной Троицы. Теперь тот стал называться Свято-Преображенским. При Борисе Алексеевиче храм был увенчан белокаменной короной в стиле барокко.

В 1701 и 1705 годах император Петр I посетил Большие Вязёмы.

Здание усадьбы было построено в 1784 году по заказу Николая Михайловича Голицына. Он избрал стиль французского классицизма Людовика XVI, и в то же время разбил парк.

Флигели, по которым можно побродить и сейчас, относятся к 1771-72 годам.

Князь Николай приезжал сюда на лето, интересовался садоводством и положил начало знаменитой библиотеке Голицыных. В 1797 году здесь гостил Павел I, в честь чего был устроен пышный обед.

В начале XIX века усадьба переходит Борису и Дмитрию Голицыным, которые, как только началась война 1812 года, именно отсюда отправились в армию.

После Бородинского сражения в Усадьбе Голицыных останавливался Михаил Кутузов. Сюда же доставили раненого генерала Багратиона. А следом, после отъезда Кутузова, прибыл император Наполеон. Он разместил здесь пехотный и драгунский корпуса и задержался двое суток. О размещении двух армий свидетельствует памятник, который можно посмотреть в парковой части усадьбы.

Следующий владелец имения — генерал-губернатор Москвы, князь Дмитрий Голицын, который разработал программу архитектурно-градостроительного развития города. Также он был и начальником царской охоты. Он любил усадьбу и привез сюда множество документов из архива Голицыных, впечатляющее собрание книг, а также уникальные полотна.

Князь Борис, его наследник, жил во Франции и не следил за имением.

В 1882 году усадьбу получает Дмитрий Борисович Голицын. Он обустраивает по соседству дачный поселок, здесь появляется железная дорога и станция Голицыно.

Судьба усадьбы сильно изменилась после революции. Князь Дмитрий эмигрировал в Европу и вскоре отсюда увезли множество ценностей, среди них — гравюру семейного древа князей Голицыных. Уникальное собрание книг было отдано библиотекам. Драгоценности князей передали Оружейной палате.

Большие Вязёмы в XX веке

После революции 1917 года в зданиях имения разместили колонию для беспризорников, затем — санаторий партийных служащих. Перед второй мировой войной на территории усадьбы какое-то время существовали парашютная школа и танковое училище. До 1943 года тут был военный госпиталь.

После войны — Зоотехнический и Полиграфический институты и НИИ Фитопатологии. В 1948 году Большие Вязёмы вносят в реестр памятников союзного значения.

Здесь успели побывать такие известные личности, как Валерий Брюсов, Лев Николаевич Толстой, Николай Гоголь, Николай Пржевальский, Анатолий Луначарский.

Музей-заповедник А. С. Пушкина

В наши дни Большие Вязёмы — часть государственного историко-литературного музея-заповедника имени А. С. Пушкина.

Пушкин в Больших Вязёмах

Неподалеку от усадьбы располагается Захарово , имение бабушки Александра Сергеевича Пушкина, Марины Алексеевны. С 1805 по 1830 годы его семья периодически посещала Вязёмы ради церковных служб. Здесь же, у Спасо-Преображенского храма — могила брата Александра, Николая.

Именно на балу, устроенном князем Голицыным в своей усадьбе, Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой.

Усадьба Голицыных вдохновляла поэта. Считается, что Александр Сергеевич использовал Большие Вязёмы при описании имения Евгения Онегина. В усадьбе появлялась и княгиня Наталья Петровна Голицына, которую считают прототипом Пиковой дамы.

Цена билетов и режим работы

Входные билеты на территорию парка в усадьбе Вязёмы стоят 50 р.

Детям до 7 лет и лицам старше 80 лет вход бесплатный.

Есть несколько категорий льгот при посещении парка, экспозиций и выставок Музея-заповедника Пушкина. Точную информацию можно посмотреть на официальном сайте. Там же — есть возможность заранее приобрести входные билеты.

Музей работает с 10.00 до 17.00. Выходной день — понедельник и последняя пятница месяца. Касса закрывается в 16.30. Экспозиции и выставки можно посетить с 10.00 до 17.00.

Индивидуальное посещение без предварительной договоренности. Бронирование экскурсий необходимо заранее. Это возможно по телефону, электронной почте или при помощиформы на сайте .

В 2020 году в летний период:

  • с 1 апреля по 1 сентября для Восточный (Гостевой) флигель закрыт для посещения в среду, Западный(Кухонный) — во вторник.
  • с 18 мая по 30 сентября: экспозиции и выставки дворца в выходные и праздничные дни работают с 10:00 до 19:00; территория парка по будням открыта с 9:00 до 18:00, в выходные и праздничные дни с 9:00 до 19:00.

Что посмотреть

Сейчас в воссозданном заново здании конюшни размещен Музей Бориса Годунова. В нем можно увидеть костюмы из оперы Борис Годунов и археологические находки, обнаруженные на месте сгоревшего деревянного терема.

Можно посетить Спасо-Преображенский храм, Дворец усадьбы, Музей Бориса Годунова, Восточный и Западный флигеля. Можно прогуляться по парку, который был высажен в 1771 году, как раз, когда строились оба флигеля.

Во дворце для посещения открыты несколько залов, которые посвящены самым ярким историческим событиям. Например, парадная столовая, где проводился обед в честь прибытия Павла I, иностранная библиотека, в которой останавливались Наполеон и Кутузов.

Не пропустите и дамскую гостиную, будуар Натальи Петровны Голицыной. На втором этаже располагается масонский зал с портретами членов ложи и кабинет генерал-губернатора Дмитрия Голицына. Воссоздана также приемная Наполеона.

Не менее интересны и временные выставочные композиции. Ознакомиться с расписанием мероприятий, временных выставок и концертов можно .

На территории есть детский центр, где детишек обучают английскому, изобразительному мастерству, журналистике. При желании, здесь можно организовать празднование дня рождения, свадьбы, собрания клубов, культурно-массовые мероприятия.

Как доехать в Большие Вязёмы

Сейчас Смоленская дорога носит название Можайское шоссе или трасса А100.

На машине

На автомобиле от МКАДА можно доехать по Можайскому и Минскому шоссе.

Если вы выбрали Минское шоссе, на 44 км нужно съехать на Петровское шоссе, в сторону Малых Вязём. Затем — по Можайскому шоссе — до усадьбы Вязёмы.

По Можайскому шоссе все гораздо проще — нужно ехать по прямой до 44 км Можайского шоссе.

Как доехать до усадьбы Большие Вязёмы

На электричке

От Белорусского или Савеловского вокзала — электричкой до станции Голицыно. Время в пути чуть больше часа.

Затем — на автобусах № 38 и № 50 или маршрутным такси № 38, 79 или 1055 до остановки «Институт». Это — третья остановка от станции. Можно дойти и пешком, дорога займет около 20 минут.

На такси

Из Москвы и окрестных городов до пушкинского музея в Вязёмах можно добраться при помощи сервисов Яндекс, Gett, Uber, Максим.

Панорамный вид на здание Усадьбы

Усадьба Большие Вязёмы, музей-заповедник А. С. Пушкина

Происхождение слова «Вязёмы » точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского «вязкий », описывающего илистое дно ближайшей речки . Другая теория относит слово «вязема» к финно-угорским корням, чему соответствует окончание -ма , характерное для гидронимики Русского Севера (реки Кама, Лакшма, Лекшма, Падма). Как бы то ни было, первые упоминания о Больших Вязёмах относятся к середине XVI века - впервые это название встречается в летописях 1556 года, в духовной грамоте Ивана Калиты . В то время Вязёмы была последней станцией на Большой Смоленской дороге перед Москвой — «останочный ям на Вяземе ». Вяземы упоминаются как место встреч с иноземными послами.

Приблизительно в 1585-1586 годах царь Федор Иоаннович отдал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову , и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века (1598 год ) в имении был выстроен пятиглавый четырехстолпный . Как сказано в Пискаревских летописях "церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда ". На территории имения находился также деревянный терем Бориса Годунова , Никольская церковь, здание ярмарки, Иоанно-Богословский монастырь . Весь комплекс зданий был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс построек представлял собой хорошо защищенную, мощную крепость . К сожалению, до наших времен дошло лишь здание собора и звонницы, однако и сейчас со стороны реки можно разглядеть остатки крепостных валов.

В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия - здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству .
В 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну , "за спасение во время стрелецкого бунта ". Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, считая своим главным имением , Борис Алексеевич Голицын приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём . Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую , заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого , император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 гг .

Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным . О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома - "Мая 1-го дня 1784 года ". Архитектура главного усадебного дома не свойственна концу XVIII века. В своей архаичности, она скорее ближе петровскому времени. Флигели в усадьбе были построены чуть раньше главного дома - в 1771 (левый) и в 1772 (правый) годах. 1797 год был знаменательным для усадьбы тем, что 3 мая, владелец имения Николай Михайлович Голицын , будучи к тому времени Предводителем дворянства Звенигородского уезда, дал обед императору Павлу Первому , посетившему после коронации именитых московских дворян.

В первой половине XIX века усадьба переходит к сыновьям Натальи Петровны Голицыной - Борису Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Голицыным . Борис Владимирович получил Большие Вязёмы в наследство от своего дяди, князя Александра Михайловича Голицына. С началом Отечественной войны 1812 года, он и его брат Дмитрий Владимирович, боевые генералы, отправились в действующую армию , хотя и были к тому времени в отставке.

Отечественная Война 1812 года

Умер Борис Владимирович Голицын в январе 1813 года. Его прах был захоронен в Преображенской церкви под мраморным надгробием с изображением скорбящего ангела и надписью стиха из библейской Книги Судеб. После революции 1917 года надгробие было перевезено в Донской монастырь , в фамильную усыпальницу князей Голицыных.

Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения , на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов . А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон . Во дворце Голицына был размещен дракунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года. После Бородинского сражения в Большие Вязёмы доставили смертельно раненного генерала Багратиона , где князю оказывали медицинскую помощь.

После войны 1812 года владельцем усадьбы стал Дмитрий Владимирович Голицын . В 1820 году князь становится военным генерал-губернатором Москвы и остается на этом посту более двадцати лет. Скончался Дмитрий Владимирович в 1844 г. и был похоронен, как и все Голицыны, в Донском монастыре. Стараниями Дмитрия Владимировича к середине XIX века Большие Вяземы становятся хранилищем многих ценных документов семейного архива Голицыных , обширного книжного собрания, коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства.

Закат усадьбы Большие Вязёмы

После смерти Дмитрия Владимировича Голицына усадьба была унаследована его сыном - светлейшим князем Борисом Дмитриевичем Голицыным. Однако новый хозяин жил во Франции, что не способствовало процветанию имения. И постепенно усадьба стала приходить в запустение. Так продолжалось, пока в 1882 году в имении не поселился новый владелец - сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын . С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году Д. Б. Голицын устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок , под который отводится часть земли, отделенная железной дорого. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно . Территорию посёлка прорезали 13 проспектов, проездов и шоссе с уличным освещением. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы .
Перемены, которые принес в Россию 1917 год, не обошли стороной и усадьбу Голицыных.

Новейшая История усадьбы Большие Вязёмы

Осенью 1918 года и весной 1919 года из усадьбы в Национальный музейный фонд было вывезено более 60 предметов представляющих культурно-историческую ценность, среди которых была гравюра с изображением родословного древа князей Голицыных . Фамильные драгоценности семьи Голицыных были позднее переданы в Оружейную палату . Была роздано по библиотекам уникальная коллекция книг , более 30 тысяч томов , собранная Дмитрием Владимировичем Голицыным. В это же время в здании усадьбы были организованы сначала колония для беспризорных, потом - санаторий для старых большевиков.
В 1935 году рядом с Малыми Вязёмами был создан учебный аэродром для подготовки парашютистов и летчиков и в усадьбе разместили парашютную школу . Позднее, в 1940 году, в усадьбе находилось танковое училище .
В 1941 году бывшая усадьба Голицыных оказалась в прифронтовой полосе и на ее территории был организован эвакогоспиталь . К слову сказать, во время Первой Мировой войны , здесь так же располагался лазарет на 50 коек. Хотя немецкие войска не дошли до Больших Вязем , окрестности усадьбы сильно пострадали от бомбежек и обстрелов. Госпиталь действовал до 1943 года, о чем гласит мемориальная доска на усадебном доме.
После закрытия госпиталя на территории усадьбы разместился учебный зоотехнический институт коневодства , который курировал лично Семен Михайлович Буденный, неоднократно приезжавший в усадьбу. В 1952 г. он заложил первый камень в фундамент нового здания института . В 1954 году на смену институту коневодства пришел Московский полиграфический институт , располагавшийся в усадьбе до 1958 года, и уступивший это место ВНИИ фитопатологии .
После принятия в 1948 году решения о восстановлении памятников истории и культуры, Большие Вязёмы вносятся в список памятников союзного значения . За время существования усадьбы в ней побывали и Гоголь, и Брюсов, и Лев Толстой, и Пржевальский, и Луначарский. Здесь бывал и Александр Сергеевич Пушкин.

Пушкин и Большие Вязёмы

Недалеко от Больших Вязём расположена - бывшее имение бабушки великого русского поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь, в подмосковной бабушкиной усадьбе будущий поэт впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, познакомился с крестьянским бытом. Эти первые детские впечатления формировали его жизненные взгляды. В этих подмосковных местах он начал писать свои первые стихи.
В период с 1805 по 1830 годы Пушкин часто приезжал в Большие Вязёмы из . Поскольку в не было церкви, семейство Пушкины ездили на службы в Большие Вязёмы. Один из приездов в в 1807 году был омрачен трагическими событиями - умер младший брат Николай. Похоронен Николай был у ограды Спасо-Преображенского храма на территории усадьбы, со стороны апсид.

С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к . Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову.

Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы - стали основой для описания имения Онегина.

Дворец Голицыных на территории усадьбы называют "Дом Пиковой дамы ". Прототипом героини повести Пушкина была придворная статс-дама княгиня Н. П. Голицына, пользовавшаяся исключительным влиянием при дворе. Большими Вязёмами владел её сын - Борис Владимирович Голицын, то есть «Пиковая дама» не была хозяйкой усадьбы, хотя так и принято считать, но будучи властной и активной женщиной, она часто приезжала в имение, контролируя положение дел в усадьбе.
Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба , входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Во дворце Голицыных, среди интерьеров XVIII —XIX вв. проводятся Голицынские чтения «История Отечества».

Как добраться

На электричке из Москвы   1 ч. 0 мин.

От Белорусского вокзала эектричкой до остановки "Стация Голицыно". От станции пешком около 1 км. От станции можно добираться также автобусом или маршрутными такси

Из Москвы на автомобиле   40 км.

Выезжаем из москвы по Можайскому шоссе. Не заезжая в сам поселок Вяземы, перед мостом повернуть налево, и через приблизительно 200 метров повернуть направо к автостоянке у Преображенской церкви.

В продолжение темы о . Во дворце усадьбы Вяземы расположена большая экспозиция, посвященная роду Голицыных и истории усадьбы начиная с XVIII века. Главный усадебный дом был построен в 1784 году князем Н.М.Голицыным в стиле раннего французского классицизма. После посещения усадьбы Павлом I с сыновьями в 1797 году дом стали именовать Дворцом. В разное время во дворце бывали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.П.Погодин, М.И.Кутузов, Наполеон, Павел I и многие другие. Во время Отечественной войны здесь располагался штаб русской армии, а после ее ухода французские учреждения. Сейчас в экспозиции можно увидеть портреты владельцев усадьбы, восстановленные интерьеры комнат, мебель и изделия быта, множество картин и гравюр XVII-XIX века. Ниже представлена фото-экскурсия по дворцу усадьбы Вяземы.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

1. Схема музейных экспозиций во дворце усадьбы Вяземы

Столовая
2. Столовая

3. Портрет князя Бориса Алексеевича Голицына (1654-1714), первого владельца Вязем из рода князей Голицыных. Неизвестный художник, начало XVIII века, копия. Ему же принадлежала

4. Портрет графа Г.П.Чернышова)1672-1745), деда кн. П.П.Голицыной, 1 пол. 18 в; портрет графа З.Г.Чернышова (1722-1784), деда кн. П.П.Голицыной, А.Рослен, 1770-е; портрет графини Е.А.Чернышовой (1715-1779), матери кн. Н.П.Голицыной, А.Рослен, 1776. Внизу справа князь А.М.Голицын (1723-1807), неизв. художник, 1780-е. Все портреты - копии

5. Князь Н.Ф.Голицын, неизвестный художник, 1730-е, копия

Салон (круглая гостиная)
6. Салон, сверху Апостол Петр, неизвестный художник 17 в, Италия

7.

8. Спящая Ариадна, неизвестный скульптор, копия

9. Вид города Помпеи, 1830 г., Италия, Рим, акватинта

10. Площадь с фонтаном, 18 в., Западная Европа, офорт

11. Площадь с фонтаном и двумя каретами, 18 в., Западная Европа, офорт

12. Вид дворца Шаузи на берегу Сены, 1803 г., Англия, гравюра

13. Фонтенбло

14. Салон. Мадонна Скорбящая, Гвидо Рени, 1630-1640гг, Италия

Будуар
15. Будуар, парадная спальня князя Н.М.Голицына

16. Дворцово-парковый ансамбль, фрагмент, по рисунку Ф.Гуарнери, 18 в., Италия, офорт

17. Фонтан Аполлона в Версале, рисунок и офорт Дж.Данкерса, 18 в, Франция

18. Фонтан Цереры в Версале, рисунок и офорт Дж.Данкерса, 18 в, Франция

19.

20.Снос Бастилии, куше-сын по рисунку Море, последняя четверть 18 в, Франция

Мужской кабинет
21. Усадебный кабинет Московского генерал-губернатора кн. Д.В.Голицына. Портрет князя Д.В.Голицына (1771-1844), Ф.Н.Рисс, 1835, копия; портрет княгини Т.В.Голицыной (1783-1841), Ф.Н.Рисс, 1835, копия; портрет императора Николая I, неизв. художник, тип Ф.Крюгера, 1850-е, Россия

22. Торжественный прием по случаю преподношения кн. Д.В.Голицыну бюста на малахитовом постаменте от московского купечества, 19 в, гравюра

23. Вид Большого театра в Петербурге, 19 в, гравюра

24. Сошествие Святого Духа на апостолов, Корнели, 574, офорт

25. Морской пейзаж с рыбачьими лодками и рыбаками, К.Верне, авторское повторение 19 в

26. Печальная процессия, имеющая быть при Сопровождении тела в Бозе почивающего Государя Императора Александра I, 1825 г., Россия, бумага, тушь

Масонский зал
27. Масонский зал

28. Дворцово-парковвый ансамбль и каскад фонтанов в Касселе, гравюра А.Спекулюса с рисунка Ф.Гуарнери, Италия, 18 в

29. Милосердие Самаряниново, гравюра А.Березникова, Россия, рубеж 18-19 вв.

30. Портреты известных масонов

31. Принадлежности масонов: элементы облачения; диплом масонской ложи "Палестина", выданный книгоиздателю А.Семену в 1812 г. (в центре); меч в ножнах с рыцарской символикой, Западная Европа, начало 20 в.

Розовая гостиная
32.

33. Дама на фоне готических развалин, неизвестный художник, Западная Европа, 18 в.

Иностранная библиотека
34. Здесь 11 сентября 1812 года располагался кабинет М.И.Кутузова. В усадьбе Вяземы штаб Кутузова находился 11 и 12 сентября 1812 года. Экспозиция в иностранной библиотеке посвящена полководцам Отечественной войны 1812 года

35.

36.

37. Список крестьян-ратников Московского ополчения из усадьбы Вяземы, награжденных в 1813 г. медалью "В память Отечественной войны 1812 г."

Французский зал
38. После ухода русской армии, 12 сентября 1812 года, дворец занимает И.Мюрат, неаполитанский король, вместе с авангардом французской армии. 13 сентября, в 13:30 в Вяземы прибывает император Наполеон в карете (был болен и не мог сидеть на коне). Наполеон обосновался в деревне Борисовка, откуда выехал утром 14 сентября и уже в 10 часов был на Воробьевых горах. На протяжении сентября и октября Вяземы находились на главной коммуникационной линии Великой армии.

39.

40.

41. Парадная лестница с охотничьими трофеями

Охотничий кабинет
42. Охотничий кабинет

После экскурсии по усадьбе бабушки А.С. Пушкина в Захарово мы отправились в соседние Большие Вяземы. Это бывшее имение князей Голицыных, которое помнит Бориса Годунова, Марину Мнишек, Кутузова и Наполеона. Часто бывал здесь и А. С. Пушкин, который посещал местный храм и пользовался богатой библиотекой Голицыных.

Музей Бориса Годунова в Больших Вяземах

Мы подъехали как раз к двум часам дня, когда начинается дежурная экскурсия. Осмотр начался с восстановленного здания конного двора, где размещается сейчас музей Бориса Годунова.



Именно ему, как царскому родственнику, в XVI веке были пожалованы эти земли. Он построил на месте нынешнего конного двора огромный деревянный терем и заложил в 1598 г. храм Живоначальной Троицы, который позже стал Спасо-Преображенским.



Удивительно, что эта необычная для Подмосковья церковь сохранилась с тех времен. Ее звонница сейчас находится на реставрации также как и верхний храм с уникальными фресками конца XVI века. Их копии мы увидели на втором этаже музея Бориса Годунова.



Кроме того, там выставлены археологические находки, обнаруженные на месте бывшего княжеского терема и костюмы к опере «Борис Годунов».

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Май 11 2017 в 1:06 PDT



Здесь нам рассказали о том, что в смутное время останавливалась в Вяземах Марина Мнишек, на пути к своему жениху Дмитрию Ивановичу. Здесь она принимала дары от него. После ее посещения многие царские постройки в Вяземах сгорели, в том числе и деревянный терем.

Усадьба Большие Вяземы

От конного двора мы направились к Спасо-Преображенскому собору.



Как я уже говорила в рассказе об усадьбе Захарово, возле него был похоронен брат А.С. Пушкина Николай, который скоропостижно скончался в возрасте ше-сти лет. В верхний храм сейчас можно попасть только во время праздника Преображения Господня 19 августа.
Во времена Петра Великого Вяземы считались дворцовым имением. В 1694 г. император подарил эти владения своему воспитателю князю Борису Алексее-вичу Голицыну, который владел также усадьбой Дубровицы. Петр Первый дважды проездом бывал в этих местах. Большие Вяземы принадлежали роду Голицыных вплоть до революции 1917 г. Правнук Бориса Алексеевича Николай Михайлович Голицын после многолетней военной службы получает в свое распоряжение довольно крупную усадьбу Вяземы. Здесь он решает заняться сельским хозяйством и обустройством имения. Сначала в 1771 и 1772 гг. строятся два каменных флигеля. В одном размещалась кухня, а в другом людские покои. Сейчас один из них находится на реставрации, а второй как раз недавно открыли для посещений.



Между флигелями был разбит сад. Позже в 1784 г. на высоком берегу верхнего пруда был построен строгий прямоугольный каменный дом с бельведером.



В это же время возводится каменная ограда вокруг храма, а рядом с главным домом разбивается парк с тремя лучевыми аллеями, расходящимися в разные стороны.



В усадебном парке высаживают липы, вязы, лиственницы и сосны.



Кроме того, Николай Михайлович строит оранжерею, где выращивают абрикосы, сливы и вишни. Большие Вяземы были летней резиденцией Голицына, приезжал сюда он обычно в мае, а уезжал глубокой осенью. Кроме заслуженного отдыха в деревне он старался постоянно пополнять свои знания в области садоводства и овощеводства, читал статьи по агротехнике возделывания различных культур и тут же применял эти знания на практике. Пытался он улуч-шить и быт местных крестьян, построив им избы со стеклянными окнами и отоплением через печную трубу. Именно Николай Михайлович положил начало знаменитой библиотеке в Больших Вяземах и начал собирать картины и различные предметы искусства, которые после революции разошлись по музеям нашей страны.



В 1797 г. в усадьбе побывал император Павел Первый со своей свитой. По случаю визита августейшей особы в Вяземах был устроен пышный обед в парадной столовой.



Детей у Николая Михайловича не было, поэтому усадьба перешла к его брату, а затем к племянникам Борису Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Голицыным. Их мать Наталья Петровна была удивительной для своего времени женщиной и считается, что именно она служила прототипом знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Наталья Петровна родилась и много жила за границей, была очень образованной и заметной дамой, одной из любимых фрейлин Екатерины Великой. Род Голицыных она считала самым знатным и именитым и очень гордилась, что ей удалось породниться с ним, выйдя замуж. Говорят, что ее восхищение фамилией было настолько сильным, что когда она стала хвалить внучке Иисуса Христа, та спросила, не из их ли рода Голицыных был спаситель. Наталья Петровна пользовалась уважением всех императоров и царственных особ, которые поздравляли ее со всеми важными датами в жизни и оказывали ей особое почтение. Была она знакома и с европейскими монархами, некоторые даже активно ухаживали за ней, ведь в молодости она была необычайна красива. Однако с возрастом у нее появились усы и борода, и Наталья Петровна получила прозвище «усатая княгиня». Голицына была очень властной и жесткой женщиной, детей воспитывала в строгости и ее сын, московский генерал-губернатор даже в преклонном возрасте, имея внуков, не смел сесть без позволения матери. Прожила княгиня аж 93 года и до конца жизни сохраняла ясность рассудка. Ее комната во дворце в Вяземах, пожалуй, самая красивая.



А.С. Пушкин был с ней знаком, а от своего друга, внучатого племянника Голи-цыной узнал легенду о комбинации трех карт, которые позволяли всегда выиг-рывать. Эту комбинацию ему якобы поведала Наталья Петровна. Так в голове поэта появился образ «Пиковой дамы».



Один из ее сыновей Борис Владимирович, судя по портретам, был редким красавцем, участвовал в войне 1812 г. и был тяжело ранен при Бородино.



Через какое то время, так и не оправившись от ран, он скончался, оставив двух незаконнорожденных дочерей от какой-то цыганки. Жена его брата приютила сирот у себя, но тщательно скрывала их существование от свекрови Натальи Петровны, которая бы точно не одобрила связь своего сына с женщиной со-мнительного происхождения. Большие Вяземы после войны 1812 г. перешли к Дмитрию Владимировичу Голицыну, памятник которому можно увидеть в усадебном парке.



Кроме того здесь есть памятный знак об остановке в Вяземах русской и французской армии.



После Бородинского сражения, когда наша армия двигалась к Москве, в усадьбе остановился главнокомандующий М.И. Кутузов. Для размещения он выбрал зал иностранной библиотеки. В Вяземах оказывали медицинскую помощь смертельно раненому Багратиону. После того, как русская армия оставила усадьбу, ее заняли французы. В том же зале библиотеки на первом этаже остановился император Наполеон. Сейчас в воссозданном помещении на од-ной из стен размещаются портреты героев войны 1812 г.



Во время нашей экскурсии в зале была репетиция симфонического концерта, который особенно гармонично звучит в стенах дворянской усадьбы. Французы не сильно разорили имение, возможно потому, что Голицын был масоном, как и Наполеон. А между представителями этого движения существовало определенное уважение друг к другу. Понять о принадлежности Голицыных к масонам можно по узору на печных изразцах, я даже не знала, что этот раститель-ный орнамент, оказывается, один из масонских символов.



В комнате перед иностранной библиотекой воссоздана приемная французского императора с портретами его генералов.



В каждом зале дворца множество интересных предметов и очень красивая мебель.



Когда мы поднимаемся на второй этаж, то уже на лестнице видим множество чучел животных.



Связано это с тем, что последний владелец Вязем из рода Голицыных Дмитрий Борисович был начальником царской охоты вплоть до революции, после которой вся семья эмигрировала. Большие Вяземы постигла обычная участь боль-шинства дворянских усадеб: сначала здесь разместилась колония для беспризорников, потом санаторий для партработников, аэродром и танковое училище. Во время Великой Отечественной войны немцы совсем чуть-чуть не дошли до Вязем, а наша армия разместила в главном доме госпиталь. Только в середине XX века задумались о том, чтобы создать в Больших Вяземах и Захарово пушкинский музей.



Восстановление построек и воссоздание интерьеров продолжается до сих пор, но уже сейчас это очень интересное и красивое место, связанное с множеством самых громких имен и событий в нашей истории. Кроме основной экспозиции во дворце выставлены исторические костюмы, фарфор и кружево.


Отдельные залы посвящены детскому уголку, где можно увидеть игрушки, книги и детские развлечения дореволюционного периода.


Внизу мы также осмотрели зал выставки деревянной скульптуры современного автора Г.Я. Буркова.


Парк и территория Больших Вязем

После посещения двух усадеб мы так проголодались и устали, что решили не-ного отдохнуть в местном буфете. Зато когда вышли, увидели, что погода улучшилась, и решили немного прогуляться по территории усадьбы. Подошли к прудам. На той стороне виден мост на плотине, построенной еще Борисом Годуновым.



Затем мы направились к парковке, бросив прощальный взгляд на величе-ственный и такой красивый Преображенский храм.