Виды билетов в швейцарии на поезда. Железные дороги и поезда в швейцарии

В детстве я очень любил игрушечные железные дороги немецкого производства, и даже был счастливым обладателем нескольких поездов, пластмассовых домиков и коробки с рельсами. Немцы выпускали масштабные копии только своих немецких поездов, поэтому о западных железных дорогах я получил представление гораздо раньше чем смог их увидеть своими глазами. А еще железнодорожные макеты были популярны во всяких магазинах игрушек и на выставках. Один такой макет я очень хорошо запомнил, он находился в павильоне «Транспорт» на ВДНХ, до сих пор жутко интересно что с ним стало после превращения грандиозной всесоюзной выставки в грандиозную барахолку. На месте, где в 80е стоял тот огромный стенд с этим макетом, в 90е торговали китайскими радиотелефонами. В общем, Швейцарские железные дороги вызывают у меня прочную ассоциацию с такими макетами, особенно когда смотришь на них откуда-то с верху: те же аккуратные мостики, кукольные домики и холмы с пасущимися на них миниатюрными коровами. И почти такие же, хоть и более современные поезда. Собственно, картинка для привлечения внимания говорит сама за себя.

Железнодорожная сеть в Швейцарии достаточно плотная. Основной оператор - SBB, который работает с 1902 года, до него железнодорожным строительством и перевозками занимались частные компании и администрации кантонов. SBB не единственный оператор: есть еще несколько десятков частных компаний на которые приходится 13% пассажирских перевозок, а на международных маршрутах работают и операторы соседних стран.

01.Табло на вокзале в Женеве.

02. Региональный поезд. Примечательно, что такие поезда приводятся в движение локомотивом, находящимся спереди состава, а задний вагон имеет свою кабину управления для движения в обратном направлении без перестановки локомотива. Немного непривычная картина для путешественника из России, но совершенно обычная для большинства европейских железных дорог.

03. Региональный поезд (Regional Express) это аналог нашего российского пригородного поезда-экспресса, движущегося быстрей обычных пригородных электричек и делающих меньше остановок по маршруту следования.

04. Междугородный скоростной поезд (Intercity Express) модели RABDe 500. Такие поезда останавливаются только в крупных населенных пунктах и развивают скорость до 200 км/ч. У нас их аналоги - Сапсан и Аллегро. Этот поезд разработан при участии ведущих компаний Alstom, Bombardier и SBB, над дизайном трудились итальянские специалисты из Pinifarina. Поезд имеет наклонную систему кузова для прохождения поворотов без снижения скорости. Обратил внимание что многие поезда имеют собственные имена, этот, например Граф Цеппелин.

05. Пригородная электричка семейства Flirt швейцарской компании Stadler. Недавно партия таких поездов была выпущена для Беларусских железных дорог, .

06. Камеры хранения на платформе Женевского вокзала.

07. Валидаторы билетов.

08. Короткая платформа на пару вагонов. Так как сюда за час моего трейн-споттинга ничего так и не приехало, а табло оставалось пустым, не удалось определить какие поезда на нее приходят.

09. Еще один Intercity Express. Двухэтажный. В нем как и есть детские игровые площадки «TickiPark».

10. И тоже как у региональных поездов: электровоз с одной стороны, а с другого конца состава вагон с кабиной управления.

11. Уехал.

12. Междугородний экспресс из Франции семейства Coradia Duplex, оператора SNCF. Здесь делают остановку и скоростные TGV из Парижа, но мне, к сожалению, они не попались. Прибывают такие поезда на отдельную платформу, на которой даже сохранились остатки заграждений зоны пограничного контроля, работавшей здесь до того момента как границы внутри Европы стали прозрачными.

13. Тут как раз можно видеть кусок этих заграждений на платформе. Так же можно заметить значок, указывающий, что на этой платформе останавливается так и не пойманный мной TGV. Как-нибудь я все же поеду и сниму про них серию репортажей).

14. Кадр сделанный с башни собора в Берне. Intercity Express на мосту через Ару.

15. ETR 610 «Cisalpino Due» семейства Pendolino. Высокоскоростной поезд междугороднего сообщения. Попался мне всего один раз. Наверно редкий.

16. А вот один из поездов частной железнодорожной компании BOB (Berner Oberland Bahn). Снят где-то в районе Интерлакена. Это одна из узкоколейных линий. Такие железные дороги не только связывают небольшие населенные пункты, но и являются популярным атракционом для туристов, так как проходят по самым живописным районам Швейцарии.

17. Некоторые такие линии вообще изолированные от остальных, как, например, вот эта линия компании BLM (Bergbahn Lauterbrunnen-Mürren) проходящая по высокогорным районам между небольшими альпийскими городками Грюнтшальп и Мюррен в районе Интерлакена. Линия имеет протяженность всего 7 километров, на особо крутых уклонах на таких горных дорогах между рельс устанавливаются зубчатые направляющие, позволяющие поездам их преодалевать. У поездов для этого имеется специальный механизм. Самая короткая из таких железных дорог имеет протяженность всего 4 километра, в то время как самая длинная - 384 километра. А дорога с самыми крутыми уклонами находится на горе Пилатус недалеко от Люцерна, она имеет зубчатые направляющие практически по всей своей длинне.

18. Инсталляция на вокзале в Люцерне.

19. Слева электричка SBB, справа Междугородний экспресс частной компании BLS. Вокзал Люцерна.

20. Один из самых распространенных старых локомотивов класса Re 420.

21. Пригородные.

22. Пригородный компании BLS, семейства Flirt.

23. Тупиковая призма на вокзале в Люцерне.

24. Вокзал в Люцерне: ни шаурмой отравиться, ни пиратский диск купить, ни бомжу мелочь скинуть). Хотя не, шаурму, пожалуй, можно найти в цивильном вокзальном ресторанчике, только называется она там кебаб.

25. Депо в Люцерне. Взгляд пассажира из окна поезда.

26. Эй, подождите, вечер трудового буднего дня, пригородная электричка, направление из города в область. Почему никто не толкается и не мешает мне снять пустой вагон? Где толпа? Где все эти офисные хомячки с хмурыми лицами, спящие или уныло тыкающие в айпэды, по дороге с работы в далекий милый дом на окраине области??)))

27. По дороге из Люцерна в Брюннен еще раз удивился на сколько тесен мир, случайно разболтавшись с одной русской женщиной, которая, как оказалось когда-то жила в Москве, почти рядом, на Соколе да еще и имеет дачу в Поварово, где так же находится дача моего дяди!

28. Станция Брюннен, пригородная электричка. Вообще, пассажиром швейцарских железных дорог мне пришлось быть всего пару раз, и не надолго, чего, наверно не достаточно для полноценного описания с этой точки зрения. Могу только сказать что железные дороги удобные, поезда быстрые и чистые - европейские пассажиры не увлекаются их дестроем и не мусорят, в отличие от некоторых российских.

29. Из за нескольких ЖД компаний с разными типами поездов и классами их вагонов, а так же множества направлений, отправляющихся с центрального вокзала Люцерна, не сразу смог найти нужный мне поезд в электронном терминале продажи билетов.

30. Затишье на станции Брюннен. Вечереет, ISO повышается, но тру-споттерам не должны мешать такие мелочи).

31. Да и «в проводке» снимать стало легче).

32. Внезапно пролетел скоростной.

33. Пригородная электричка до Люцерна.

34. Вечером пассажирский трафик сильно поредел, зато пошли товарные. Ими в Швейцарии управляет дочка SBB Cargo. И они действительно идут восновном в ночное время, видимо, что бы не мешать скоростным поездам. В Швейарии для перевозки грузов есть еще такой интересный сервис, как «Бегущее шоссе». Страна находится в центре Европы, и через нее всегда был повышенный грузовой трафик. Фуры занимали дороги, пыхтели выхлопами, попадали в аварии и застревали на горных перевалах, и в какой-то момент правительство решило эту проблему пустив специальные поезда с платформами для грузовых автомобилей и контейнеров. Таким образом теперь 70% грузового трафика приходится на железные дороги.

В одном из следующих постов покажу самый маленький город в мире в котором есть метрополитен.
А любите ли вы поезда как люблю их я?)

Путешествие в Швейцарию, предыдущие серии.

Сегодня поговорим о поездах в Швейцарии. Я большой фанат железных дорог, для меня вокзалы, перроны и локомотивы с детства складываются в романтику путешествия, которую не способен воспроизвести никакой авиатранспорт. Иногда из-за этой романтики я пускаюсь на странные авантюры - например было дело я потрясся всю ночь в старом азиатском вагоне вместо получасового перелёта . Но кататься на швейцарских поездах - одно удовольствие, это быстро, красиво и удобно.

Нравится такой локомотив? В конце поста фотки разных поездов страны

А главное - это почти всегда по расписанию, в отличии от соседней Германии, чьи железные дороги меня разочаровали .

Регулярные читатели моего блога несомненно заметили за мной постоянное нездоровое восхищение . Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако, швейцарцы от них не так сильно отстали. Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:

На этой карте жёлтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство из поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем...

1. "SBB CFF FFS" , девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, значащего "Швейцарские федеральные железные дороги" на трёх из главных государственных языков: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвёртый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить ещё "VFS".)

2. Все надписи по системе тоже дублируются на трёх главных языках, а ещё на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.

3. Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далёкими городами может стоить около $50. Надо проехать через всю страну? Это уже будет $100 или дороже.

4. К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продаётся на 3, 4, 8 и 15 дней, и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первом или во втором классе. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на дольше. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он даёт право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.

5. С его помощью можно даже прокатиться на исторических лодочках-паромах по Женевскому Озеру!

Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешёвый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс, вы ещё и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.

Все маршруты поездов есть в гуглокартах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Ещё, компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Андроида и для iOS).

Исключением из этого абонемента являются различного рода подъёмники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. Высокогорный трамвайчик в Церматте , и гондолы в чудесной долине Лаутербруннен входят в эту категорию транспорта.

6. Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра "1" или "2".

7. Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма - фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.

8. Роскошные сидения первого класса бывают и на первом и на втором этажах. Выглядит это вот так:

9. Я в первом классе не ездил, и вам не советую, без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься - почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролёр, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.

10. Впрочем второй класс тоже весьма комфортен - здесь удобные мягкие сидения, и есть возможность поработать во время длинных переездов.

11. Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить компьютер.

13. Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то смотреть в окно в одиночестве, а кто-то общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдётся своё место. Вот например часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2й класс):

Я не раз наблюдал, как такую занимали весёлые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.

14. Для пассажиров помоложе, в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребёнку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы их занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.

Признаюсь, такое я видел в поездах несколько лет назад, почему-то в эту поездку мне эти вагоны-площадки не попадались. Надеюсь, их не отменили - это реально крутая штука.

15. А ещё в поездах (правда не всех) есть специальные тамбуры для велосипедов.

16. Внутри них сделаны специальные крепления, куда можно прицепить велики, лыжи и прочее.

17. Некоторые прицепляют сюда детские коляски.

18. Ну и какой уважающий себя европейский поезд может обойтись без вагона-ресторана?

19. В двухэтажных поездах дальнего следования, рестораны обычно наверху.

20. Здесь всё как положено: скатерти, нормальные стулья, которые можно придвинуть, официант и меню. Даже наливают. Сидишь, ешь, а за окном пробегают швейцарские красоты. Впрочем, о них чуть позже.

21. На нижнем этаже расположено кафе, для менее формальной обстановки. Здесь можно перекусить по-быстрому (если ехать не так далеко).

22. Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы... Вот главный вокзал Цюриха - огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь ещё несколько подземных уровней есть.

23. Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда устраивают рынок! Фермеры до всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.

24. Вот например фрукты-овощи продаёт на какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Всё это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.

25. А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.

26. На платформах висят мониторы, показывающие когда и куда будет следующий поезд, где он остановится на платформе, и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где - ресторан.

27. Да каждой станции полагаются часы. Желательно на какой-нибудь башне. Ведь всё-таки, .

28. Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами!

Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!) При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть тоже подождёт пару минут.

29. А вот для железнодорожных платформ, компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались! Во всём мире война шла, а нейтральные Швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли в 1942 думать о новой букве алфавита !) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом, и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью Йорке в MoMA.

Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила стырить компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гэджетов, правда до суда дело не дошло. Эппл заключил соглашение, позволяющее им использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков за употребление известного циферблата.

Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты, секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.

30. Да, швейцарские поезда удобны, и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чём они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать как мимо вас проносятся зелёных холмы, высокие горы, голубые озёра, и маленькие городки с остроконечными церквушками.

31. Часто железная дорога проложена прямо в паре метров от берега озера.

32. Тогда кажется, что весь этот великолепный пейзаж создан специально для вас - для пассажира. Например ездить вдоль Женевского озера - одно удовольствие, особенно в ясный день. На дальней стороне виден французский берег, там возвышаются Альпы.

33. Даже если ваш поезд идёт не по самой кромке воды, всё равно красиво. Вас порадует вид зелёных полей и виноградников.

34. А уж если вы завернёте в горы, то сможете снимать заснеженные вершины прямо из окна своего состава.

Швейцария богата на природные красоты, и железные дороги - один из лучших способов всё это увидеть. Где ещё так красиво за окном вагона? В Японии, вот где . Но тут трудно выбрать фаворита.

35. Давайте, покажу вам несколько разных видов поездов, которые мне повстречались за неделю активного использования швейцарских железных дорог. Начну с самого милого - этот красавец-локомотив уже был на заглавной фотке, но не грех показать его ещё раз!

Кстати, если кто-то знает модель этого или других поездов, пишите в комментариях, я добавлю информацию в пост. А то я в этом плане полный чайник.

36. Двухэтажный поезд дальнего следования я вам уже показал, а вот это более региональный, который едет в горный Церматт .

37. Бывают и совсем маленькие поезда, скорее похожие на трамвайчики. Они ходят по узко-колейным путям. Именно на таком мы ехали до крохотного городка, где в многовековом доме живёт моя подруга Алиса .

38. Кстати, не все поезда в стране принадлежат федеральному железнодорожному агентству. Есть и частные линии. И если вагоны SBB CFF FFS как правило красно-белые, то частные компании выбирают другие цвета своих ливрей. Например в округе Берна ходят зелёных поезда BLS.

39. А вот такие тёмно-синие составы я видел возле Лозанны.

40. А вот такой сине-жёлтый состав поднимал нас от озёр наверх к долине эльфов .

41. Вообще, на таких частных узко-колейных линиях, ведущих в горы, можно увидеть очень симпатичные вагончики. Причём видно, что многие из них довольно старых дизайнов.

42. Очевидно, частные компании не выкидывают все устаревшие вагоны, а оставляют несколько в виде музея на рельсах. А что, если это работает для нью-йоркского метро , почему бы и не здесь?

43. Посмотрите, какая прелесть!

44. Самая главная хитрость в швейцарских поездах - сесть у окна или в начале или в конце поезда. На поворотах вы сможете сфотографировать не только красивый пейзаж за окном, но и хвост/голову вашего состава, который будет прекрасно гармонировать с окружающей зеленью.

Вот, честно, не представляю, как можно не любить поезда. А если вы их любите, то Швейцария - лучшая страна, для того, чтоб на них кататься.

) – пожалуй, самые надежные и комфортные в мире. Поезда между основными городами курсируют с тактовым интервалом по крайней мере каждые полчаса. Наиболее быстрые поезда – IC, ICN, EC, IR, Schnellzug. Все они мало отличаются по скорости. Местные поезда обозначаются R и RX, в пригородах больших городов есть электрички S-Bahn. Ночных внутренних поездов нет.

Цена на все виды поездов стандартна, доплат на регулярные поезда во внутреннем сообщении никаких нет. Простые разовые билеты очень дороги, билет туда-обратно дает небольшую скидку в пределах 10%:

  • Цюрих-Женева (3 часа) - 76 CHF во втором классе, 126 CHF в первом,
  • Женева-Лугано (5-6 часов) - 104 CHF во втором классе, 172 CHF в первом,
  • Берн-Цюрих (1 час) – 45 CHF во втором, 75 CHF в первом.

    Сэкономить проще всего с билетами Swiss Pass "Системы путешествий по Швейцарии" (действуют на все виды регулярного транспорта) либо с более дешевым билетом "ЕвроДомино Швейцария" (действует только на железной дороге). Последний стоит 85 евро на три дня безлимитных поездок плюс 10 евро за каждый дополнительный день. Всего можно купить до 5 дополнительных дней. Для молодежи до 26 лет цены ниже – 64 евро за первые три дня плюс 8 евро за каждый дополнительный.

    Помимо обычных государственных существуют частные железные дороги, в основном горные. Наиболее мощная альтернативная система – узкоколейный Rhätische Bahn на юго-востоке страны. Некоторые горные панорамные маршруты не покрываются проездными (либо их владельцы получают там только 25-50% скидки). Особенно дороги маршруты на пики Юнгфрау и Маттерхорн, а также маршрут "Ледниковый экспресс". В то же время целый ряд великолепных панорамных маршрутов бесплатен для обладателей проездных – "Золотой перевал", "Бернина экспресс", "Ароса экспресс", "Вильгельм Телль экспресс", "Предальпийский экспресс", "Маршрут Лотчберг" и другие.

  • Штрафы за безбилетный проезд

    Штрафные санкции за безбилетный проезд разнятся в Швейцарии от типа поезда и вида нарушения.

    На региональные поезда (R, SN, S и некоторые RE) садиться без билета запрещено. Такие поезда также отмечены специальным знаком: черный "глаз" на желтом фоне. Пассажир без билета будет обязан заплатить минимум 80 CHF. Поездка в вагоне 1 класса с билетом 2 класса также классифицируется кондуктором как безбилетный проезд.

    Персональные данные пассажира, пойманного без билета, фиксируются и хранятся в течение двух лет. В первый раз штраф составляет 80 швейцарских франков, во второй раз – 120 CHF, в последующие разы – 150 CHF.

    На поездах дальнего следования билет можно приобрести у кондуктора. Эта услуга стоит дополнительные 5 CHF. Если по какой-то причине вы, находясь в поезде, не можете оплатить билет, кондуктор выпишет инвойс, сумма которого будет равняться стоимости билета + сервисный сбор 30 CHF.

    Если пассажир имеет действительный проездной билет, но не взял его с собой поездку, кондуктор выписывает штраф, который будет отменен, если в течение 10 дней пассажир предъявит свой проездной и заполнит специальную форму Travel Without a Valid Ticket в любой железнодорожной кассе Швейцарии. Эта услуга стоит 5 CHF.

    Также предусмотрены следующие штрафы:

  • напоминание о необходимости выплатить штраф или оплатить билет – 40 CHF;
  • жульничество при использовании билета – 100 CHF;
  • использование фальшивого билета – 200 CHF.
  • Личный опыт путешественников

    Добавить отзыв

    Андрей | ноябрь 2009

    Павел Максимов | август 2007

    Смотрите также

    Швейцария. Железнодорожная страсть

    Автор: Алина Трофимова. Фото: Алина Трофимова, Switzerland Tourism

    Сомнений нет. Швейцарцы в детстве не наигрались в паровозики. Причем, практическо поголовно. На вопрос о названии самого популярного в стране Интернет-сайта мой знакомый швейцарец, не раздумывая, отвечает sbb.ch – и, действительно, что может быть важнее расписание движения поездов, выгодных предложений и удобных стыковок?!

    Каждый раз, оказываясь в Швейцарии, мой муж теряет голову (к железными дорогами, точнее, их моделям, у него – особая привязанность). Он "зависает", увидев рядом со станцией очередной раритетный (но работающий) паровоз, он может забыть, куда мы едем, рассматривая восстановленные "пульмановские" вагоны поезда Golden Pass. И бросается фотографировать очередной невероятный тепловоз, вагон или состав – и искренне не понимает мое недоумение. Лишь нечеловеческими усилиями, при помощи уговоров ("Пойдем, пойдем, там еще два зала со старинными автомобилями и самолетами,") его удается увести с железнодорожной выставки в Музее транспорта в Люцерне - там представлена огромная коллекция раритетных паровозов в натуральную величину (по старинным составам и вагонам можно полазить и всё можно трогать руками). Расположенная там же действующая модель железнодорожной системы на перевале Сен-Готард с двигающими поездами (разумеется, точно воспроизведенными), автомобилями и домами, заставляет задержаться у макета даже равнодушних к транспортным шедеврам девушек разного возраста.

    Швейцарская система путешествий (Swiss Travel System) – предмет национальной гордости и почитания в этой стране. Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день.

    Моя дочь, проехавшая на местных поездах не одну сотню километров, больше всего ценит в швейцарских вагонах наличие розеток и Wi-Fi (правда, он бывает не во всех поездах). И в каждой поездке с нетерпением ждет появления колоритного персонажа с тележкой - этакий швейцарский Дед Мороз, который провозит по вагонам тележку с газировкой, сэндвичами, сладостями, батончиками, чипсами и прочей, запрещенной в обычной детской жизни, и оттого еще более желанной едой.

    Разумеется, швейцарцы не могли остановиться только на том, чтобы просто продавать билеты из одного города в другой, в вагоны 1 и 2 класса. И придумали разннобразные проездные. К примеру, билет Swiss Pass помимо обычных поездов действует на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта во всех крупных (и не очень) городах страны. Для владельцев Swiss Pass / Swiss Flexi Pass также действует 50% скидка на многие горные поезда и фуникулеры. В конце весны и осенью второй проездной Swiss Pass / Swiss Flexi Pass на 4 дня предлагается путешественникам бесплатно (при покупке одного билета второй выдается без дополнительной оплаты, в 2012 году это предложение действует до 30 ноября). Проездные Швейцарской системы путешествий – своеобразный "вездеход": достаточно показать его, и платить за вход в музей не придется (в акции участвуют более 470 музеев Швейцарии). Этот же билет дает скидки до 15% при бронировании некоторых сетевых отелей ).

    Поездка на поезде по Швейцарии – не просто перемещение из пункта “А” в пункт “Б”. Многочисленные панорамные маршруты – Golden Pass, Glacier Express, Wilhelm Tell Express и другие "экспрессы" неизменно входят в число самых популярных в Швейцарии экскурсий. «Самый медленный экспресс в мире» - именно так, с плохо скрываемой гордостью, говорят о панорамном поезде Glacier Express (он же "Ледниковый экспресс") швейцарцы.

    В классическом варианте этот поезд идет из Санкт-Морица (или Давоса) в Церматт (и обратно), вдоль Рейна и Роны, преодолевая на своем пути 291 мост и 91 тоннель: дорога занимает порядка 7,5 часов. Впрочем, наиблее нетерпеливые могут проехать часть маршрута, например, из Церматта до Брига или Кура или из Санкт-Морица до Виспа, в этом случае путешествие займет ощутимо меньше времени. Проездные Швейцарской системы путешествий действуют на всех панорамных маршрутах, но нужно заранее забронировать места. А чистые (и большие) окна в панорамных поездах позволяют получать красивые фотографии даже через стекло.


    По дороге вам будут рассказывать (к каждому месту в поезде прилагаются наушники и брошюра) про достопримечательности и интересные факты. И, конечно, не обойдется без любимого развлечения всех путешествующих - еды и напитков. Сначала накормят швейцарскими блюдами и предложат швейцарское вино (мы про него почти не знаем, а напрасно), затем продемонстрируют довольно-таки эффектный способ подачи местных настоек (кирша, абрикотина, вильямина и пр.).

    Почему-то особенно радуются этому аттракциону туристы из Азии, а их в вагонах будет предостаточно: традиционно поездка на Glacier Express и других панорамных поездах считается одной из самых престижных, это настоящий must при путешествии по Швейцарии.

    И из всех красивых и очень красивых дорог Швейцарии особняком стоит Ретийская железная дорога. В 1904 году было построен участок пути с тоннелем Альбула, а чуть позже появился маршрут, соединивший Санкт-Мориц и Тирано. В 2008 году железные дороги Альбула и Бернина были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Ретийской железной дороги входит в маршрут "Ледникового экспресса".


    В начале XX века идея пустить поезд через перевалы, в узкие ущелья, где и обычной дороги-то не было, казалась чем-то из разряда фантастики. Но не для швейцарцев. Железная дорога, позже признанная гением инженерной мысли, включает множество невероятных по красоте виадуков, тоннелей и мостов. Она действительно уникальна, и не только потому, что проходит по невероятно красивым местам, заставляя туристов с фотоаппаратами и видеокамерами метаться от одного панорамного окна поезда к другому.


    В свое время эта дорога стала самой высокогорной в Европе (до тех пор, пока не построили железную дорогу на Юнгфрауйох) и сегодня по-прежнему является одной из самых крутых в мире. Поезд петляет по горам и долинам, то поднимаясь вверх, ближе к заснеженным вершинам, то спускаясь чуть ниже, к уютным деревням. Проезжая крохотные станции и разглядывая ярко-красные поезда и вагоны, никак не отделаться от ощущения «дежа-вю». И, покопавшись в памяти, начинаешь понимать, с чего были скопированы популярные железнодорожные модели. Вот здание станции и вокзал, вот разные типы вагончиков и электровозов, виадуки, мосты, развязки – такое ощущение, что, будто по волшебству, железнодорожный макет, со всеми его деталями, игрушечными разрисованными домиками и деревьями, взяли и увеличили в десятки раз.

    Зачем тащиться на курорт на поезде, если есть автомобили, спросит скептик. В некоторых случаях путешествия на машине по Швейцарии, действительно оправдано - например, если планируются ежедневные поездки в новую зону катания, удобнее иметь под рукой автомобиль. Но арендовать машину имеет смысл не всегда: дело в том, что на большинстве горнолыжных курортов автомобиль просто не нужен. Более того, в некоторых деревнях пользоваться машинами нельзя - их придется оставлять на парковке на въезде на курорт или рядом с ним. В частности, к таким курортам относится Церматт и Саас-Фе, а также Венген (в него вообще можно добраться только на поезде), Бетмеральп и Ридеральп. Если же совершенно не хочется тащить за собой чехол с лыжами и чемодан впридачу, можно поручить сделать это за вас швейцарским железным дорогам - услуга Fly Rail позволяет сделать так, чтобы ваш багаж приехал к месту назначения без вас, прямо из аэропорта, вам даже не придется ждать свой багаж. Это особенно удобно, если по дороге на курорт (или обратно) вы собираетесь провести день-другой в швейцарских городах. Детали и правила доставки можно уточнить на сайте sbb.ch .


    Полезное:
    Swiss Pass (действует на всех видах транспорта по всей стране без ограничений): € 222 на 4 дня (2 класс). Дети до 16 лет путешествуют с одним из родителей бесплатно (при наличии у родителя проездного билета). Также есть билеты со скидками для молодежи, на фиксированное количество дней (Swiss Flexi Pass). Для поездки только от аэропорта до курорта и обратно имеет смысл приобрести Swiss Transfer Ticket (продается только за пределами Швейцарии, у туроператоров и турагентств, либо его можно заранее заказать с доставкой на сайте sbb.ch): от €108 (2 класс, билет в обе стороны).

    Панорамные маршруты:

    Glacier Express ("Ледниковый Экспресс")
    Маршрут: Церматт - Бриг - Андерматт - Кур - Давос/Санкт-Мориц
    Время в пути: 7,5 ч. Выполняется в течение всего года. Зимнее расписание действует с 9 декабря по 8 мая. Путешествие проходит по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Оберальп на высоте 2033 м.

    Предварительное бронирование мест в вагоне " Glacier Express" обязательно и подразумевает доплату в 13 CHF зимой, 33 CHF - летом. Расписание и цены:

    Golden Pass ("Золотой перевал")
    Маршрут: Люцерн - перевал Брюниг - Интерлакен - Цвайзимен - Монтре (/Женева)
    Время в пути: 5,5 ч. Выполняется круглый год.

    Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут - всё это "Золотой перевал". Маршрут соединяет между собой Центральную Швейцарию и Женевское озеро. Поезд отправляется в путь из исторического Люцерна через перевал Брюниг вдоль озера Бриенц в Интерлакен, затем через к виноградникам Лаво.

    Между Монтре и Цвайзимменом курсирует поезд "Золотой Перевал Классик" (Golden Pass Classic) с вагонами, стилизованными под знаменитый "Восточный Экспресс".
    Рекомендуется бронирование мест.

    Bernina Express ("Экспресс Бернина")
    Маршрут : Кур - Санкт-Мориц - перевал Бернина - Поскьяво - Тирано (- Лугано)
    Время в пути: 4 часа. Выполняется круглый год.

    Этот маршрут соединяет Кур (кантон Граубюнден) с Тирано. Общая протяженность маршрута - 145 км. Поезд поднимается на перевал Бернина, на высоту 2253 метра, пересекает 196 мостов и проходит через 55 туннелей. Из Тирано (Италия) можно продожить маршрут на современном автобусе через Велтлин до Лугано (только летом).
    Бронирование мест в поезде и автобусе обязательно.

    Swiss Chocolate Train ("Швейцарский шоколадный поезд")
    Маршрут: Монтре - Грюйер - Брок и обратно
    Время в пути: 8 часов. Выполняется с мая по октябрь.

    Швейцарский шоколадный поезд - это совместный проект компаний GoldenPass Services и Cailler-Nestle. Отправляясь в путь в вагоне "Belle Epoque" или современном панорамном вагоне, можно увидеть живописные террасы виноградников над Монтрё и средневековый городок Грюйер, родину знаменитого сыра. После экскурсии поезд идет в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада. В стоимость включены следующие услуги:
    . бронирование места
    кофе и круассаны в поезде
    автобус от вокзала в Грюйере в деревушку и обратно
    посещение замка Грюйер
    посещение сырной фабрики в Грюйере
    видео-презентация, посещение производства и дегустация на кондитерской фабрике Nestle

    Расписание: май, июнь, сентябрь и октябрь: по понедельника, средам и четвергам, июль-август: ежедневно. Отправление из Монтрё в 9.12, возвращение в Монтрё - 17:40. Цена: CHF 99.- для взрослых, CHF 69.- для детей и обладателей дисконтной карты.

    Wilhelm Tell Express Экспресс "Вильгельм Телль"
    Маршрут: Люцерн - Люцернское озеро - Флюелен - Сен-Готтард - Беллинзона - Локарно/Лугано
    Время в пути: 5 часов. Выполняется круглый год.

    Скорость - это не то, чего следует ожидать от Экспресса "Вильгельм Телль". Маршрут начинается в Люцерне, на борту исторического двухпалубного колесного парохода, такого же, как и сто с лишним лет назад. После этого можно пересесть на панорамный поезд для продолжения путешествия в Локарно, Тичино - итальянскую часть страны. Дорога в этот кантон идет через знаменитый перевал Сен-Готтард.
    Бронирование мест обязательно.

    Где купить билеты на швейцарские поезда?
    Проездные билеты Швейцарской системы путешествий можно купить у аккредитованных туроператоров в России. Их полный список: , цены на билеты не отличаются от швейцарских. Некоторые виды билетов, в частности, Swiss Tranfer Ticket, можно купить только за пределами Швейцарии.

    Билеты на разовые поездки и некоторые виды проездных можно заказать заранее через Интернет: sbb.ch .

    Выбрать подходящий вид проездного билета можно при помощи сервиса